Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальные гарантии и компенсации членам семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в системе социального обеспечения граждан Российской Федерации
В статье 2 Федерального закона от 28.03.1998г. (ред.от 04.03.2013г.) №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»[1] сказано, что военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны. Согласно Федеральному закону «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г.(ред.от 08.12.2011г.) № 40-ФЗ[2] и Федеральному закону «О статусе военнослужащих» от 28 мая 1998 г.(ред.от. 30.12.12г.) № 76-ФЗ[3] прохождение военной службы по контракту предусмотрено в органах федеральной службы безопасности, поэтому сотрудники указанных органов в основой массе обладают статусом военнослужащих, из чего следует, что на них распространяются все основные социальные гарантии и компенсации, предусмотренные действующим законодательством для лиц, проходящих военную службу по контракту в других федеральных органах исполнительной власти, например в Министерстве обороны Российской Федерации. Курсанты высших образовательных учреждений профессионального образования, офицеры, проходящие военную службу по контракту относятся к категории военнослужащих. Согласно п. 14 Положения об управлениях (отделах) федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. (ред.от 30.09.2011) №318[4], на военнослужащих органов безопасности в войсках, находящихся в одинаковых условиях с военнослужащими объектов оперативного обеспечения, распространяются права, льготы, гарантии и компенсации, а также иные меры социальной защиты, которыми пользуются военнослужащие этих объектов. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Закон 76-ФЗ) статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством. В системе правовых норм военного права особое место принадлежит нормам, регулирующим социально-правовую защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является важнейшей подотраслью военного права и составляет основу системы правового регулирования военно-социальной политики государства. Совокупность нормативных правовых актов, содержащих специфические правовые нормы, регламентирующие комплекс однородных общественных отношений, возникающих в процессе обеспечения социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, может быть названа военно-социальным законодательством. Указанное законодательство является основой системы социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В самом общем виде социально-правовая защита представляет собой функционирующую систему нормативных правовых актов и органов государственной власти, обеспечивающих нормальное материально-бытовое, правовое и моральное положение военнослужащих и членов их семей в обществе. Само понятие «защита» подразумевает, во-первых, действия, направленные на охрану, ограждение от посягательств, враждебных действий, опасности, на предохранение и безопасность кого-либо и чего-либо (активная защита); во-вторых, это то, что защищает и служит обороне (пассивная защита). Социально-правовая защита предполагает предотвращение от нарушений и восстановление прав, свобод, льгот, чести и достоинства военнослужащих, компенсацию им за ущерб, причиненный этими нарушениями. Она выступает как одно из средств, гарантирующих военнослужащим реализацию их правового статуса, как необходимое условие действенности социального обеспечения, предоставляемого государством своим защитникам. По своей сути социально-правовая защита представляет собой социально-правовой механизм разрешения противоречия между законодательно определенным статусом военнослужащих и реальным их положением в обществе, т. е. социальным статусом. Доктор юридических наук И.А. Ледях отмечает, что социальная защищенность требует одновременно и правовой защищенности. Органы и должностные лица, осуществляющие социальную защиту граждан, существуют и действуют в процедурах и принципах правового социального государства, т. е. строго на правовой основе. Подлинную социальную защищенность можно обеспечить только всемерным использованием правовых средств в комплексе с иными средствами — организационными, воспитательными и т. д. А.В. Коровников связывает социальную защищенность, прежде всего, с наличием механизма реализации и гарантий (закрепленных в законе) правового положения военнослужащих[5]. Содержание понятий правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей раскрыто в статье 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: 1) правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации; 2) социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает: — реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; — совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; — охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. Принципиальное различие между социальной защитой военнослужащих и социальной защитой других трудоспособных граждан состоит в том, что занятый в различных гражданских структурах гражданин работает «на себя», в то время как военнослужащий, исполняя государственные функции, отчуждает себя в профессии, реализуя, прежде всего, волю государства, а не свою собственную. При этом в отличие от других категорий граждан законодательно ограничивается ряд его конституционных прав и свобод. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что социально-правовая защита военнослужащих и членов их семей должна включать в себя комплекс мер, направленных, во-первых, на компенсацию ограничений, объективно обусловленных особым характером служебной деятельности; во-вторых, на реализацию социальных ожиданий военнослужащего, которые легли в основу его профессионального выбора; в-третьих, на нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности конкретного военнослужащего. Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека обеспечиваются правосудием[6]. В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке. Кроме того, неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров по реализации прав военнослужащих могут быть обжалованы в административном порядке[7]. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены Федеральным Законом «О статусе военнослужащих» и другими законами, устанавливаются: • военнослужащим и членам их семей; • гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей; • гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, и членам их семей. При этом согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, относятся: • супруга (супруг); • несовершеннолетние дети; • дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; • дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; • лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Для более глубокого понимания разницы понятий «гарантия» и «компенсация» необходимо рассмотреть их определения: Гарантия (от фр. garantie — ручательство, гарантия) — согласно словарю Ожегова — «ручательство, порука в чём-нибудь, обеспечение». В юридическом словаре говорится, что гарантия это обещание кого-либо принять на себя компенсацию убытков в случае невыполнения кем-либо своих обязательств[8]. Например, с 1 января 2012 года детям военнослужащих по месту жительства их семей в первоочередном порядке предоставляются места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях. В данном случае пункт федерального закона звучит как обеспечение доступности обучения детей военнослужащих в образовательных учреждениях, а, следовательно, является гарантией. Компенсация (от лат. compesatio — «возмещение») – вознаграждение за что-нибудь, возмещение. Возмещение ущерба, вознаграждение за неиспользованное право. В юридическом словаре говорится, что компенсация это денежная сумма, выплачиваемая в качестве возмещения понесённого ущерба, расходов и т. п. по решению суда либо в иных предусмотренных законом случаях[9]. Например, сотрудникам органов федеральной службы безопасности, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Российской Федерации[10]. Из вышеперечисленного следует, что оба понятия различаются, но одно вытекает из другого. Гарантия является действительным обеспечением права на что-либо, а компенсация это возмещение того, что предоставляется по праву, но не было предоставленным. Поэтому предельно важно брать во внимание оба понятия, так как они являются дополнением друг друга. Право определяет и формирует нормативно-правовую базу семейно-брачных отношений, регламентирует жизнь членов семьи через их права и обязанности как по отношению друг к другу, так и по отношению к другим социальным институтам, например государству. Право придает семье статус легитимного социального института, делает ее членов объектами и субъектами правовых отношений. Семья военнослужащего, обладая общими свойствами, присущими данному социальному институту в целом, обладает вместе с тем рядом специфических признаков, к которым относятся: • подчинение интересов семьи интересам военной службы главы семьи; • подчинение жизненных, прежде всего профессиональных, планов членов семьи карьерным и служебным интересам военнослужащего; • наличие системы семейных норм и ценностей (господствующей в военном сообществе), основанной на юридическом признании брака государством, разделении супружеских ролей на «мужские» и «женские». В семейном праве сформировались признаки семьи, которые имеют место и в семье военнослужащего, однако некоторые из них, в частности совместное проживание и совместный быт, действуют не столь явственно, как в обычной семье, по причине того, что раздельное проживание военнослужащего и его семьи не является редкостью. Семейные отношения, оформленные в соответствии с законом, оказывают на правовой статус семьи военнослужащего гораздо большее влияние, чем это имеет место в семьях гражданских лиц. Действительно, семья военнослужащего основана только на браке, в связи с этим признание брака зарегистрированного имеет для военнослужащего решающее значение. Специфика социально-правового положения семей военнослужащих проявляется также в том, что как в военном, так и в законодательстве иных отраслей права содержится весьма значительное число специальных правовых норм, регулирующих различные аспекты социальной защиты семей военнослужащих. Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов семей указами Президента Российской Федерации. В то же время, согласно ч. 1 ст. 69 Жилищного Кодекса Российской Федерации от 29.10.2004 г. (ред.от 05.04.2013 г.) №188-ФЗ[11], к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Как видно из сравнения норм двух приведенных выше законодательных актов, Жилищного Кодекса Российской Федерации устанавливает более широкий круг лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, являющегося нанимателем жилого помещения, чем это определено Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Таким образом, члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности имеют ряд социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством и нормативными правовыми актами. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» относит определенный круг лиц к членам семей военнослужащих и дифференцирует понятия правовой и социальной защиты, реализация мер, которых возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции. Реализации прав могут также содействовать общественные объединения. Кроме того, в законе ясно сказано, что никто не вправе ограничивать членов семей военнослужащих в их правах и свободах. Необходимо также понимать разницу гарантии и компенсации. Гарантия является действительным обеспечением правом на что-либо, компенсация это возмещение того, что предоставляется по праву, но не было предоставленным. Поэтому важно брать во внимание оба понятия, так как они являются дополнением друг друга.
|