Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕКЦИЯ 21. Церковный раскол.






После Смутного времени роль церкви заметно возросла. Это связано с именем патриарха Филарета, который сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил Россией. К середине XVII века начинаются изменения отношений между церковью и государством. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской («священство выше царства»). Централизация русского государства требовала унификации церковных обрядов. Уже в XVI веке на Стоглавом соборе был установлен общерусский пантеон святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить по каким образцам вносить исправления.

В 1640-е гг. возник кружок " ревнителей древнего благочестия", в который входили будущие враги Никон и Аввакум-между ними шли споры, по каким образцам вносить изменения - по греческим или древнерусским. Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Между тем греческая церковь со времен введения православия на Руси пережила ряд реформ и значительно отличалась от древней русской.

В 1652 году Никон стал патриархом и, опираясь на поддержку Алексея Михайловича, стал с 1653 года решительно проводить реформы в жизнь. Он начал реформу по унификации обрядов. За образец были взяты греческие правила и обряды.

Причины реформы Никона:

Централизация государства требовала унификации (установления единообразия церковных обрядов).

Стремление сделать Россию центром мирового православия после гибели Византии (в планы Алексея Михайловича входило объединение православных церквей Украины и балканских стран с русской церковью, а для этого нужна единая обрядность).

Искажение текстов церковных книг и церковных обрядов

Необходимость наведения порядка в церковной жизни

Содержание реформы Никона (1653-1656 гг.)

o Устанавливалось единое богослужение по греческому образцу

o Вводилось крестное знамение тремя пальцами

o Земные поклоны заменялись поясными

o Во время крестного хода двигались навстречу солнцу

o «Аллилуйя» стали произносить трижды, а не дважды

o Иначе стали писать имя Христа-Иисус, вместо старого Исус

Никон, считавший духовную власть выше светской, стал ставить себя выше монарха. Это вызвало недовольство Алексея Михайловича, который перестал приглашать его на многие важные церемонии. Никон демонстративно покинул Москву и уехал в Ново-Иерусалимский монастырь, ожидая, что его попросят вернуться, но в 1666 году царь собрал церковный собор, который лишил его сана (это усилило положение светской власти). На этом же соборе были осуждены противники церковной реформы.

1666 год -считается началом раскола русской православной церкви. Против никоновских реформ резко выступил протопоп Аввакум. Своими проповедями он призывал бороться с реформой.

Аввакума пытались переубедить, а не сумев, предали анафеме. Он и его сторонники (раскольники, старообрядцы) подверглись репрессиям. В 1681 году его сожгли на костре. Раскол стал одной из форм социального протеста масс, связывавших ухудшение своего положения с церковной реформой. Старообрядцы уходили от преследования в глухие районы, где основывали свои общины, при приближении войск часто сжигали себя. Не приняли реформ Никона монахи Соловецкого монастыря, которые 8 лет выдерживали осаду царских войск. Среди старообрядцев были и представители господствующих слоев, например, боярыня Морозова.

Причины раскола:

-Психологическая неготовность части верующих и духовенства к восприятию религиозных новшеств (для многих нововведения означали, что всю свою жизнь он жил неверно)

-Противоречия в церковной среде.

В.Суриков «Боярыня Морозова» (1887; передвижничество)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал