Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Скажи: Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему»[85].
Коран состоит из трех частей: · Упоминание о единобожии (таухиде), когда Аллах Всевышний сообщает о Себе и о поклонении, а также запрещает совершать многобожие. · Упоминание о приказах и запретах Аллаха Всевышнего, и о том, что разрешено (халяль) и запрещено (харам). · Упоминание о посланниках и их народах, рассказы о прошлом и будущем, о Рае и Аде. Что же касается этой суры ″ аль-Ихляс″, то она целиком относится к первой части из тех, что мы упомянули. Она сообщает нам об Аллахе Всевышнем, то есть о единобожии (таухиде). Поэтому по своему достоинству она равняется трети Корана[86]. В этой суре содержится отрицание недостатков от Аллаха Всевышнего и утверждение Ему абсолютного совершенства. Слова: «Скажи: " Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный…"» — это утверждение. А слова: ″ Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему″ — это отрицание. «Скажи: " Он - Аллах Единый…"» — то есть: Он – Аллах Единый и нет у Него сотоварища в Его господстве, нет у Него сотоварища в поклонении, и нет равного Ему в Его именах и атрибутах.
«… Аллах Самодостаточный…» — к Нему направляются творения, прося у Него то, в чем нуждаются.
«… Он не родил…» — то есть, нет у Него ребенка, и Он пречист от того, чтобы иметь ребенка. В этом опровержение тем, кто приписывает Аллаху ребенка: · Опровержение христианам, которые говорят: ″ Иисус – сын Аллаха″; · Опровержение иудеям, которые говорят: ″ Узейр – сын Аллаха″; · Опровержение многобожникам, которые говорили: ″ Ангелы – дочери Аллаха″. Они приписали Аллаху дочерей, хотя сами не любили детей женского пола. Аллах Всевышний сказал: «Они приписывают Аллаху то, что им самим неприятно» [87]. А также: «Неужели у Него - дочери, а у вас - сыновья?» [88] Аллах Всевышний также сказал: «Они (многобожники) сделали некоторых из Его рабов частью Его (то есть приписали Ему детей и сотоварищей) » [89]. А также: «Неужели они приписывают Аллаху ту, которую растят в нарядах и которая не способна ясно говорить при тяжбе?» [90] А также: «Они сделали ангелов, которые являются рабами Милостивого, женщинами. Разве они присутствовали при их сотворении? Их свидетельство будет записано, и они будут спрошены» [91]. Многобожники описывали Аллаха Всевышнего тем, что у Него есть дочери. Христиане описали Аллаха Всевышнего тем, что у Него есть сын — ’Иса ибн Марьям (Иисус сын Марии), хотя тот был всего лишь рабом Аллаха и Его посланником. Аллах Всевышний сказал: «Он (Иисус) сказал: " Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком"» [92]. А также: «Он (Иисус) - всего лишь раб, которого Мы облагодетельствовали и сделали примером для сынов Исраиля» [93]. ’Иса (Иисус) был не сыном Аллаха, а рабом Его и посланником. Аллах Всевышний сказал: «Он (Аллах) не родил и не был рожден» [94]. Также родители испытывают нужду в детях. А Аллах Всевышний сказал: «Он богат, и Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле» [95]. Он богат и не нуждается в ребенке. Что же касается родителей, то они нуждаются в своих детях.
«… и не был рожден…» — в этих словах отрицание того, что у Аллаха есть сотоварищи и подобия, ибо сын бывает похож на своего отца.
«… и нет никого, равного Ему» — то есть: у Аллаха Всевышнего нет никакого подобия. Аллах Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему» [96]. А также: «Знаешь ли ты другого подобного Ему?» [97] Отрицание джахмитами того, что рабы увидят своего Господа Сказал автор стихотворения: «Отрицают джахмиты лицезрение, но у нас В подтверждение наших слов есть ясный хадис Его передает Джарир от Мухаммада, Так говори же то, что сказал он (пророк) относительно этого и ты преуспеешь». ————————————————————————————————————————————— Разъяснение (шарх) Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан: Джахмиты отрицают лицезрение Аллаха в Последней жизни, хотя на это у них нет никакого доказательства. Но у нас есть много хадисов, передающихся большим количеством передатчиков, относительно того, что верующие увидят Аллаха. Их перечислил ибн уль-Къаййм, да смилуется над ним Аллах, в книге ″ Хади аль-Аруах иля биляди-ль-Афрах″, которая посвящена описанию Рая и тому, что в нем будет. Он перечислил все хадисы на эти тему, их версии, их цепочки передатчиков.
«Его передает Джарир…» — имеется в виду Джарир ибн ’Абдуллах аль-Баджали, да будет доволен им Аллах. К тому же на эту тему передаются хадисы и от других сподвижников[98]. А автор стихотворения просто привел в качестве примера один хадис и ограничился этим. «…от Мухаммада…» — то есть, Джарир передал слова Мухаммада – посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Так говори же то, что сказал он (пророк) относительно этого и ты преуспеешь» — то есть: не противоречь слову посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а иначе ты потерпишь убыток, так как Аллах Всевышний сказал о нем: «Он не говорит по прихоти. Это - всего лишь откровение, которое внушается»[99].
Убеждение джахмитов относительно Рук Аллаха Всевышнего Сказал автор стихотворения: «Отрицают джахмиты также и правую Руку Аллаха. Обе Его руки даруют милости». ————————————————————————————————————————————— Разъяснение (шарх) Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан: Джахмитами называют последователей Джахма ибн Сафуана, который перенял своё учение от аль-Джа’да ибн Дирхама. «Отрицают джахмиты…» — то есть: последователи Джахма отрицают имена и атрибуты Аллаха Всевышнего. Это одно из проявлений их скверной идеологии, хотя у них есть еще много скверного. Если на какой-то определенный атрибут Аллаха указывает шариатский довод, то мы утверждаем этот атрибут, в отличие от тех, кто отрицает имена Аллаха и Его атрибуты (сыфаты). Также мы противоречим тем, кто уподобляет атрибуты Аллаха атрибутам творений. Их называют ″ мумассиля″. Следовательно, в этом вопросе есть две крайности. Одна группа стала полностью отрицать имена Аллаха и Его атрибуты, а другая стала уподоблять Аллаха Всевышнего творениям. Приверженцы сунны находятся посередине меж двух этих групп. Они утверждают все атрибуты Аллаха Всевышнего, о которых Он сообщил, безо всякого уподобления творениям. Как сказал Аллах Всевышний: ﴿ ل َ ي ْ س َ ك َ م ِ ث ْ ل ِ ه ِ ش َ ي ْ ء ٌ و َ ه ُ و َ ا ل س ّ َ م ِ ي ع ُ ا ل ْ ب َ ص ِ ي ر ُ ﴾
|