Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТРИ ПРОРОКА» В ЛИТЕРАТУРЕ
Пророк – это человек, наделенный сверхъестественным даром – предвидеть и предсказывать события, явления и предостерегать людей от ошибок.
| Критерии сравнения
| А. С. Пушкин
| М. Ю. Лермонтов
| Н. А. Некрасов
| 1. Кто выступает в качестве пророка?
| Поэт
| Поэт
| Идеальный общественный деятель
| 2. От чьего лица ведётся повествование?
| От лица пророка
| От лица пророка
| От лица лирического героя
| 3. Миссия пророка
| “Глаголом жги сердца людей”
| Разоблачение “злобы и порока” и поучение в любви и истине.
| Напомнить людям о Боге делом, своей крестной жертвой
| 4. Лексический строй
| Использование церковно-славянизмов, архаизмов, что придает стихотворению торжественность.
| Использование современной лексики.
Лишено торжественности.
| Использование современной лексики. Лишено торжественности
| Сюжеты стихотворений разные. Пушкинский– становление пророка. Лермонтовский– это жизнь поэта, ставшего пророком. В основе пушкинского пророка – книга пророка Исайи, Лермонтов обратился к " Книге пророка Иеремии" и к " Плачу Иеремии". Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить. Пушкинский пророк преображается духовно, у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров. Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский же пророк увидел " Страницы злобы и порока": он не принят людьми, он изгнан.
В стихотворении Некрасова миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Времена переменились – " Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" (" Поэт и гражданин"). Сам факт отражения в стихотворении мыслей Некрасова о Чернышевском бесспорен. Исследователи творчества Некрасова (В.Е. Чешихин-Ветринский) отмечают обобщенность, типичность образа некрасовского пророка, приложенного к любому человеку 70-х г., соединившему в себе революционный демократический идеал с очарованием нравственной чистоты и красоты.
В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова – от лица лирического героя.
Помимо точки зрения самого лирического героя, в " Пророке" Некрасова точно (с помощью прямой речи) передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка (" Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!) и пророка (" Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других"). Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, предельно (максимально) объективизирует ее.
Пророк Лермонтова, самый " своевольный", сам поясняет содержание своих " глаголов" и выносит оценку совершаемому. При этом его миссия двояка, она сводится к исправлению рода людского – разоблачения " злобы и порока" и поучению в любви и истине.
В стихотворении Некрасова оценку судьбы пророка выносят люди – " упрекающий" и лирический герой, которому, в буквальном смысле, принадлежит последнее слово. Предназначение пророка на этот раз – " не провозглашать любви и правды чистые ученья" (Лермонтов). Напомнить погруженным в суету и " жизнь для себя" людям о Боге он должен иначе – не словом, а делом, своей крестной жертвой.
|
Данная страница нарушает авторские права?
|