Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и сущность рыночного спроса и предложения
Понятие спроса. Процессу обмена товаров на рынке присущи свои законы. Одним из важнейших законов рыночной экономики, управляющих процессом товарообмена и ценообразования, является закон спроса. Покупатель, испытывая потребность, желает приобрести товар, однако для того, чтобы это желание реализовалось и он осуществил свой спрос на товар, необходимо выполнение нескольких условий: доступность товара (место продажи), покупательская способность, воля к покупке и соответствующая окружающая социальная среда. Таким образом, на рынке пересекаются два встречных потока: покупатели, испытывающие определенные потребности и намеревающиеся приобрести конкретный товар, и производители (продавцы), готовые его предоставить по определенной цене. Далеко не всегда эти встречные потоки вступают в состояние равновесия. Часто в повседневной жизни приходится сталкиваться с примерами, когда поиски нужного товара оказываются безуспешными в силу разных причин и далеко не каждый желающий приобрести нужный товар находит на рынке нужные ему предметы, продукты или услуги (рис. 18).
Рис. 18. «От потребности к спросу» (по А. В. Осташкову) Спрос – это количество товара или услуги, которое будет куплено по определенного цене за определенный период. На изменение спроса могут влиять неценовые факторы: • изменения в денежных доходах населения (рост доходов увеличивает спрос на разные виды товаров (высококачественные продукты питания, мебель, бытовую технику) при всех возможных ценах на них); • изменения в структуре населения (старение населения, рост количества пенсионеров увеличивает спрос на диетическое питание, лекарства, медицинское обслуживание); • изменения цен на другие товары, особенно на товары‑ заменители (рост цен на сливочное масло вызовет повышение спроса на маргарин); • экономическая политика правительства (денежные пособия, выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увеличат спрос на товары, потребляемые этой группой населения); • изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др. (увеличение спроса на спортивную обувь в восьмидесятые годы связано с тем, что в среде молодежи она перешла в разряд повседневной). Однако одним из важнейших факторов влияющих на спрос остается цена. Закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены.
Рис. 19. График спроса, где Р 1 и Р 2 – цена; Q 1 и Q 2 – величина спроса; D – спрос (по А. В. Осташкову) Описанный эффект (рис. 19) наблюдается по следующим причинам. Во‑ первых, потому, что при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода). Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Во‑ вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения). Эффект замещения показывает взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса. При покупке товаров нормального качества эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Вместе с тем существуют низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, «собачья» колбаса, низкокачественные папиросы и сигареты). При изменении цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. Закон спроса не действует: • при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен; • для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.); • при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него). Если спрос изменился под воздействием неценовых факторов, то при той же цене это будет уже новый спрос и на графике он отражается другой кривой. Предложение – это количество товара или предложение услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Закон предложения: при прочих равных условиях предложение на товары в количественном выражении изменяется в прямой зависимости от цены. С ростом цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их снижения – меньшие (рис. 20).
Рис. 20. График предложения (по А. В. Осташкову); Р 1 и Р 2 – цена; Q 1 и Q 2 – величина спроса; S – предложение Такая реакция предложения на цену связана со следующим: • во‑ первых, предприятия, работающие в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводят новые мощности, что приведет к росту предложения; • во‑ вторых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в отрасль придут новые производители, что также будет способствовать росту производства и предложения. На изменение предложения могут влиять неценовые факторы. • Изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменение источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево, снижение – вправо. • Выход на рынок новых предприятий увеличит предложение вне зависимости от цен. • Изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход предприятий из отрасли уменьшит предложение). • Природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику, влияют на сокращение предложения. Цена равновесия. Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться. Следует различать величину спроса и сам спрос. При снижении цены увеличивается величина спроса, а сам спрос (как выражение потребности в данном товаре) остается неизменным. Об увеличении спроса можно говорить, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара. Поскольку спрос вырос под воздействием неценовых факторов, то при той же цене это будет новый спрос и на графике произойдет смещение кривой спроса D 1 в новое положение D 2 (рис. 21).
Рис. 21. График смещения кривой спроса в новое положение D 2; Q 1 и Q 2 – величина спроса (по А. В. Осташкову) При увеличении среднего дохода покупателей при прочих равных условиях кривая спроса D 1 сместится вправо вверх и тому же уровню цены будет соответствовать возросший уровень спроса D 2.
Рис. 22. График смещения предложения S (по А. В. Осташкову) Главный фактор, влияющий на предложение, – издержки производства. Поэтому если издержки производства снижаются, то кривая предложения S 1 смещается вправо вниз. Величина предложения при неизменной цене Р возрастает с Q 1 до Q 2. Если наложить друг на друга два графика, обозначающие совокупный спрос и совокупное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения. В некоторой точке Е кривые пересекутся.
Рис. 23. График пересечения кривой спроса и предложения (по А. В. Осташкову) В точке Е спрос равен предложению (Q 1) и цена Р 1 выступает как цена равновесия. При более высокой цене Р 2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку AB). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р 3) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае имеет место излишек спроса. Лишь в точке Е достигаются равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться. При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж (такое равновесие существует при любой цене). При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.
|