Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ектиния об оглашенных
Оглашенные по идее должны слушать чтения, но не молиться. «Кричит, как оглашенный» - от того, что в Византии была одно время традиция крестить детей в 3 года; а они в это время, понятно, любят кричать! Ектиния об оглашенных была всегда, т.к. дети всегда есть. А ектения «о ихже ко просвещению» - о тех, кто перешел на 2-й этап оглашения (было время, когда было 2 этапа). Эта ектиния прибывлялась в великий пост, когда были эти люди, готовящиеся ко Крещению. Сейчас эта ектения осталась на последних седмицах поста на Преждеосвященной Литургии. Греки, когда сокращают эту серию ектений, кто-то один эти ектении и молитвы, привязанные к ним читают про себя. Каждение: 1) для красоты, 2) в монашеской среде, чтобы не воняло (на всенощную раз в неделю пришли все монахи и «дух», чтоб от него избавиться - кадят). 3) образ Духа Святого. 11.02.2013 После сугубой ектении литургия в Константинополе приходит в 3 линии: моление верных (диакон на амвоне с народом), приготовление священнослужителей себя (у престола), принесение хлеба и вина (остальные диакона уходят в ризницу за дарами и возвращаются). I) Моление верных начиная уже с 2-го века – неотъемлимая часть литургии. С 3-го века они сформировались в ектении. Прошения диакона – не молитва, а призыв к молитве на ту или иную тему, а люди уже молятся. Изначальное моление верных – это сложение мирной и просительной ектении. Это была единая молитва, которая прирывалась приношением даров и возгласами. Сейчас тоже прирывается. «Паки, паки...; заступи... и премудрость» – это указание на прирывание, потом еще ектиния, опять она заканчивается «премудрость», вход и ектиния продолжается. Изначально в этом месте были и прошения из мирной; потом мирная перешла в начало службы – перед «святый Боже» - так до 12 века (от этого осталась малая ектения перед Трисвятым, когда литургия соединяется с вечерней), примерно в 12 веке перенесена в самое начало. Т.к. она всегда была в начале, а потом, когда «предисловие» (антифоны, чтения и т.д.) стали восприниматься, как часть службы, мирную ектинию перенесли в начало службы. Традиция отдельных процессов: приготовления священиков (см. ниже), и молитвы верных (ектений) отразилась на наш служебник. Во второй ектении есть примечание: «аще иерей служит без диакона, то все прошения, кроме первых двух не произносятся». Т.е. логика такая – если диакона нет, то и моления верных нет в полном объеме. II) Молитвы священников называются «молитвы верных», это не правильно, т.к. молитва верных – это ектении, а это 2-й элемент - приготовление священнослужителей себя (этот процесс «приступание к престолу» есть во всех обрядах и конфессиях). Этих молитв 3 – две во время ектений, 3-я после входа. Еще три священнодействия: умовение рук; выбор того, кто будет совершеть таинства; и его приветствие. Молитва «Никто же достоин...» была добавлена в Константинопольскую традицию иконоборцами. Она не предполагает сослужение (персональная) и не предполагает выбора совершителя. Молитва на поставление Даров тоже от иконоборцев (есть только у свт. Василия), она слилась с 3-й молитвой в литургии свт. Василия. 1) 1-я молитва – противопоставление «о наших грехов и о людских неведениях». Тема: «силою Духа Святаго» эта сила нужна, чтобы таинство совершилось. 2) 2-я молитва – тема очищения от всякого греха, чтобы предстоять жертвеннику. Т.е. это молитва о молитве; молитва о том, чтобы священник был достоин совершить евхаристическую молитву. 3) 3-я молитва (после великого входа) – объединяет темы первой и второй молитв, есть даже цитаты из 1-й и 2-й. У свт. Василия те же темы. 4) Молитвы восточного происхождения: Молитву «Никтоже достоин...» добавили при иконоборцах. В связи с этой молитвой был в 12 веке богословский спор. Один проповедник сказал, что Жертва на Кресте приносится всей Троице (правильно), диакон Сатерих Пантевген (кандидат в патриаршество) сказал, что это не так; собрали собор, определили, что действительно всей Троице приносится Жертва; и что каждая Евхаристия – это повторение, актуализация той самой Голгофской Жертвы. Кстати, Шмеман говорит, что это – бред, следовательно он выступает против собора и еретик. На молитву «Никтоже достоин...» ссылались отцы собора. 5) Молитва на поставление Даров – она присоединена к 3-й молитве у свт. Василия (со слов: «Призри на ны...»). 6) Омовение рук. Телесное очищение. Символ – духовное очищение. Раньше все священники омывали в этот момент. Потом священническое омовение перенеслось на начало, а епископское омовение осталось на месте; теперь епископ и в начале и здесь омывает. 7) Выбор совершителя. В 5-6 веках в Константинополе была практика (источник – житие Маркиана и Кануна), что все готовились к совершению, но один совершал, не обязательно предстоятель. Маркиан шел в храм, отдал свою одежду нищему, а потом еписком говорит, что он совершает евхаристию; а он в шоке, что когда он поднимет руки все увидят, что он голый; он служит, никто ничего не говорит; потом еписком вызывает и говорит, что я видел у тебя дорогую порфиру; Маркиан поднимает фелонь, а там ничего нет и епископ понял, что это чудо. Суть в том, что есть упоминание на выбор совершителя. Поэтому готовятся все, а потом предстоятель указывает на того, кто совершает, от сюда диалог - «Дух святый найдет на тя...». Изначально говорил предстоятель тому священнику, кому он доверяет совершать: «Дух Св. найдет на тя...», а теперь это диакон говорит. Это, конечно, абсурд. Должен один священник другому говорить, или священник сам себе; в синодальной редакции, когда священник диакону говорил, вообще бред; а сейчас, когда диакон священнику говорит – получается, что диакон назначает священника совершить Евхаристию. 8) Приветствие того, кто совершает. От сюда: «Мир всем». Т.е. меня выбрали и я говорю: «сегодня я». 18.02.2013
|