Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Среднее царство
Эпоху Среднего царства нередко называют классической, она характеризуется новым расцветом египетской культуры, продолжавшей тенденции развития культуры Древнего царства Примерно в 2050 г. до н. э. фараон Ментухетеп I объединил Египет и восстановил единую власть под эгидой Фив. Началась эпоха Среднего царства, которая по праву считается классическим периодом египетской культуры. Фиванские фараоны провели целый ряд изменений, которые затронули уклад жизни, искусство, религию, литературу, язык и наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи. Вслед за этими изменениями начались стремительный расцвет светской художественной литературы и научных знаний, переосмысление роли фараона в египетском обществе: теперь фараон все более казался не только недосягаемым божеством, но и смертным человеком. Окончательно складывается среднеегипетский язык, остававшийся господствующим до конца египетской истории, сохранив преимущественно религиозно-культовое назначение. Архитектурный стиль Древнего царства был не просто возрожден, но и переосмыслен, исходя из новых политических, религиозных и художественных потребностей. Интенсивно шло храмовое строительство и одновременно — развитие конкретного научного знания. От этой эпохи до нас дошли первые математические и медицинские тексты, древнейшие записи обмера страны, списки созвездий на саркофагах, первый в мире словник. Однако столетия, отделившие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, во многом изменили мироощущение египтян. Распад страны, война всех против всех, упадок центра и божественной власти фараона, разрушение традиционной шкалы ценностей — все это создало почву для развития индивидуализма. Теперь уже не только фараон, не только вельможная знать, но и простые смертные начали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти. В ответ на это культ умерших сразу же упростился. Гробницы типа мастаба стали казаться излишней роскошью. Для гарантии вечной жизни было достаточно одной стелы — каменной плиты, испещренной магическими текстами. Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подражать могучим владыкам Древнего царства Конечно, это были уже не те пирамиды, что возводились когда-то: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не монолитные Двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Сверху пирамиды облицовывались известковыми плитами. Эти пирамиды представляли собой каменный каркас, заполненный каменной крошкой,
|