Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анафора Василия Великого ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Есть 3 коптские версии краткой редакции: на греческом языке, две на коптском; есть версии полной редакции: византийская (наша), сирийская, армянская 1-я, армянская 2-я (похожа на византийскую). Как это соотнести? 1-я теория (Винклер): 1-я армянская изначальная (сомнительная теория); 2-я теория (Енгбердинг, Фенвик): Был Urtext, от него происходит краткая редакция; от него же происходит и расширенный текст. От него происходит 4 редакции полной версии, из которых 1-я армянская древнее. Т.е. в Малой Азии существовала древняя молитва (Urtext), затем кто-то переделал её в краткую редакцию; затем кто-то (может тот же, кто редактировал краткую версию) существенно дополнил Urtext (во многом это цитаты из Писания) и получился прототип 4-х полных версий. Язык этих дополнений совпадает с языком Василия в трактате о святом Духе. Следовательно, вывод: свт. Василий существенно расширил Urtext и является соавтором полной редакции. Он ли создавал краткую версию, приписываемую ему – не известно. Анафора Василия Великого: 1) Диалог. Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити что? милость мира... Что это такое? Это абсурд. В древних рукописях: Милость, мир, жертву хваления. Т.е. мы приносим Богу святое возношение, милость, мир, жертву хваления. Это правильный вариант. Был еще вариант. Горе имеим сердца – повелительное наклонение, конъюктив; т.е. Давайте будем иметь сердца горе. Благодарим Господа – тоже повелительное наклонение: возблагодарим Господа. Достойно и праведно есть, покланятися Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней. Везде, кроме наших печатных изданий и некоторых греческих рукописей 17 века эта фраза звучит просто: Достойно и праведно. А остальное взято из чина крещения, и в 17 веке включено в литургию, чтобы было больше времени для чтения молитвы. Во всем христианском мире по-старому: Достойно и праведно. Что значат слова? Как бы диалог - Давайте возблагодарим Господа – Достойно это делать. «Достойно» - благодарить Бога само по себе хорошее дело; «праведно» - это еще и положено делать. Греки убрали все остальное, а у нас осталось. 2) «Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю покланяемый! Достойно яко воистинну, и праведно, и лепо великолепию святыни Твоея, Тебе хвалити, Тебе пети, Тебе благословити, Тебе кланятися, Тебе благодарити, Тебе славити единаго воистинну сущаго Бога, и Тебе приносити сердцем сокрушенным и духом смирения словесную сию службу нашу, яко Ты еси даровавый нам познание Твоея истины» - констатация обращения к Богу, с перечислением эпитетов; тема дарования гнозиса и нашего недостоинства. 3) Рассказ 1, о Троице: «И кто доволен возглаголати силы Твоя, слышаны сотворити вся хвалы Твоя, или поведати вся чудеса Твоя во всяко время. Владыко всех, Господи небесе и земли, и всея твари, видимыя же и невидимыя, седяй на престоле славы и призираяй бездны, безначальне, невидиме, непостижиме, неописанне, неизменне, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великаго Бога и Спасителя, упования нашего, иже есть образ Твоея благости: печать равнообразная, в себе показуя Тя, Отца, Слово живое, Бог истинный, превечная Премудрость, живот, освящение, сила, свет истинный, имже Дух Святый явися; Дух истины, сыноположения дарование, обручение будущаго наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения». Такой большой рассказ о Троице – особенность Василия. 4) Рассказ 2, Ангельская Литургия: «от негоже вся тварь словесная же и умная укрепляема Тебе служит и Тебе присносущное возсылает славословие, яко всяческая работна Тебе. Тебе бо хвалят Ангели, Архангели, Престоли, Господьствия, Начала, Власти, Силы и многоочитии Херувими. Тебе предстоят окрест Серафими, шесть крил единому, и шесть крил единому; и двема убо покрывают лица своя, двема же ноги, и двема летающе, взывают един ко другому, непрестанными усты, немолчными славословеньми. Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголющее: Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних. С сими блаженными силами, Владыко человеколюбче, и мы, грешнии, вопием и глаголем...». У Василия, в отличие от других анафор, очень плавные переходы от темы к теме. Ангельская песнь в молитве – элемент праздника в еврейских и древнехристианских молитвах до 4-го века; т.к. в праздник особенно открываются небеса. Есть 2 ветхозаветные молитвы ангелов: «свят, свят...» и «благословен...», которую переделали в «... Грядый во Имя Господне». 5) Рассказ 3, о Домостроительстве: Далее конспект о.Матфея: 2. Домостроительство спасения: славословие Богу за всю историю мира от творения человека, грехопадения, изгнание из рая, но уже во Христе домостроительствовал, не бо = ведь Ты, разными способами посетил людей: перечисления их (пророки, события, чудеса, ВЗ, Ангелы Хранители народа), Триодология Сыном Твоим, Им же и веки сотворил еси (время, как такое же пространство), ипостась ≠ личность, не похитил у Бога, Превечный Бог пожил с человеком. Поскольку человеком грех вошел в мир, так и осудил грех в Себе, приобрел нас Себе в качестве царского священства и святого народа, дал Сам Себя нам вместо смерти, победил ад, воскрес, Сам стал для всех Всем, первым быв во всем и в смерти, второе пришестви, — это целое домостроительство, потом аспект: Евхаристия. Хлеб поднял и показал Богу и Отцу, потом Чашу подал во оставление грехов (все конструкцие абсолютные, нанизанные падежами, а не через предлоги). Сие творите в Мое воспоминание — важно, только у Вас В (все части присутствуют). 3. Прошение (Анамнесис): Поминающе убо... те все вспомнили, все домостроительство не забыли честно, и Бог по этому совершает Таинство. Все это воспоминающе, приносяще (о всех и за вся) Тебе поем, благодарим и молимся = все вместе одно предложение (не должно делиться на священника и хор). Твоя от Твоих — плоды земли, что Твое = Божие, от Твоих = земных благ и даров. И о всех и за вся (здесь в греч ср р — часто в греч ср р, мн ч означает обощением качества), перевод, как Святое Святым. Значит: согласно всему вышесказанному и благодаря этому. Еще вар: κ α τ α π α ν τ α κ α ι δ ι α π α ν τ α = всегда и всюду. Либо: мы поем Богу везде и всюду. 3.Жест поднятия Даров — католического происхождения здесь (на Святая Святым — с древности), у кот хар практика только поклонение святыне, но не обязательно причасти, медитация перед Дарами, освящение через смотрение (≈ с 13 в). На Кипре эта традиция поднятие перенимает у латинян (сначала только дискос), потом у греков и у нас. 3.Далее само прошение о освящении, с отдельной вставкой о недостоинстве священника. Термин вместообразно α ν τ ι τ υ π α — в раннем христ синоним Святых Даров, не уточняя освящены или нет (от сюда много ересей и современных). Иконоборцы в 8 в изобрели свою доктрину Евхаристии: образ единосущен первообразу, след и икон быть не могут, а Евх единств образ, тк единосущен полностью, все остальное символьно. 7 ВС догматизирует, что вместообразно, это до освящения. 3.Прийти Духу Святому на ны — вначале освятить свящ самого, потом Дары — и показать Хлеб Телом. Тропарь 3го часа можно: 1) либо переносить сразу после Твоя о Твоих, 2) либо еще раз дочитать конец молитвы после тропаря. Приложив Духом Твоим Святым — вставка из анафоры св Ин З, проблемма: появилось только с 16–17 в (в дониконовских служебниках нет) Аминь, аминь, аминь сразу после: Излиянную за живот мира. У греках сейчас нет, после прп Никодима Святогорца убрали, как сатанинскую гордыню вставившего. У нас осталось. Дьяконские слова с древних времен, но только как украшение. 3.Заканчивается с прошением о причащении всех, чтобы обрети милость и благодать в единстве со всеми святыми. Потом изменен порядок живых — святых — усопших, на святых — усопших — живых. Изрядно о Пресвятей (несогласованно) и долгое, подробное поминовение всех оканчивается поминовением Имени Божия — финальный акорд всей молитвы, народ: Аминь (вместе все согласны). Тайные молитвы Общины быстро становились большими: в Риме, в Иерус, но все же до Соборов: вся литургия — это 2 молитвы: евхарист и благодарственные. Причины тайного чтения: 1) Наряду с этим появлялись усложнения и уже к 6 в повсеместно установилось как длинный чин. Но где-то удлинялись, соотв в чем-то сокращалось. 2) Храмы большие — кричать на всю тяжело. 3) К 5 в изобретение христианами чтения «про себя», в античности этого не знали, а христ сразу самое важно стали читать про себя. Но стало не повсеместно, но в 6 в Юстиниан издал запрет читать про себя тайное чтение Анафоры и молитвы на освящение воды, этот закон действует до сих пор. Анафора Иоанна Златоуста Все возгласы те же. Начало то же. Рассказ: о Боге — неведомом, непостяжимо, вечном и самотождественном, неизменно Один Бог (а у Вас В нет апофатики, но без перечисления). Сразу к домостроительству: привел из небытия, Царство уже даровал. Благодарение — за домостроительство, благодеяния неявленные = всякие скорби (хар для Ин З), за службу и потом только к Ангельской лиитургии: Свят, свят, свят. Архаичность — из составных частей, не сильно связано. Цитата из разговора с Никодимом. Переход к приимите, ядите и сие творите в Мое воспоминание. Молимся: ниспосли Духа Святаго на ны и предлежащие Дары Сия, за чем: Якоже быти причащающимся во трезвение и тд. Некий суборнинатизм — признак архаичности, видимо меньше текст менял, в отлич от Вас В, которого прототип не сохранился, у ИН З прототип — анафора апостолов. Приносим млужбу, поминовения: святых — усопших — епископа и всех живых (спосоров в конце, бессеребреник). Каждение дьяконское на Достойно = во время поминовения усопших, как признак литии, поминает дьякон. Все поминовения связаны с Жертвой, но не только самой Жертвы. Выключка у греков (окончание о всех и за вся) на всех службах. Самый ключевой момент — сразу после поминовения. Богословие евхаристии В статье «Евхаристи» Прав Энц собрали почти все цитаты всех свв отцов. Много чего недоговорено. От сюда критика Пресуществления, от русских философов, славянофилов, а о Сергий Булг целую еретическую теорию о Софии = Тело Христово, проникающее в хлеб на евхаристии. Тема присутствия Христа в Дарах: как — видим хлеб и вино, а у отцов есть: символический язык и буквальное понимание. Мнение часто подлагалось от еретиков к православным (псевдозлатоуст, доказано: Феодарит Кирский — природа хлеба меняется). Православно: сущность хлеба меняется, но сущность ≠ материальности, материя остается, но сущность изменена = термин пресуществления, но не приложения. Аристотелизм основан на структурах нашего мозга, которые упрощают реальность, все сложненее. Отче наш В Виз было учение, что полное освящение происходит именно на этом возгласе. Молитвы просительной Ектении: молятся после Освящения Даров — об Дарах. Все святые молятся объединенно. Единство в вере всем. Возглас «И споди нас владыко» после молитвы у свт Вас В, взятая из последования ко св Причащению, у свт Ин З примерно повторение и обобщение анафоры. Потом просьба на пение «Отче наш» вместе. О.н. — молитва каждого христианина ежедневное, пелось, как общее исповедание грехов перед причастием и напоминание о Евхаристии. Возглас: «И споди нас... без осуждения», призывать не в осуждение. Стоит акузативус дуплекс (одно другим) и глагол «эпикалео» = называть, не только призывать ≈ «Сподоби со дерзновением называть нам Тебя, небесного Бога, Отцом». «Главы ваши Господи приклоните» — молитва для тех, кто не причащается. В лит были несколько отпустов: показатель — приклонение головы (оглашенные, не причащающиеся и все остальные). Многие приходили в храм, как по моде, много народу, шумели — отдельный отпуст для них «главы ваши», тк диакон причащался. У Ин З — архаичный вар — молитва, как отпуст о всех путешествующих, болящих и тп. У Вас В просто молитва о причащении. Святая Святым Др возглас перед причастием: переводится «Святое для святых». Оч др, еще из Дидахи: «Если кто свят, пусть приступит, кто не свят — пусть каяться». Поднятие Агнца тоже для того, чтобы уже дробить и причащаться. Возглас простой, но мощный: возникает к 8 в идея — в этот момент и происходит освящение. Но когда Бог исполняет хлеб в Свое Тело мы не знаем, только уверены, что причащаемся уже Телом, а до литургии — еще хлеб. Фиксируется эта идея во множестве житий святых (свт Николая, прп Сергия Радонежского, ответы на вопросы КПского патриарха). К этому моенту в 13–14 вв притягиваются еще молитвы: «Царю Небесный», троп 3 ч. Только с 14 в, в рамках борьбы с католиками перенесли троп 3 ч на Эпиклезу. Раньше было и каждения и поклоны: «Боже, очисти мя». + Молитва на поднятие (из лит ап Иакова) вставная, хар для сир, не Кп текстов и никак не обрамляется возгласами: «Господу помолимся». Далее конспект Якова: 22.04.2013 Преломление Даров. «Раздробляется и разделяется Агнец…» - древняя формула. Но были и другие формула. Частицей «ИС» крестообразно над Чашей знаменует и кладет в Чашу. Есть 3 объяснения: 1) практическое: чтобы хлеб размочить; 2) символическое: отделение Тела от Крови указывает на смерть, а объединение Тела с Кровью указывает на Воскресенье; 3) литургическое: Тело поднимается, а Чаша нет, следовательно, нужно что-то и с Чашей сделать, поэтому Телом и крестят над Чашей и погружают. Класть частицы нужно обязательно. Если несколько Чаш: можно сразу положить во все Чаши, а потом разлить Кровь по Чашам. Теплота. В Византии всегда вино разбавляли водой. Была практика смешивать вино с подогретой (некипяченой) водой. Пока Литургия была не очень длинная, то Кровь оставалась теплой со времени приготовления (проскомидии). Кровь должна быть теплой для реалистичности. Когда Литургия стала длинной, стали теплоту вливать еще 1 раз (перед причастием). В 12 веке эта практика закрепилась в литургических текстах. Вливание теплоты указывает на то, что Божество и во гробе не оставило Тело Христа.
К экзамену: конспект; статья об Особенностях литургии в древней Руси на сайте Желтова; полистать статью «Евхаристия» в Энциклопедии.
|