Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фольклорные элементы, приёмы, жанры в творчестве поэтов






Н.А.Некрасов С.Есенин А.А.Ахматова А.Т.Твардовский Б. Окуджава
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» лирика Поэма «Реквием» Поэма «Василий Тёркин» Стихотворение «До свидания, мальчики»
Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. Действительно, в «Кому на Руси жить хорошо?» в той или иной степени «задействованы» все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказания. Поэму открывает пролог – самая насыщенная фольклорными элементами глава. Уже сам «сказочный» зачин настраивает читателя на определенный лад. Некрасов мастерски воспроизводит тон фольклорного сказа, сохраняет фольклорную символику: неслучайно «сошлися и заспорили» именно семь мужиков – это одно из традиционных значимых чисел, и герои лишены реальной атрибутики: у них нет фамилий - либо имена, либо прозвища (Губины), нет реальных адресов - любую деревню можно назвать Гореловым, Нееловым или Неурожайкой. Лишены Некрасовские мужики и индивидуальных характеров. Сказочный зачин «Пролога» позволяет автору существовать в «сказочной реальности», где летают говорящие птички и под деревом закопаны скатерти-самобранки. По словам поэта, он начал писать, «подражая частушкам». На протяжении всей жизни он собирал частушки, их у него было около четырех тысяч. В поэме «Русь», в стихотворениях «Узоры», «Молитва матери» Есенин с болью поведал о народном горе, о печали русской деревни. И его чувствам, его стихам были созвучны частушки о ненавистной солдатчине, о судьбе крестьянских парней на войне: Погуляйте ратнички, Вам последние праздники. Лошади запряжены, Сундуки уложены. Традиция христианства в поэме «Реквием» сопрягается с фольклорной интонацией причитаний. Женщины всех времён, все те, кто знает цену утрат, соединяются в едином скорбном гласе: Буду я, как стрелецкие жёнки, Под кремлёвскими башнями выть.   Жанр «Василия Тёркина» автор определил не случайно как «книгу про бойца». Само имя говорит о его типичности, близости народной среде, а фамилия соотносится с поговоркой «тёртый калач», т.е. бывалый человек. Подобно герою русской сказки, Василий Тёркин может и кашу из топора приготовить, и подбодрить своих товарищей хорошей шуткой в трудный час. Так, в главе «Солдат и смерть» Тёркин обретает черты былинного богатыря. Стихи, написанные слезами, – протест войне. Напоминают плач. Этому способствуют частые обращения и повторы: «мальчики, мальчики», «девочки, девочки»; эмоциональность (первое предложение с обращением заканчивается восклицательным знаком – надрыв, крик души при расставании, второе – точкой, - смирение с происходящим), певучесть стиха.)

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал