Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Употребление форм глагола
1. Некоторые формы глаголов на -ся имеют двоякое значение — страдательное и возвратное, что затруд- няет иногда понимание смысла высказывания. На- пример, в предложениях типа Некоторые больные направляются в специализированные медицинские центры (сами направляются или их направляют?) вместо страдательной формы глагола лучше употре- бить другую форму (некоторых больных направ- ляют). 2. В качестве однородных членов предложения обыч- но употребляются глаголы одного и того же вида. 3. Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения глагола: высунь, вы- ставь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь; взгляни, выйди, не кради, положи. 4. Рекомендуются следующие глаголы несовершен- ного вида с суффиксом -ыва-/-ива~, соответствующие глаголам совершенного вида с ударяемым о в корне: затрагивать (затронуть), осваивать, оспари- вать, усваивать, успокаивать, застраивать, удваивать, удостаивать (в этих формах о чередует- ся с а); озабочивать, опозоривать, обусловливать, подытоживать, узаконивать, опорочивать, при- урочивать, сосредоточивать, уполномочивать (со- храняется о). 5. В парах видеть — видать, слышать — слыхать, мучить — мучать, лазить — лазать первые гла- голы — нейтральные, вторые — разговорные. 6. В литературном языке не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (буду- щего простого) времени глаголов победить, убе- дить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются описательные выражения: могу очутиться, сумею убедить и т. п. 7. Рекомендуются формы 3-го лица единственного числа настоящего времени: полощет, плещет, ма- шет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мя- укает, сыплет, щиплет. Формы полоскает, плес- кает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет оцениваются как разговорные и просторечные. Возможны параллельные формы со смысловым различием: брызгаю 'спрыскиваю, окропляю' (брызгает водой, брызгает бельё) — брызжу 'разбрасываю капли, сыплю брызгами' (грязь брызжет, искры брызжут, брызжет слюной); двигаю 'перемещаю, толкая или таща что-нибудь' (двигаю мебель) — движу 'перен. побуждать, руко- водить' (им движет чувство сострадания); двигается 'приходит в движение' (поезд двига- ется) — движется 'находится в движении' (маши- на медленно движется); капает 'падает каплями, льется по капле' (капает лекарство в рюмку, пот со лба капает) — каплет 'протекает' (крыша каплет); мечет икру, мечет гром и молнии — метает пет- ли, метает шов. 8. В современном языке более распространены такие формы прошедшего времени бесприставочных гла- голов с суффиксом -ну-, обозначающих постепенное усиление длительного состояния: сох, кис, мок, глох, хрип, чах и т. д. (а не: сохнул, киснул, мок- нул, глохнул, чахнул).
329. Выберите одну из заключенных в скобки глаголь- ных форм. 1. Сюда (собираются дети — собирают детей), ко- торые заблудились на улицах1. 2. Надо помогать молодё- жи духовно расти и (проявить — проявлять) свои спо- собности2. 3. Не (порти — порть) мебель, ставя на по- лированный стол горячий чайник3. 4. Выступавшие в прениях (сосредотачивали — сосредоточивали) вни- мание на основных положениях доклада и не касались мелких вопросов4. 5. Где вы (слышали — слыхали) о по- следних событиях в этой стране5? 6. Если так будет про- должаться и дальше, я (очучусь — могу очутиться) в затруднительном положении6. 7. Когда вы разговари- ваете, не (махайте — машите) так сильно руками7. 8. Цветок без воды (сох — сохнул) в горшке8. 9. Ста- роста класса (уполномочивается — уполномочивается) выступать от имени своих товарищей4. 10. По совету врача больной (полоскает — полощет) горло раство- ром соды.
|