Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава опровержения дуалистов и безбожников 3 страница






И сказал человек: «Почему же Он сокрыт?»

Сказал Имам (А): «Сокрытие от созданий – по причине многочисленности их грехов, однако же для Него нет ничего сокрытого ни днем, ни ночью».

И тот спросил: «Почему Его не постигают органы зрения?»

Имам (А) сказал: «Из-за различия между Ним и Его творениями, которых постигают органы зрения. И Он величественнее того, чтобы постигали Его взоры, или обнимали Его мысли, или постигал Его разум».

Тот сказал: «Определи же Его для меня».

Имам (А) сказал: «Нет для Него определения».

Человек спросил: «Но почему?»

Имам (А) ответил: «Потому что всякое определенное ограничено пределами, а если у Него есть пределы, то для Него возможно и увеличение, а если для Него возможно увеличение, то возможно и уменьшение. Он же – не определяемый и не ограничиваемый пределами, не увеличиваемый и не уменьшаемый, не делимый на части и не постигаемый мыслью».

Сказал человек: «Объясни для меня ваши слова, что Он – Проницательный, Слышащий, Видящий, Знающий, Мудрый. Разве бывает слышащий иначе как ушами, и видящий иначе как глазами, и проницательный (латиф – то есть искусный, тонкий) иначе как с помощью работы рук, и мудрый иначе как в какой-то профессии?»

И сказал Имам Реза (А): «Искусный для нас определяется по степени владения им своим ремеслом. Разве ты не видел, как некто занимается своим делом и искусен в нем, так что говорят: как искусен такой-то! Так как же не будут говорить про Творца Величественного, что Он искусен (латиф), если Он создал такое искусное и величественное творение, и дал дух животным, и каждый вид творения создал в его собственном облике, отличном от других видов творений, и в каждом – искусность (лутф) от Творца Искусного, Сведующего в строении его облика. И мы взглянули на деревья и их благие плоды, съедобные и несъедобные, и сказали тогда: воистину, сотворил нас Искусный, хотя и не так, как искусны Его творения в их делах. И сказали: Он, воистину, Слышащий: не скроются от него голоса Его творений от Трона до сырой земли – от мельчайшего из них до величайшего, на суше и на море, и не сливаются для Него языки их. И сказали мы тогда: воистину, Он – Слышащий, но не ушами. И сказали: воистину, Он – Видящий, но не глазами, ибо Он видит следы черной пылинки темной ночью в черной пустыне, и видит ползущего муравья в непроглядной ночи, и видит все полезное и вредное для него, и видит его случку, и его личинки, и его потомство. И сказали мы тогда: воистину, Он – Видящий, но не так, как видят Его творения».

И сказал передатчик: тот человек не уходил, пока не принял Ислам.

 

 

4 - ح د ث ن ا ع ل ي ب ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع م ر ا ن ا ل د ق ا ق ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا أ ب و ا ل ق ا س م ح م ز ة ب ن ا ل ق ا س م ا ل ع ل و ي ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن إ س م ا ع ي ل ، ق ا ل: ح د ث ن ا أ ب و س ل ي م ا ن د ا و د ب ن ع ب د ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ي ع م ر و ب ن م ح م د ، ق ا ل: ح د ث ن ي ع ي س ى ب ن ي و ن س ، ق ا ل:

ك ا ن ا ب ن أ ب ي ا ل ع و ج ا ء م ن ت ل ا م ذ ة ا ل ح س ن ا ل ب ص ر ي ف ا ن ح ر ف ع ن ا ل ت و ح ي د ، ف ق ي ل ل ه:

ت ر ك ت م ذ ه ب ص ا ح ب ك و د خ ل ت ف ي م ا ل ا أ ص ل ل ه و ل ا ح ق ي ق ة ، ف ق ا ل: إ ن ص ا ح ب ي ك ا ن م خ ل ط ا ، ك ا ن ي ق و ل ط و ر ا ب ا ل ق د ر و ط و ر ا ب ا ل ج ب ر و م ا أ ع ل م ه ا ع ت ق د م ذ ه ب ا د ا م ع ل ي ه ، ف ق د م م ك ة ت م ر د ا و إ ن ك ا ر ا ع ل ى م ن ي ح ج ، و ك ا ن ي ك ر ه ا ل ع ل م ا ء م س ا ء ل ت ه إ ي ا ه م و م ج ا ل س ت ه ل ه م ل خ ب ث ل س ا ن ه و ف س ا د ض م ي ر ه ، ف أ ت ى أ ب ا ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ل ي س أ ل ه ، ف ج ل س إ ل ي ه ف ي ج م ا ع ة م ن ن ظ ر ا ئ ه.

