Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Религия и искусство Древнего Египта
История культуры Древнего Египта показывает, что эта империя в течение почти тридцати веков, всякий раз оправляясь от очередного удара, продолжала воплощать высшую ступень человеческой цивилизации своего времени. Основная причина высокой жизнестойкости египетской державы была заключена в религиозных убеждениях древних египтян. Первоначально пантеон египетских богов отличался хаотичностью, несогласованностью и противоречивостью. Богов в Древнем Египте хватало: в каждом городе их было несколько. Главным был бог солнца Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших был Осирис — бог смерти, олицетворявший умирающую и воскресающую природу. Египтяне верили, что после смерти и своего воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Не менее важной была богиня Исида — покровительница плодородия и материнства. Богиней истины и порядка считалась Маат. Древние египтяне признавали всех богов, почитавшихся местными традициями. У каждого из них было свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого зависело их благополучие. Со временем, в период создания единого государства, сложилась некая божественная иерархия, и упорядочились культы многочисленных богов и связанные с ними религиозно-мифологические представления. Идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров. Теперь главное божество любой провинции (нома) считалось воплощением солнца, что отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Pa, Себек-Ра. В древности каждое божество имело свое зооморфное тождество. Оно представлялось в облике какого-либо животного, птицы, рыбы или насекомого. Так:, бог Гор изображался в виде сокола, богиня Сехмет — львицы, Исида — змеи, Анубис — шакала, бог воды и разлива Нила Себек — крокодила, богиня радости и веселья Баст — кошки, бог мудрости Тот — в виде ибиса. На более позднем этапе развития религии происходит антропоморфизация божеств, т.е. наделение их человеческими качествами. Развитие животноводства породило отдельно самостоятельные культы животных, самым распространенным был культ священного быка Аписа — бога плодородия. Он должен был быть непременно черного цвета со светлыми отметинами. Таких быков содержали в специальных помещениях и бальзамировали после смерти. Под видом коровы, либо женщины с коровьими рогами, почиталась Хатор, богиня неба и покровительница природы. Она считалась также богиней плодородия и дерева, поила души умерших в загробном мире живительной влагой. Существование государства не мыслилось египтянами без богини Маат — божественного порядка и истины. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе они выступают в роли не, приобщались к культуре тех стран, где они оседали, меняли имена, но сохраняли свое этническое самоназвание. Поздний Египет живет лихорадочной жизнью: постоянные смены династий, от упадка и развала — к новым взлетам, кажущемуся возрождению. Нестабильность, ожидание нового прихода завоевателей, смуты между владельцами распадающегося на отдельные области государства вызвали волну небывалого увлечения чудесами, оракулами богов, усилили апокалиптические настроения. В это время уже не ведется грандиозное храмовое строительство. В литературе развиваются в основном сложившиеся жанры, в искусстве за образец берутся устоявшиеся художественные приемы. Однако даже в пору своего угасания египетская культура продолжала оставаться источником для культур других народов; для них Египет по-прежнему оставался страной тайной премудрости, глубокого мистического опыта и бесценных знаний. При греко-македонском владычестве, соприкоснувшись с иной цивилизацией, культура Египта пережила свой последний своеобразный расцвет, уже будучи частью общей эллинистической культуры. Сокровища египетской культуры оказались притягательными для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к ним и сделать их достоянием своей культуры. Греки восприняли египетскую идею сакрального (священного) царства, поклонялись священным быкам и овнам, строили храмы египетским богам, соперничавшие по своей монументальности с постройками эпохи пирамид. Но дни египетской языческой культуры были уже сочтены, несмотря на все ее стремление отстоять свою самобытность. Позднее культура Древнего Египта вплетается в культуру Египта исламского, и ее наследие дожило до наших дней в отдельных чертах быта и верований египетских мусульман. ЛИТЕРАТУРА 1. Бродский Б. Жизнь в веках. Занимательное искусствоведение. М., 1990. 2. Василевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура Западная Европа и Ближний Восток. М., 1997. 3. Дмитриева Н.А., Виноградова НА. Искусство Древнего мира М., 1989. 4. Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина М., 1989. 5. Египет: Земля фараонов. М., 1997. 6. Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1994. 7. Культура Древнего Египта / Под ред. И.С. Кацнельсона М., 1976. 8. Любимов Л. Искусство Древнего мира М., 1996. 9. Мировая художественная культура. Древние цивилизации: Тематический словарь. М., 2004. 10. Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989. 11. Чизхолм Д., Миллард Э. Ранние цивилизации. М., 1994. ГЛАВА 13. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ Индийская культура — одна из самых оригинальных и уникальных, Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. В этом вопросе индийская культура не знает себе равных. Вторая особенность заключается в ее многовековом стремлении познать тайны мироздания. Третью важную черту составляет ее обращенность к познанию человеческой души. Четвертую — ее удивительная музыкальность и танцевальность. И наконец, особое почитание любви — чувственной и физической, которую индийцы не считают греховной. Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса, В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности. Задолго до проникновения в Индию ариев на ее территории проживали различные антропологические типы людей — в основном южноиндийской (дравидской) и веддоидной расы. Однако в III тыс. до н. э. в бассейн рек Инд и Ганг пришли с севера индоарийские племена, которые покорили туземные племена. Согласно одной из версий арии пришли в Индию через Кавказ из южнорусских степей. Завоеватели внесли значительный вклад в философию, науку, религию, избразительное искусство, развитие ремесел и т.д. В целом они создали самобытную и высокую культуру, что дало им основание считать себя избранным народом, который существовал и будет существовать вечно. Как и в других древних культурах, в индийской культуре, в эпоху ее формирования, решающую роль сыграл природный фактор. Величественная природа Индии с ее непроходимыми лесными чащами, множеством ярких птиц и разнообразных зверей, дурманящих растений помогла рождению столь же мощных и величественных образов мифологии и художественной культуры. Природа сама подсказывала архитекторам и
|