Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Галоўныя рысы эканамічнага і палітычнага развіцця Японіі ў 50-я гг. – першай палове 1970-х гг.
8 сентября 1951 г был подписан мирный договор ряда стран, воевавших во второй мировой войне с Японией (Сан-Франциский мирный договор), который вступил в силу 28 апреля 1952 г. Договор предусматривал признание Японией независимости Кореи, отказ Японии от прав на о. Тайвань, Пескадорские, Курильские острова и южную часть о.Сахалина. По договору Япония соглашалась с установлением опеки (управления) США над островами Рюкю (Окинава) и рядом других островов. Япония принимала на себя обязательство отказаться от угрозы применения силы в своих отношениях с другими государствами. В 1952 г. подписывается американо-японский “пакт безопасности”, позволивший США размещать в Японии свои наземные, воздушные и морские силы, в 1960 г. этот пакт был продлен. В 1956 г. было ликвидировано состояние войны между СССР и Японией, но мирного договора между этими странами нет до сих пор. В соглашении 1956 г. говорилось о готовности СССР передать Японии два острова Курильской гряды (Хабомаи и Шикотан) при условии подписания с нею мирного договора. В 1952 г. в целях защиты мелкого производства от экономического спада Законом о стабилизации мелкого бизнеса было впервые допущено картелирование промышленных и коммерческих ассоциаций. В 1966 г. был принят закон о стимулировании особых отраслей промышленности, направленный на укрупнение предприятий путем их объединения и слияния в нефтехимии, автомобилестроении, электронике. В целях повышения международной конкурентоспособности японских товаров правительство осуществляло принудительное картелирование. Министерство вешней торговли и промышленности имело право выступать с предложением о согласовании цен на одну и ту же продукцию разных предприятий, а также о выборе одной фирмы из нескольких, претендующих на экспорт однородной продукции в одну и ту же страну. В 60-е гг. происходит либерализация ввоза иностранных товаров и капиталов в Японию, которая форсировала рост слияний крупных японских предприятий для создания противовеса зарубежным конкурентам. В эти годы 10 ведущих японских торговых дома сосредоточивали более половины общего объема внутренних торговых операций, через них проходили половина всего экспорта и 60 % импорта страны. “Мицубиси”, “Мицуи”, “Фудзи”, “Сумитомо”, “Санва”. В отличие от довоенных “дзайбацу” президенты головных компаний современных финансово-промышленных групп формально стали обладать равными правами. Фактически главный голос при этом принадлежал наиболее влиятельной фирме, которая и контролировала всю группу. Тем не менее, современные группы стали внешне опираться на “демократические и децентрализованные основы”, что придало им большую маневренность в обходе действовавших антимонополистических норм. Росту экономики в эти годы способствовали следующие факторы: · низкая стоимость рабочей силы; · военные заказы японского правительства (особенно американские военные заказы в годы корейской и вьетнамской войн); · небольшие военные расходы от госбюджета (менее 1 %). В первые послевоенные годы США финансировали военные расходы Японии на 80 %, что создавало благоприятную обстановку для японского монополистического капитала. В целом, развитие японской военной, особенно ракетно-ядерной, промышленности происходило при участии американских монополий; · многоотраслевая структура концернов, что обеспечивало возможность маневрирования капиталом, сырьем, рабочей силой в зависимости от изменений конъюнктуры внешнего рынка;
|