Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ христа




Изображение Иисуса Христа в русской литературе вплоть до ХХ века практически отсутствует. Испытывая трепетное, благоговейное отношение к Богу, которое закладывалось с детства религиозным воспитанием, писатели долгое время не решались воплощать его образ на бумаге. Первым, кто ввел сюжет Христа в литературное произведение, был Ф. М. Достоевский, с его сном Алеши Карамазова. Традиция эта в начале ХХ века была в какой-то мере продолжена Л. Андреевым и Д. Мережковским.Век ХХ, с его обилием и разнообразием литературных течений и жанров, довольно богат на изображения Христа в качестве мотива или сюжета произведений. Это и «Мастер и Маргарита» Булгакова, и «Закон вечности» Думбадзе, и «Факультет ненужных вещей» Домбровского, и «Плаха» Айтматова, и «Покушение на миражи» Тендрякова.
Ф.М. Достоевский Л.Андреев М.А. Булгаков
Роман «Братья Карамазовых» Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» Повесть «Иуда Искариот» Роман «Мастер и Маргарита»
Все творчество Ф.М. Достоевского одухотворено образом кроткого и милосердного Иисуса, в Котором человек обретает утешение, любовь и красоту. В “Легенде о Великом инквизиторе” из «Братьев Карамазовых» вновь пришедшего на землю Христа бросают в темницу, поскольку Он может помешать рациональному устройству мира, в рамках которого нет места свободе человеческого выбора. Для Достоевского именно Россия, хранящая в своей духовной традиции подлинный образ Христа, способна во всей полноте явить его миру, и в этом ее историческая роль. В предсмертном видении бедному несчастному мальчику представляется, что его приводит на райскую елку Христос. Автор описывает сказочную елку у Христа. Если на земной елке мальчик встречается с бездушием и эгоизмом, то на елке у Христа он попадает в атмосферу любви и участия, обретая то, чего у него не было на земле, - семью, дом, где его любят. " Напитанным кровью и плотью мира" предстает перед нами андреевский Иисус. Он, также как и Иуда, представляет собой фантазию на евангельскую тему, и он близок в своем человеческом проявлении булгаковскому Иешуа из " Мастера и Маргариты". Иисус находится как бы на периферии описываемых событий. Эта концепция образа Иисуса была свойственна не только Л. Андрееву, но и другим художникам, в том числе А. Блоку, который также писал о наивности " Исуса Христа" (в поэме " Двенадцать"), женственности образа, в котором действует не его собственная энергия, а энергия других. Одним из персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» стал Иешуа ГА-Ноцри. Булгаков по-своему рассказывает легенду о Христе. Его герой удивительно осязаемый, жизненный. Это обычный смертный человек, по-детски доверчивый, простодушный, наивный, но вместе с тем мудрый и проницательный. Он слаб физически, но силен духовно, он как бы является воплощением лучших человеческих качеств. Ни побои, ни наказания не могут заставить его изменить своим принципам. Он поражает своим милосердием: он жалеет своего судью Пилата, страдающего болезнью; умирающий на иерусалимском солнцепеке, просит у стражника дать попить распятому рядом с ним разбойнику.

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал