Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на
фольклорной основе. Действительно, в «Кому на Руси жить хорошо?» в той или иной степени «задействованы» все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказания.
Поэму открывает пролог – самая насыщенная фольклорными элементами глава. Уже сам «сказочный» зачин настраивает читателя на определенный лад. Некрасов мастерски воспроизводит тон фольклорного сказа, сохраняет фольклорную символику: неслучайно «сошлися и заспорили» именно семь мужиков – это одно из традиционных значимых чисел, и герои лишены реальной атрибутики: у них нет фамилий - либо имена, либо прозвища (Губины), нет реальных адресов - любую деревню можно назвать Гореловым, Нееловым или Неурожайкой. Лишены Некрасовские мужики и индивидуальных характеров. Сказочный зачин «Пролога» позволяет автору
существовать в «сказочной реальности», где летают говорящие птички и под деревом закопаны скатерти-самобранки.
| По словам поэта, он начал писать, «подражая частушкам». На протяжении всей жизни он собирал частушки, их у него было около четырех тысяч. В поэме «Русь», в стихотворениях «Узоры», «Молитва матери» Есенин с болью поведал о народном горе, о печали русской деревни. И его чувствам, его стихам были созвучны частушки о ненавистной солдатчине, о судьбе крестьянских парней на войне: Погуляйте ратнички, Вам последние праздники.
Лошади запряжены, Сундуки уложены.
| Традиция христианства в поэме «Реквием» сопрягается с фольклорной интонацией причитаний. Женщины всех времён, все те, кто знает цену утрат, соединяются в едином скорбном гласе:
Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлёвскими башнями выть.
| Жанр «Василия Тёркина» автор определил не случайно как «книгу про бойца». Само имя говорит о его типичности, близости народной среде, а фамилия соотносится с поговоркой «тёртый калач», т.е. бывалый человек. Подобно герою русской сказки, Василий Тёркин может и кашу из топора приготовить, и подбодрить своих товарищей хорошей шуткой в трудный час. Так, в главе «Солдат и смерть» Тёркин обретает черты былинного богатыря.
| Стихи, написанные слезами, – протест войне. Напоминают плач. Этому способствуют частые обращения и повторы: «мальчики, мальчики», «девочки, девочки»; эмоциональность (первое предложение с обращением заканчивается восклицательным знаком – надрыв, крик души при расставании, второе – точкой, - смирение с происходящим), певучесть стиха.)
|