ف ق ا ل: ي ا أ ب ا ع ب د ا ل ل ه إ ن ا ل م ج ا ل س ب ا ل أ م ا ن ا ت و ل ا ب د ل م ن ك ا ن ب ه س ع ا ل أ ن ي س ع ل أ ف ت أ ذ ن ل ي ف ي ا ل ك ل ا م ؟ ف ق ا ل ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ت ك ل م ب م ا ش ئ ت ، ف ق ا ل: إ ل ى ك م ت د و س و ن ه ذ ا ا ل ب ي د ر ، و ت ل و ذ و ن ب ه ذ ا ا ل ح ج ر ، و ت ع ب د و ن ه ذ ا ا ل ب ي ت ا ل م ر ف و ع ب ا ل ط و ب و ا ل م د ر ، و ت ه ر و ل و ن ح و ل ه ه ر و ل ة ا ل ب ع ي ر إ ذ ا ن ف ر ؟! إ ن م ن ف ك ر ف ي ه ذ ا و ق د ر ع ل م أ ن ه ذ ا ف ع ل أ س س ه غ ي ر ح ك ي م و ل ا ذ ي ن ص ر ف ق ل ف إ ن ك ر أ س ه ذ ا ا ل أ م ر و س ن ا م ه و أ ب و ك أ س ه و ن ظ ا م ه ، ف ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: إ ن م ن أ ض ل ه ا ل ل ه و أ ع م ى ق ل ب ه ا س ت و خ م ا ل ح ق ف ل م ي س ت ع ذ ب ه ، و ص ا ر ا ل ش ي ط ا ن و ل ي ه ي و ر د ه م ن ا ه ل ا ل ه ل ك ة ، ث م ل ا ي ص د ر ه ، و ه ذ ا ب ي ت ا س ت ع ب د ا ل ل ه ل ه خ ل ق ه ل ي خ ت ب ر ط ا ع ت ه م ف ي إ ت ي ا ن ه ، ف ح ث ه م ع ل ى ت ع ظ ي م ه و ز ي ا ر ت ه ، و ج ع ل ه م ح ل أ ن ب ي ا ئ ه و ق ب ل ة ل ل م ص ل ي ن ل ه ، ف ه و ش ع ب ة م ن ر ض و ا ن ه و ط ر ي ق ي ؤ د ي إ ل ى غ ف ر ا ن ه ، م ن ص و ب ع ل ى ا س ت و ا ء ا ل ك م ا ل و م ج ت م ع ا ل ع ظ م ة و ا ل ج ل ا ل ، خ ل ق ه ا ل ل ه ق ب ل د ح و ا ل أ ر ض ب أ ل ف ي ع ا م ، و أ ح ق م ن أ ط ي ع ف ي م ا أ م ر

و ا ن ت ه ي ع م ا ن ه ى ع ن ه و ز ج ر ، ا ل ل ه ا ل م ن ش ئ ل ل أ ر و ا ح و ا ل ص و ر.

ف ق ا ل ا ب ن أ ب ي ا ل ع و ج ا ء: ذ ك ر ت ي ا أ ب ا ع ب د ا ل ل ه ف أ ح ل ت ع ل ى غ ا ئ ب ، ف ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م:

و ي ل ك ك ي ف ي ك و ن غ ا ئ ب ا م ن ه و م ع خ ل ق ه ش ا ه د و إ ل ي ه م أ ق ر ب م ن ح ب ل ا ل و ر ي د ، ي س م ع ك ل ا م ه م ، و ي ر ى أ ش خ ا ص ه م ، و ي ع ل م أ س ر ا ر ه م.

ف ق ا ل ا ب ن أ ب ي ا ل ع و ج ا ء: ف ه و ف ي ك ل م ك ا ن ؟ أ ل ي س إ ذ ا ك ا ن ف ي ا ل س م ا ء ك ي ف ي ك و ن ف ي ا ل أ ر ض ، و إ ذ ا ك ا ن ف ي ا ل أ ر ض ك ي ف ي ك و ن ف ي ا ل س م ا ء ؟! ف ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: إ ن م ا و ص ف ت ا ل م خ ل و ق ا ل ذ ي إ ذ ا ا ن ت ق ل ع ن م ك ا ن و ا ش ت غ ل ب ه م ك ا ن و خ ل ا م ن ه م ك ا ن ف ل ا ي د ر ي ف ي ا ل م ك ا ن ا ل ذ ي ص ا ر إ ل ي ه م ا ح د ث ف ي ا ل م ك ا ن ا ل ذ ي ك ا ن ف ي ه ، ف أ م ا ا ل ل ه ا ل ع ظ ي م ا ل ش أ ن ا ل م ل ك ا ل د ي ا ن ف ل ا ي خ ل و م ن ه م ك ا ن ، و ل ا ي ش ت غ ل ب ه م ك ا ن ، و ل ا ي ك و ن إ ل ى م ك ا ن أ ق ر ب م ن ه إ ل ى م ك ا ن ، و ا ل ذ ي ب ع ث ه ب ا ل آ ي ا ت ا ل م ح ك م ة ، و ا ل ب ر ا ه ي ن ا ل و ا ض ح ة ، و أ ي د ه ب ن ص ر ه ، و ا خ ت ا ر ه ل ت ب ل ي غ ر س ا ل ت ه ص د ق ن ا ق و ل ه ب أ ن ر ب ه ب ع ث ه و ك ل م ه ، ف ق ا م ع ن ه ا ب ن أ ب ي ا ل ع و ج ا ء و ق ا ل ل أ ص ح ا ب ه:

م ن أ ل ق ا ن ي ف ي ب ح ر ه ذ ا ؟!.

و ف ي ر و ا ي ة م ح م د ب ن ا ل ح س ن ب ن أ ح م د ب ن ا ل و ل ي د ر ح م ه ا ل ل ه: م ن أ ل ق ا ن ي ف ي ب ح ر ه ذ ا ، س أ ل ت ك م أ ن ت ل ت م س و ا ل ي خ م ر ة ف أ ل ق ي ت م و ن ي ع ل ى ج م ر ة ق ا ل و ا: م ا ك ن ت ف ي م ج ل س ه إ ل ا ح ق ي ر ا ، ق ا ل: إ ن ه ا ب ن م ن ح ل ق ر ؤ و س م ن ت ر و ن

 

4. (306) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Абу Касим Хамза ибн Касим Алави, что передал Мухаммад ибн Исмаил, что передал Абу Сулейман Давуд Ибн Абдиллях, что передал Амру ибн Мухаммад, что передал Иса ибн Йунус, который сказал:

Ибн Аби Ауджа[193] был учеником Хасана Басри[194] и отклонился от Единобожия. Ему сказали: «Оставил ли ты учение своего товарища и обратился к тому, для чего нет ни основания, ни истины?» Он сказал: «Мой товарищ запутался: порой говорил о кадар, а порой – о джабр (разные учения о предопределении), и я не знаю учения, на котором бы он закрепился».

Он прибыл в Мекку, отрицая хадж и отвращаясь от тех, кто совершал его. Ученые избегали его вопросов и посещений, из-за его злого языка и скверного характера.

Он пришел к Имаму Садыку (А), стал задавать ему вопросы и сидел в обществе его единомышленников. И сказал: «О, Аба Абдиллях! Ведь на собраниях должна быть свобода: каждый, кто хочет кашлять, пусть кашляет. Разрешишь ли мне сказать кое-что?»

Имам Садык (А) сказал: «Говори, что хочешь».

Он сказал: «До каких пор вы будете топтать ногами это место (Мекку), искать убежища у этого камня, поклоняться этому дому, построенному из кирпичей и глины (Каабе), и носиться вокруг него, как носятся испуганные верблюды? Если поразмыслить хорошенько, то легко понять, что это такое дело, которому положил основание кто-то совсем не мудрый и не обладающий познаниями. Скажи же, ведь ты – глава этого дела и его рог, и не кто иной, как твой предок основал его!»

И сказал Имам Садык (А): «Воистину, тот, кого Аллах ввел в заблуждение и ослепил его сердце, – истина стала тяжкой для него, и он не чувствует ее вкус, и шайтан стал его повелителем, и гонит его к водопою гибели, откуда нет ему выхода. Этот дом (Кааба) – Аллах призвал через него людей к поклонению Себе, дабы испытать их покорность в выполнении его, и призвал их к почитанию его и посещению, и сделал его местом Своих Пророков и киблой для молящихся. И этот дом – ветвь Его довольства и путь к Его прощению: поставлен на фундаменте совершенства и строении величия и славы; Аллах создал его за две тысячи лет до движения земли. И самый истинный тот, кто подчиняется тому, что приказал, и отвращается от того, что запретил. Аллах – создатель душ и обликов».

Тогда сказал Ибн Аби Ауджа: «И Он во всяком месте? Так как же, если Он на небесах, то выходит, нет Его на земле? А если Он на земле, то нет Его на небесах?»

Имам Садык (А) сказал: «Ты описал сотворенное, которое если переместилось из одного места в другое, и то место освободилось от него, больше не знает, что происходит в прежнем месте. Аллах же Великий, Царь, Судия – никакое место не свободно от Него, и никакое место не заполняется Им, и не бывает Он ближе к одному месту, чем к другому. И мы веруем в слова того, кого Он послал с очевидными аятами и ясными доказательствами, и укрепил его Своей помощью, и избрал его для донесения Своего послания, что Господь его послал его и говорил с ним».

Тогда Ибн Аби Ауджа встал, чтобы уйти, и сказал его сподвижникам: «Кто бросил меня в это море?»

В риваяте от Мухаммада ибн Хасана ибн Ахмада ибн Валида добавлено: «Кто бросил меня в это море? Я спрашивал вас, чтобы позабавиться, а вы разожгли надо мною пламя!»

Они сказали ему: «Ты выглядел жалко в этом собрании (перед Имамом Садыком)».

Ибн Аби Ауджа сказал: «Да, он – потомок человека, который обрил головы тех, кого вы видите»[195].

 

 

5 - ح د ث ن ا أ ح م د ب ن ا ل ح س ن ا ل ق ط ا ن ق ا ل: ح د ث ن ا أ ح م د ب ن ي ح ي ى ، ع ن ب ك ر ب ن ع ب د ا ل ل ه ب ن ح ب ي ب ، ق ا ل: ح د ث ن ي أ ح م د ب ن ي ع ق و ب ب ن م ط ر ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ا ب ن ع ب د ا ل ع ز ي ز ا ل أ ح د ب ا ل ج ن د ب ن ي س ا ب و ر ، ق ا ل: و ج د ت ف ي ك ت ا ب أ ب ي ب خ ط ه: ح د ث ن ا ط ل ح ة ب ن ي ز ي د ، ع ن ع ب ي د ا ل ل ه ب ن ع ب ي د ع ن أ ب ي م ع م ر ا ل س ع د ا ن ي أ ن ر ج ل ا أ ت ى أ م ي ر ا ل م ؤ م ن ي ن ع ل ي ب ن أ ب ي ط ا ل ب ع ل ي ه ا ل س ل ا م ف ق ا ل: ي ا أ م ي ر ا ل م ؤ م ن ي ن إ ن ي ق د ش ك ك ت ف ي ك ت ا ب ا ل ل ه ا ل م ن ز ل ، ق ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ث ك ل ت ك أ م ك و ك ي ف ش ك ك ت ف ي ك ت ا ب ا ل ل ه ا ل م ن ز ل ؟! ق ا ل: ل أ ن ي و ج د ت ا ل ك ت ا ب ي ك ذ ب ب ع ض ه ب ع ض ا ف ك ي ف ل ا أ ش ك ف ي ه.

ف ق ا ل ع ل ي ب ن أ ب ي ط ا ل ب ع ل ي ه ا ل س ل ا م: إ ن ك ت ا ب ا ل ل ه ل ي ص د ق ب ع ض ه ب ع ض ا و ل ا ي ك ذ ب ب ع ض ه ب ع ض ا ، و ل ك ن ك ل م ت ر ز ق ع ق ل ا ت ن ت ف ع ب ه ، ف ه ا ت م ا ش ك ك ت ف ي ه م ن ك ت ا ب ا ل ل ه ع ز و ج ل ، ق ا ل ل ه ا ل ر ج ل: إ ن ي و ج د ت ا ل ل ه ي ق و ل: (ف ا ل ي و م ن ن س ي ه م ك م ا ن س و ا ل ق ا ء ي و م ه م ه ذ ا) و ق ا ل أ ي ض ا: (ن س و ا ا ل ل ه ف ن س ي ه م) و ق ا ل: (و م ا ك ا ن ر ب ك ن س ي ا) ف م ر ة ي خ ب ر أ ن ه ي ن س ى ، و م ر ة ي خ ب ر أ ن ه ل ا ي ن س ى ، ف أ ن ي ذ ل ك ي ا أ م ي ر ا ل م ؤ م ن ي ن.

ق ا ل: ه ا ت م ا ش ك ك ت ف ي ه أ ي ض ا ، ق ا ل: و أ ج د ا ل ل ه ي ق و ل: (ي و م ي ق و م ا ل ر و ح و ا ل م ل ا ئ ك ة ص ف ا ل ا ي ت ك ل م و ن إ ل ا م ن أ ذ ن ل ه ا ل ر ح م ن و ق ا ل ص و ا ب ا) و ق ا ل و ا س ت ن ط ق و ا ف ق ا ل و ا و ا ل ل ه ر ب ن ا م ا ك ن ا م ش ر ك ي ن. و ق ا ل: (ي و م ا ل ق ي م ة ي ك ف ر ب ع ض ك م ب ب ع ض و ي ل ع ن ب ع ض ك م ب ع ض ا) و ق ا ل: (إ ن ذ ل ك ل ح ق ت خ ا ص م أ ه ل ا ل ن ا ر) و ق ا ل: (ل ا ت خ ت ص م و ا ل د ي و ق د ق د م ت إ ل ي ك م ب ا ل و ع ي د) و ق ا ل: (ن خ ت م ع ل ى أ ف و ا ه ه م و ت ك ل م ن ا أ ي د ي ه م و ت ش ه د أ ر ج ل ه م ب م ا ك ا ن و ا ي ك س ب و ن) ف م ر ة ي خ ب ر أ ن ه م ي ت ك ل م و ن و م ر ة ي خ ب ر أ ن ه م ل ا ي ت ك ل م و ن إ ل ا م ن أ ذ ن ل ه ا ل ر ح م ن و ق ا ل ص و ا ب ا ، و م ر ة ي خ ب ر أ ن ا ل خ ل ق ل ا ي ن ط ق و ن و ي ق و ل ع ن م ق ا ل ت ه م (و ا ل ل ه ر ب ن ا م ا ك ن ا م ش ر ك ي ن) و م ر ة ي خ ب ر أ ن ه م ي خ ت ص م و ن ، ف أ ن ي ذ ل ك ي ا أ م ي ر ا ل م ؤ م ن ي ن و ك ي ف ل ا أ ش ك ف ي م ا ت س م ع.

ق ا ل: ه ا ت و ي ح ك م ا ش ك ك ت ف ي ه ، ق ا ل: و أ ج د ا ل ل ه ع ز و ج ل ي ق و ل: (و ج و ه ي و م ئ ذ ن ا ض ر ة * إ ل ى ر ب ه ا ن ا ظ ر ة) و ي ق و ل: ل ا ت د ر ك ه ا ل أ ب ص ا ر و ه و ي د ر ك ا ل أ ب ص ا ر و ه و ا ل ل ط ي ف ا ل خ ب ي ر) و ي ق و ل: (و ل ق د ر آ ه ن ز ل ة أ خ ر ى * ع ن د س د ر ة ا ل م ن ت ه ى) و ي ق و ل: (ي و م ئ ذ ل ا ت ن ف ع ا ل ش ف ا ع ة إ ل ا م ن أ ذ ن ل ه ا ل ر ح م ن و ر ض ي ل ه ق و ل ا * ي ع ل م م ا ب ي ن أ ي د ي ه م و م ا خ ل ف ه م و ل ا ي ح ي ط و ن ب ه ع ل م ا) و م ن أ د ر ك ه ا ل أ ب ص ا ر ف ق د أ ح ا ط ب ه ا ل ع ل م ، ف أ ن ي ذ ل ك ي ا أ م ي ر ا ل م ؤ م ن ي ن و ك ي ف ل ا أ ش ك ف ي م ا ت س م ع.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал