Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Знаки препинания при выражениях, взятых из чуждого автору словаря, употребляемых в ироническом значении, а также при цитатах
I. Слова, употребляемые не в своем обычном значе- нии, используемые в ироническом смысле, впервые предлагаемые читателю или, наоборот, устарелые, необычные и т. п. выделяются кавычками: Теперь слово «мэр» знают все', Опять нет воды — такой «подарок» сделали нам коммунальщики к празднику. II. Ц и т а т ы оформляются следующим образом. 1. Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выде- ляются кавычками в начале и в конце всего цити- руемого текста, т. е. начальные кавычки ставятся только один раз: В энциклопедии про грозу написано так: «Гроза — атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах... Эти разряды — молнии... Гроза наблюдается в жаркую погоду...» 2. Если цитата приводится не полностью, то про- пуск обозначается постановкой многоточия: перед текстом цитаты (после начальных кавычек), когда цитата приводится не с начала предложения; в се- редине цитаты, когда пропущена часть текста; пос- ле текста цитаты (перед конечными кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца. 3. Если цитата синтаксически связывается с автор- ским текстом, образуя придаточную часть сложно- подчиненного предложения, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы: М. Горький в одной из своих статей по вопросам литературы указыва- ет, что «поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писа- ли о нём». 4. Если цитата, стоящая после слов автора, оформля- ется как прямая речь, то используется соответствую- щая пунктуация (двоеточие перед цитатой, началь- ные кавычки, прописная буква в первом слове цита- ты и т. д.): Тютчев написал: «Лениво дышит полдень мглистый». 5. Если слова автора следуют за цитатой, то первое слово цитаты пишется с прописной буквы, даже ес- ли в цитируемом источнике оно начинается со строчной (пропуск части текста обозначается мно- готочием): «...Следуя правде жизни, поэт не мог наделить своего героя всем, что носил в своей ду- ше, а если бы он сделал это — Печорин был бы. неправдив», — писал М. Горький в статье о М. Ю. Лермонтове. 6. Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка: В одной из своих литератур- ных статей М. Горький писал, что «Рудин — это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тур- генев...». 7. Если перед закрывающими кавычками стоит воп- росительный/восклицательный знак или многото- чие, то те же самые знаки после кавычек не повторя- ются: Читали ли вы повесть Франсуазы Саган «Любите ли вы Брамса?» Но ср.: С каким удоволь- ствием я прочёл повесть Франсуазы Саган «Люби- те ли вы Брамса?»! 8. Если, цитируя какой-либо текст, автор подчерки- вает отдельные слова цитаты для усиления их значе- ния (в печати такие места выделяются особым шриф- том), то он должен оговорить это в примечании, за- ключив его в скобки и указав свои инициалы: Прочитав рассказ, М. Горький написал, что «редакторских поправок в нём нет (выделено нами. — Д. Р.)». Такое примечание помещается или непосредст- венно после соответствующего места в цитате, или в конце цитаты, или в конце страницы в виде сноски (подстрочного примечания). 9. Если в начале или в конце цитаты (то же относит- ся к прямой речи) встречаются внутренние и внеш- ние кавычки, то они должны различаться (так назы- ваемые ёлочки «» и лапки „ "): Учитель сказал: «„Евгений Онегин" — выдающееся произведение пушкинского гения»; Автор статьи указывает, что в «золотой фонд мировой литературы вошли такие произведения, как „Война и мир"». 10. Библиографическая справка (откуда взята ци- тата) при цитате обычно дается или после самой цитаты, или, чтобы облегчить чтение, в конце страницы, в виде сноски. В такой справке должны быть точно указаны: фамилия и инициалы авто- ра, название цитируемого произведения, место и год его издания, страница: Мне понравились слова: «Цензура сделала мне разные урезывания и вырезывания, — жаль, что у меня нет её отрезков» (Герцен А. И. Кто виноват? Москва, 1956. С. 7).
293. Прочитайте предложения. Объясните употребле- ние кавычек и многоточия. 1. На модном слове «идеал» тихонько Ленский задре- мал. (П.) 2. Люблю я дружеские враки и дружеский бо- кал вина порою той, что названа «пора меж волка и собаки». С П.) 3. Это «не хочу» поразило Антона Про- кофьевича. (Г,) 4. «Бить» в дудку для приманки перепе- лов учил меня Фёдор. (Акс.) 5. Мне объявили, что я дол- жен прожить тут ещё три дня, ибо «оказия» из Екатери- нодара ещё не приходила. (Л.) 6. Мы поехали в лес, или, как у нас говорится, в «заказ». (Т.) 7. Вечером мы с охотником Ермолаем отправились на «тягу». Но, может быть, не все мои читатели знают, что такое «тяга». (Т.) 8. Полутыкин заикался, называл свою собаку Астроно- мом; вместо «однако» говорил «одначе». (Т.) 9. Правда, некогда правильные и теперь ещё приятные черты лица его немного изменились, щёки повисли, частые морщи- ны лучеобразно расположились около глаз, «иных зубов уж нет», как сказал Саади, по уверению Пушкина. (Т.) 10. Предположение дневального, что «взводный на- жрался и дрыхнет где-то в избе», всё больше собирало сторонников. (Ф.) 11. Это были пассажиры третьего класса и так называемые «палубные», помещавшиеся на нижней носовой палубе возле трюма. Они не имели права находиться на верхних палубах, предназначен- ных исключительно для «чистой» публики первого и второго класса. (Кат.)
294. Прочитайте предложения. Объясните употребле- ние кавычек и многоточия. 1. «Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца». (П.) 2. Над воротами возвы- силась вывеска, изображающая дородного амура с опро- кинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые». (П.) З.Аркадий Пав- лыч, говоря собственными его словами, «строг, но спра- ведлив». (Т.) 4. В одном месте у Герцена сказано, что Москва всегда «становится в уровень с обстоятельства- ми, когда над Русью гремит гроза». (Инб.) 5. Поэт Ни- колай Тихонов когда-то написал о наших людях: «Гвоз- ди бы делать из этих людей, в мире бы не было крепче гвоздей». (Эр.) 6. Белинский писал: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». 7. «Две- надцать миллионов людей вне закона! Ужас!» — писал в своём дневнике Герцен, имея в виду крепостных кре- стьян в тогдашней России. 8. «Стало быть, для того что- бы понять историю искусства и литературы той или иной страны, — указывает Г. В. Плеханов, — надо изучить ис- торию тех изменений, которые произошли в положении её жителей». 9. Докладчик привёл слова М. Горького: «Всякая индивидуальность есть результат социальной группировки», — и этим закончил своё выступление. 10. Л. Н. Толстой писал: «...в искусстве простота, крат- кость и ясность есть высшее совершенство формы искус- ства, которая достигается только при большом дарова- нии и большом труде». 11. Говоря о достоинствах языка народной поэзии, писатель А. А. Фадеев напомнил: «Не случайно наши русские классики... рекомендовали чи- тать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы...» 12. Выступая в защиту культуры устной речи, А. П. Чехов писал: «В сущности ведь для интелли- гентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и пи- сать...»
|