Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественная культура месопотамских цивилизаций






Продукты художественного творчества использовались для облегчения трудовых процессов, регулирования социальных отношений и совершения религиозно-магических обрядов. Продолжающийся процесс социального расслоения породил особую категорию художественных произведений, предназначенных для совершения общественных церемоний, несущих на себе определенную символическую нагрузку. Образы вождей обожествлялись в хвалебных песнях — гимнах и монументальных надгробных изваяниях. Объектами художественного творчества стали предметы, выполняющие функции атрибутов власти (например, жезлы, скипетры, оружие).

Пожалуй, самым первым шагом выделения художественного сознания в самостоятельную сферу послужило строительство специального «дома бога» — храма. Путь развития храмовой архитектуры — от алтаря, или священного камня, под открытым небом к зданию со статуей или каким-то иным изображением божества, вознесенному на холм либо на искусственную платформу, оказался сравнительно коротким, но сформировавшийся тип храма не изменялся потом в течение тысячелетий.

Храмы строились в городах и были посвящены тому или иному богу. Возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат — высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от четырех до семи. Зиккураты возводили на холмах из кирпичей и облицовывали глазурованными плитками. Террасы были, как правило, озеленены.

Божество призвано было защищать город — свою собственность, поэтому ему полагалось пребывать на высоте, т.е. над смертными. Для этого в верхней части зиккурата строился золотой купол, который выполнял функцию святилища, т.е. «жилища бога». В святилище бог почивал по ночам. Внутри этого купола ставили только ложе и золоченый стол. Но это

предметов был неотделим от их утилитарного назначения и от магической (или религиозной) функции. Следовательно, можно выделить такую черту месопотамского искусства, как утилитарность. Мы не знаем ни одного произведения месопотамской культуры, где бы угадывалось стремление художника продемонстрировать свое мастерство, где бы художественное совершенство превалировало над практическим назначением.

Можно сделать и другой вывод: в художественном сознании культуры Двуречья преобладало информативное начало. Информативность здесь означает изначально присущую способность культуры сохранять и сообщать (передавать) сведения, специально заложенные в конкретных произведениях их создателями. Информативность наиболее полно и ярко выражена в тех памятниках изобразительного искусства, которые содержали в себе различные формы рисуночного (пиктографического) письма. Здесь необходимо подчеркнуть, что и в дальнейшем, с возникновением других видов письменности (иероглифической, слоговой, алфавитной), памятники художественной культуры сохраняют это свойство — это и надписи, сопровождавшие скульптуры, и рельефы, и живопись...

Художественное наследие древних народов Двуречья было широко использовано и творчески переработано более поздними цивилизациями. К этому истоку восходит эллинская античность, в нем черпают силы западные и восточные средневековые культуры. Ведь впервые в истории именно в Месопотамии установилась прочная художественная преемственность, формировались первые художественные стили. Тем самым художественная культура Месопотамии оказалась важным этапом в развитии художественного творчества человечества и имела непреходящее значение для современной мировой художественной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белецкий М Забытый мир шумеров. М., 1980.

2. Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. М., 1994.

3. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего Мира. М., 1989.

4. Заболоцкая Ю. История Ближнего Востока в древности. М., 1989.

5. Клочков И.С Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.

6. Культура народов Востока. Старовавилонская культура. М., 1988.

7. Любимов Л. Искусство Древнего Мира. М., 1996.

8. Мировая художественная культура. Древние цивилизации: Тематический словарь. М., 2004.

9. Мировая художественная культура: Учеб. пособ. / Под ред Б.А. Эренгросс. М., 2001.

10. Соколова М.В. Мировая культура и искусство. М., 2004.

11. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. М., 1990.

ГЛАВА 12. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: КУЛЬТУРА, ОБРАЩЕННАЯ К ВЕЧНОСТИ

Среди государств древности, возникших после распада родового строя, Египет первым достиг подлинного могущества, стал великой державой, первой империей, претендующей на мировую гегемонию. На территории египетской державы имелись все необходимые ископаемые для хозяйственной деятельности. Средиземное море соединяло ее с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией.

Реальный же мир египтян был ограничен узкой долиной великой реки Нил, окруженной с запада и востока песками пустынь. Именно природа страны и ее единственная огромная река, от разливов которой зависела жизнь и благополучие народа, оказались тем важнейшим фактором, который обусловил мироощущения и мировоззрения египтян, их отношение к жизни и смерти, их религиозные взгляды.

Название страны «Айпоптос» — «Египет» можно найти в трудах греческого историка Геродота. Сами же египтяне называли свою страну Та-Кемет (Черная Земля) по цвету ее плодородной почвы в противоположность красной земле пустыни или Та-Мера (Страна Наводнений).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал