Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамизм политической культуры российского общества






Политическая культура российского общества в совокупности всех ее элементов в настоящее время чрезвычайно пестра, динамична, противоречива. В ней, как уже отмечалось, наличествуют взаимоисключающие друг друга политические субкультуры различных социальных слоев, групп. Это не является случайным. Российское общество сейчас находится па переломном этапе своего развития.

Меняются существовавшие в течение многих десятилетий политические представления, взгляды, убеждения. При этом здравии смысл нередко заменяется мифотворчеством, рациональное подменяется иррациональным. Сплошь и рядом обнаруживается некритическое отношение к лидерам новых политических партий, движений. Идет решительная переоценка политических ценностей, переходящая зачастую в отрицание реальных достижений. Повсеместно обнаруживается некритическое восприятие политических процессов, институтов, организаций. Процветает популизм. Кардинально изменяются политические установки. При этом новые установки нередко принимаются «па веру». На господствующее положение претендуют идеологии мелких лавочников, казнокрадов, взяточников.

Преобладание эмоциональных элементов над рациональными в политическом сознании российского общества порождает и соответствующие действия. Среди них — анархизм определенных групп населения, который проявляется в разных формах: посте враждебных настроений в отношении к государственной власти. отказе не только от подчинения, по и сотрудничества с органами государственного управления, создании различных «объединений», «ассоциаций», «комитетов», «союзов» и т. д. взамен государственных органов, подмена органов государственной власти властью толпы, нарастающей демагогичности и истеричности деклассированных группировок под флагом и от имени народа (см.: Основы политологии: Курс лекций. Часть вторая. — М., 1991. С. 30).

Значительную опасность для нормального функционирования и развития российского общества представляют проявления экстремизма, сепаратизма, ложно понимаемого суверенитета, политического нигилизма, а также нарастающая волна преступности, свидетельствующие о существовании в нашем обществе несовпадающих политических субкультур. «Наличие несовпадающих политических субкультур, иначе говоря, фрагментарность политической культуры общества, чревато утерей общенациональных идеалов и целен, приданием местным интересам приоритетного значения по сравнению с интересами общенациональными, создаёт опасность партикумеризма и местничества» (Фарукшин М. X. Политическая культура общества// Социально-политические науки. — 1991. —№4. — С. 111).

Не может не вызывать беспокойства нарастание космополитизма, охаивание патриотизма, бездумное копирование всего иностранного, особенно западного.

В целом уровень политической культуры российского общества и составляющих его социальных общностей весьма низок. Остается низкой культура принятия политических решений, осуществления функций государственной власти, разрешения возникших политических конфликтов. Нуждается в совершенствовании культура управленческих отношений, способность управляющих и управляемых своевременно реагировать па изменения в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизнедеятельности. Требует развития политическая культура взаимоотношений партий, организаций, движений и т. д. В таком состоянии политической культуры российского общества разговоры о формировании гражданского общества и правового государства не могут воплощаться в конкретные дела.

Появление указанных негативных явлений, которые характерны для политической культуры современного российского общества, обусловлено множеством причин. Одной из этих причин является деятельность ряда средств массовой информации, особенно телевидения и радио. Обрушивая на граждан вал низкопробных, скроенных по худшим западным образцам передач, эротических, а порой и порнографических фильмов, пропагандирующих насилие, индивидуализм, скотский образ жизни, показывая и смакуя хулиганские выходки некоторых политических деятелей, подменяя нормальную человеческую речь нередко откровенной матерщиной, они тем самым разрушают традиции и ценности российского общества, сформировавшиеся на протяжении его многовековой истории, формируют политическое бескультурье, невежество, порождающие агрессивность, неуважение к власти и т. д.

Фрагментарность политической культуры российского общества обусловливает чрезвычайную актуальность проблемы типологической идентификации политической культуры. Необходимость типологической идентификации политической культуры российского общества обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, в общественном мнении сохраняется точка зрения об однотипности политической культуры нашего общества, усиленно распространявшаяся в годы господства командно-административной системы. Во-вторых, в условиях резкой дифференциации и даже поляризации населения, в связи с переходом к рынку, изменением социально-экономического строя, замены общественной собственности частной собственностью периода первоначального накопления капитала распространяются субкультуры социальных слоев, реализация интересов которых представляет угрозу не только для прогресса общества, но и для его нормального функционирования, не только для развития человека, но и его физического существования. В-третьих, обнаруживается разрыв преемственности в развитии политической культуры поколений. В связи с этим научный анализ типов политических культур, реально существующих в российском обществе имеет чрезвычайно важное значение. Он необходим не только для понимания сущности политической культуры, определения тенденций ее развития, по и для обеспечения политической стабильности общества.

Вместе с тем в современных условиях одной из наиважнейших задач российского общества является воспитание политической культуры. Для воспитания политической культуры исключительно важно осознание всеми членами общества, особенно лидерами политических партий, общественных организаций, социальных движений, политическими деятелями разных уровней, невозможности поступательного движения во всех сферах жизнедеятельности общества без повышения уровня общей, в том числе и политической культуры.

Для повышения уровня политической культуры чрезвычайно важно, во-первых, формировать у руководителей всех политических структур, политических лидеров, у всех членов общества верные представления о сущности, функциях политики, всех компонентов политических систем, политической власти в целом и, в частности, государственной власти, о правах, свободах и обязанностях; во-вторых, вырабатывать у них соответствующие этим представлениям навыки поведения. При этом не следует забывать, говоря словами В. О. Ключевского, что государство «не создает культуры, а только обеспечивает необходимые условия ее развития, внешнюю безопасность и внутренний порядок, личную и общественную свободу. Культура — дело творческой энергии жизненной силы самого народа, слагающейся из мелких, по неустанных и дружных усилий отдельных лиц и частных союзов на разнообразных поприщах деятельности» (Ключевский В. О Курс русской истории. — Т. 3. — М., 1988. — С. 367).

Для реализации процесса формирования и развития политической культуры необходимо реальное осуществление демократизации общественной жизни.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал