Нелюбимые герои романа отдалены от природы, а положительные имеют с ней тесную связь. Князь Андрей ни раз обращался к дубу и смотрел на небо, Наташа любовалась Отрадным, Пьер заметил красоту неба в плену.
| Павел Петрович Кирсанов считает природу прекрасной частью жизни и совершенно необходимой каждому человеку.
Евгений Базаров отрицает полезность искусства, а к природе относится, как к мастерской, говоря, что «природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
| В рассказе «Антоновские яблоки» мы видим и многообразие оттенков цвета (черно-лиловая понёва, сиво-железного цвета жеребец), и игру светотени («чьи-то черные, точно вырезанные из дерева силуэты… меж тем, как гигантские тени ходят по яблоням»), и разнообразные метафоры (прозрачная, ледяная, тяжелая вода). Через это многообразие деталей и признаков природы показывается внутреннее богатство и глубина переживаний рассказчика. Уходящая Россия запечатлелась в рассказе Бунина в запахе, вкусе, облике антоновских яблок. Первый снег, темные окна домов, нежные звуки гитары и последние строки рассказа... «Белым снегом путь-дорогу заметал».
| Действия романа происходят в провинции России – на Дону. Это казацкая вольница, место, куда бежали крепостные крестьяне. Во все времена на характер казаков (и не только) оказывала влияние окружающая среда, так главной чертой характера жителей дона можно назвать – уважение к свободе, стремление к независимости.
| Основная тема стихотворений в прозе “Дыхание”, “Шарик”, Костёр и муравьи”, “Лиственница”, “Гроза в горах” - единство человека и природы. Писатель замечал всё: и сладкий дух после дождя, и голос грома, наполнивший ущелье, что не стал слышен рёв рек, и пёсика Шарика, радующегося первому снегу, и муравьёв, не желающих покинуть родное брёвнышко и погибающих в огне …
Они представляют собой философское размышление, зарисовку, где показаны глубокие психологические переживания человека.
В рассказе “Дыхание”. писатель рисует раннее утро, чувство счастья от того, что имеет возможность вдыхать воздух, “напоённый цветением, сыростью, свежестью”. И пока человек может ещё дышать “после дождя под яблоней – можно ещё и пожить! ”. Солженицыну удаётся нарисовать такую картину, потому что он умеет наблюдать, любит и знает природу, понимает, что, возможно, смысл жизни человека заключается именно в умении радоваться каждому мгновенью.
Образ автора в стихотворении ярко выражен, ибо лирический герой и есть сам автор, открыто выражающий своё отношение к событию.
|