Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Трагические события конца жизни Боэция






Все началось с доноса влиятельного сенатора и экс-консула Альбина. Королевский референдарий (главный осведомитель двора) Киприан доложил Теодориху о якобы имеющей место тайной переписке Альбина с византийским императором Юстинианом[20]. Фактически это рассматривалось как тягчайшее преступление: государственная измена, «оскорбление величества».

За доносом последовал суд «священного консистория», который состоялся в присутствии короля и всего сената в городе Вероне. Боэций выступал в защиту Альбина и заявил о подложности писем, добавив о том, что свидетельство Киприана ложно. «Но если Альбин так сделал, то и я, и весь сенат единодушно так сделали. Но это ложь, великий государь!». Таким образом, Боэций хотел поручиться за Альбина. В ответ Киприан, поколебавшись, обвинил в заговоре против готов также и Боэция. Тот был арестован и отправлен в тюрьму в местечко Кальвенциано под Павией (узничество рядом с церковью св. Павла), где он находился в заключении вплоть до казни[21].

Была устроена инсценировка суда над философом. Его обвиняли в том, что он, желая спасти сенат, препятствовал в предоставлении документов, которые свидетельствовали бы об оскорблении величества сенатом. В том, что он выражал надежду вернуть Риму утраченную свободу, в том, что повинен в святотатстве, злоупотреблении магией. Мотивировали это связью с философскими занятиями (Утешение философией кн.1, 4).

Суд над Боэцием проходил в его отсутствие (Там же). Все три свидетеля обвинения (Василий, Опилион, Гауденций) были людьми Киприана. Боэций говорил об их порочности и коррумпированности, что они были заинтересованы в его падении. Единственным защитником Боэция был Симмах. Сенат предал своего защитника и вынес смертный приговор. Симмах тоже вскоре был казнен, войдя в историю, как мученик за правду.

Такой исход событий был выгоден Кассиодору – идеологу проготски настроенных представителей римско-италийских придворных кругов, главных обвинителей Боэция. Кассиодор сменил павшего Боэция на его посту министра оффиций. В конце концов, Кассиодор хотя бы виновен в том, что не встал на защиту философа, чем поспособствовал его гибели[22].

Симмах и Боэций никогда не смогли бы принять христианскую философию истории и признать варваров законными приемниками римской славы, как это сделал Кассиодор. В «Вариях» Кассиодор высоко оценивает Боэция, однако умалчивает о его политической ориентации[23]. Боэций не пишет о Кассиодоре в «Утешении», вероятно тоже по причине политических разногласий и расхождений в мировоззренческой сфере. Симмах и Боэций могли принимать варварское государство до тех пор, пока оно, по их представлениям, развивалось в рамках римской государственности и римской культуры.

Имя Теодориха стало восприниматься как символ варварской жестокости и тирании. Но современники судили о нем иначе. Кассиодор, Эннодий и сам Валуа говорили о нем как мудром веротерпимом, справедливом, покровителе просвещения. Даже Прокопий Кессарийский высоко его оценивал, считая, что он единожды изменил принципу, когда казнил Боэция[24].

Перед казнью в 524 или 525 году были тяжелые пытки. В 1883 году Львом XVIII был узаконен культ Боэция как мученика церкви (сущ. еще в раннее средневековье в Павии)[25]. В заточении он нашел в себе мужество написать свою лучшую книгу. Она прославляет Бога и человеческое достоинство.

Образ философа запечатлен в средневековых книжных миниатюрах и на одном из порталов Шартрского собора. Он изображен как ученик Философии.

В «Наставлении в арифметике» есть выражении философии числа, которая может быть дана только пифагорейцем либо неоплатоником (каким Боэций был). – Математика предшествует освоению философии. Сочинение представляет собой адаптацию «Введения в арифметику» греческого математика Никомаха из Геразы (II век).

Много Боэций сделал и в области переводов с греческого языка на латинский произведений греческих философов и учёных. Он перевёл логические труды Аристотеля «Об истолковании» и «Категории», первые четыре книги «Начал» Евклида, «Основания арифметики» Никомаха. Эти переводы сыграли свою значительную роль в распространении философии и образованности в Средние века.

Боэций был одним из самых читаемых авторов средневековья, о чем свидетельствуют многочисленные списки его сочинений, хранящиеся в крупных библиотеках Европы и США[26].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал