В стихотворении образ-символ птицы соотносится и с лирическим героем (ласточка сравнивается с душой поэта) и с миром человеческих чувств в целом: ласточка — символ домовитости, домашнего уюта. Прямая параллель с образом человека: ласточка связывается с образом трагически умершей супруги писателя.
| Калмыцкую сказку про орла и ворона Петруше рассказывает Пугачев во время очередной встречи с ним. Сказка имеет иносказательный смысл, она о возможности выбора жизненного пути: долгого, размеренного, не богатого яркими событиями и другого: яркого, насыщенного, но краткого. Символическую роль играют герои сказки: орел - птица вольная, царственная, любящая высоту, простор, ворон - земная птица, мудрая, но прозаичная.
| В пьесе неоднократно повторяется образ птицы, помогающий понять главное в характере Катерины. Птица — символ воли. Отсюда постоянный эпитет “вольная птица”. “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до свадьбы. “Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. Однако, жизнь Катерины, пошла на спад, она не смогла найти место в этой жизни и «улетела» в другой мир.
| Образ Чайки проходит лейтмотивом через всю пьесу, соединяя в себе образы произведения, дополняя их или окончательно зашифровывая. Это и обобщающая идея пьесы, порыв в будущее. Чайка – это убитая Треплевым из ружья птица. Она ассоциируется с Ниной, сначала соединившей себя с образом убитой чайки, а затем нашедшей свою дорогу. Это в какой-то мере и Треплев, вначале мечтавший о большой любви и славе, а в конце застреливший себя из того же ружья, из которого он когда- то убил чайку.
| Гамаю́ н — в славянской мифологии вещая птица, поющая людям божественные песни, предвещающая будущее и пророчащая счастье тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете, умеет управлять погодой. Считалось, что когда Гамаюн летит со стороны восхода, следом за ней приходит буря. В этом стихотворении А.Блок возвеличивает жизнь. Для него жизнь – что-то высокое, таинственное, загадочное. Говоря про птицу, автор употребляет слова «вещает и поет», «правдою», «прекрасный лик» и другие. Всё это напоминает миф.
| В «Песне о Соколе» Горький поднимает проблему смысла жизни, строя рассказ на контрасте - люди-соколы и люди-ужи. Автор рисует два определенных типа людей: одни, схожие с гордыми, свободными птицами, другие -- с ужами, обреченными всю жизнь «ползать». Горький, говоря о последних:
«Рожденный ползать - летать не может», - восхваляет людей, подобных соколу: «Безумству храбрых поем мы песню!».
| В романе «Тихий Дон» образы птицы чрезвычайно разнообразны. На страницах произведения их встречается 33. При характеристике персонажа автор использовал принцип параллелизма. Представление птиц, трепещущих, стремительно летящих, волнующихся перед дождем, поющих в предутренние часы — параллель состоянию Григория Мелехова, Натальи, Аксиньи.
|