Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые случаи управления






1. Важное значение для построения предложения

имеет правильный выбор падежа и предлога. Одна

из распространенных ошибок — употребление пред-

ложного сочетания вместо беспредложной конст-

рукции: «разъяснение о допущенных ошибках»

(вместоразъяснение допущенных ошибок), «показа-

тели по использованию электроэнергии» (вместо

показатели использования...), «оперировать с точ-

ными фактами» (вместо оперировать точными

фактами).

2. Некоторые сравнительно недавно образовавшиеся

предложные сочетания (так называемые новые пред-

логи: в деле, по линии, в части, за счёт и др.) при

неуместном их использовании придают речи канце-

лярский характер: в части удовлетворения запро-

сов молодёжи; в деле изучения покупательского

спроса.

3. При выборе предлога следует учитывать прису-

щие ему оттенки значения. Так, для выражения

причинно-следственных отношений употребляются

синонимические предлоги ввиду, вследствие, в си-

лу, в связи с, по причине, благодаря и др. Напри-

мер, следует говорить: ввиду предстоящего отъезда

(а не «вследствие предстоящего отъезда», так как

отъезд еще не состоялся и последствий пока не име-

ет), но: вследствие прошедших дождей (а не «ввиду

прошедших дождей», так как явление относится

к прошлому).

Не утратил своего лексического значения и пред-

лог благодаря. Обычно он употребляется, когда

речь идет о причинах, вызывающих желательный

результат: благодаря принятым мерам; благодаря

помощи товарища. Поэтому не следует использо-

вать этот предлог, если речь идет о чем-то отрица-

тельном.

4. Предлоги благодаря, согласно и вопреки упот-

ребляются с дательным падежом: согласно приказу.

5. Предлоги в — на и их антонимы из — с могут

употребляться в синонимическом значении: ехать

в поезде — на поезде; уйти с кухни — из кухни.

Предлог в, употребляющийся для выражения

пространственных значений, обозначает направле-

ние внутрь чего-либо (с винительным падежом) или

нахождение внутри чего-либо (с предложным паде-

жом); предлог на обозначает направление на по-

верхность или нахождение на поверхности; предлог

из имеет значение 'изнутри', а предлог с — 'с по-

верхности'; ср.: в столе, на столе, из стола,

со стола.

Если речь идет о какой-либо территории, которая

представляется ограниченным пространством, то

употребляется предлог в: находиться в поле. Если

же мысль об ограничении отсутствует, то употребля-

ется предлог на: находиться на поле; ср.: во дворе

(в окруженном забором или домами пространстве) —

на дворе (вообще вне дома).

С названиями городов, районов, областей, рес-

публик, регионов, государств употребляется пред-

лог в: в Туле, в Красногорском районе, в Москов-

ской области, в Татарстане, в Сибири, в Герма-

нии.

С названиями гор употребляется предлог на:

на Алтае, на Кавказе (имеется в виду горная мест-

ность без резко очерченных границ). Но: в Крыму

(строго ограниченная территория, включающая и

горы и степное пространство).

При названиях предприятий употребляют и пред-

лог на: на заводе, на фабрике, на почте, на теле-

графе, на шахте, и предлог в: в конструкторском

бюро, в издательстве, в карьере, в магазине и т. д.

При названиях учебных заведений употребляет-

ся предлог в: в институте, в техникуме, в школе,

но: на курсах. При названиях частей учебного заве-

дения используется предлог на: на филологическом

факультете, на III курсе (но: в аудитории, в лабо-

ратории, в III классе — под влиянием представле-

ния о помещении для занятий).

При названиях зрелищных мероприятий устано-

вилось такое употребление: в театре, в кино, в цир-

ке, но: на концерте, на опере, на представлении^

на сеансе.

При названиях средств передвижения возможны

варианты: в/на поезде, в/на трамвае, в/на метро

(более общее значение имеет предлог ко).

Для указания обратного направления предлогу в

соответствует предлог из, предлогу во — предлог с:

поехал на Кавказ — вернулся с Кавказа; поехал

в Белоруссию — вернулся из Белоруссии.

6. После переходных глаголов с отрицанием упот-

ребляется как родительный падеж: не читал этой

книги, так и винительный падеж: не читал эту

книгу.

Р о д и т е л ь н ы й падеж обычно употребляется:

1) в предложениях с усиленным отрицанием, кото-

рое создается наличием частицы ни или местоиме-

ния и наречия с этой частицей: Не люблю ни чрез-

мерной жары, ни чрезмерного холода; Никогда ни-

кому не доверял своей тайны;

2) при разделительно-количественном значении до-

полнения: не приводил примеров; не знает дат; не

сделал вычислений; не понял многих слов; не дос-

тал тетрадей; не принимает мер;

3) после глаголов видеть, слышать, думать, хо-

теть, желать, чувствовать, ждать и др., обозна-

чающих восприятие, желание, ожидание: не слы-

шал крика; не чувствовал желания; не видел опас-

ности; не ждал прихода;

4) при словах, выражающих отвлеченные понятия:

не теряет времени; не имеет желания; не скрыва-

ет подозрений; не осуществляет контроля, не объ-

ясняет правил; не уяснил всей важности.

В и н и т е л ь н ы й падеж обычно употребляется:

1)для подчеркивания конкретности объекта: Сту-

дент не прочитал книгу, которую ему рекомендо-

вали;

2) при одушевленных существительных, при име-

нах собственных: не любит свою дочь; не наказы-

вал Петю;

3) если дополнение стоит перед глаголом (хотя это

не обязательно): Эту книгу я не возьму;

4) для внесения ясности, чтобы избежать совпаде-

ния одинаково звучащих форм: Я не читал ещё га-

зету (слово газеты могло бы быть воспринято как

форма множественного числа);

5) при двойном отрицании: Нельзя не признать си-

лу его доводов (основной смысл высказывания —

утверждение, а не отрицание);

6) при наличии наречий со значением ограничения:

едва не потерял терпение; чуть не пропустил

урок;

7) при наличии в предложении слова, по смыслу от-

носящегося одновременно к сказуемому и дополне-

нию: не нахожу эту книгу интересной;

8) во фразеологических оборотах: не скалить зубы.

Бели прямое дополнение относится не непосред-

ственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву,

зависящему от глагола с отрицанием, то такое до-

полнение обычно ставится в форме винительного па-

дежа: не хотел читать эту книгу; не могут при-

знать его правоту.

Если имеющееся в предложении отрицание стоит

не при глаголе, а при другом слове, то дополнение

ставится в форме винительного падежа: не часто

слушаю музыку; не вполне усвоил урок.

После глаголов с приставкой недо-, указываю-

щей на выполнение действия ниже нормы, дополне-

ние обычно ставится в форме винительного падежа:

недовыполнить план.

7. Следует различать конструкции со словами, близ-

кими по значению, но требующими разного управ-

ления:

беспокоиться о чем-ком-нибудь — тревожиться за

кого-нибудь;

упрекать в чем-нибудь — порицать за что-нибудь;

препятствовать кому-чему-нибудь — тормозить

что-нибудь;

отчитаться в чем-нибудь — сделать отчёт о чем-

нибудь;

обращать внимание на кого-что-нибудь — уделять

внимание кому-чему-нибудь;

удивляюсь чему-нибудь — удивлён чем-нибудь;

превосходство над чем-нибудь — преимущество пе-

ред кем-чем-нибудь;

уверенность в чем — вера во что, в кого.

8. Некоторые глаголы могут иметь дополнение в раз-

ных падежных формах в зависимости от смысловых

или стилистических оттенков:

бросить камень (значение объекта: бросить камень

в воду) — бросить камнем (значение орудия дейст-

вия: бросить камнем в змею);

вертеть пальцы ('крутить, причиняя им боль') —

вертеть пальцами (от нечего делать);

двигать ногу (чтобы ступить) — двигать ногой (на-

пример, во сне);

жертвовать ч т о (конкретные предметы: жертво-

вать деньги) — жертвовать чем (отказываться

от чего-либо в чьих-либо интересах: жертвовать

жизнью);

завязать узел (на вещах) — завязать узлом (напри-

мер, галстук);

знать, говорить, напомнить, сообщить ч т о (в пол-

ном объеме, по существу) — знать, говорить, на-

помнить, сообщить о ч е м (в общем виде, поверх-

ностно);

лежать на постели ('отдыхать') — лежать в по-

стели ('быть больным');

наблюдать ч т о ('проводить наблюдения': наблю-

дать солнечное затмение) — наблюдать з а ч е м

('иметь надзор': наблюдать за порядком);

удовлетворять ч т о ('исполнять чьи-либо зада-

ния, требования': удовлетворять потребность,

просьбу) — удовлетворять чему ('оказаться в соот-

ветствии с чем-либо, вполне отвечающим чему-либо':

работа удовлетворяет всем требованиям);

удостоить ч е г о ('признав достойным, наградить

чем-либо': удостоить награды, премии) — удосто-

ить чем ('сделать что-либо в знак внимания':

удостоить ответом, беглым взглядом).

9. Некоторые глаголы требуют одновременно двух

дополнений, и выбор падежной формы зависит от

смысла. Например: обеспечить кого (что) чем

('снабдить в потребных размерах': обеспечить школь-

ников учебниками) — обеспечить кому (чему)

что ('гарантировать что-либо, сделать что-нибудь

несомненным': обеспечить больному хороший уход).

Слово обязан в значении 'должен испытывать

благодарность за какую-либо услугу, признатель-

ность за что-либо' обычно употребляется с двумя па-

дежами: дательным, указывающим на адресата, и

творительным, указывающим на объект призна-

тельности, на ее причину: Так этим вымыслом я

вам ещё обязан? (Гр.); Своим спасением я обязан

случаю; Чему я обязан вашим посещением?

10. Разница между конструкциями выпить воду —

выпить воды, купить книги — купить книг и т. п.

заключается в том, что родительный падеж обозна-

чает распространение действия не на весь предмет, а

лишь на некоторую часть его, тогда как винитель-

ный падеж указывает, что действие полностью пере-

ходит на предмет.

11. Разница между конструкциями искать место —

искать места, просить деньги — просить денег

и т. п. заключается в том, что форма винительного

падежа указывает на определенный, конкретный

предмет (известное наперед место; обусловленная

сумма денег), а форма родительного падежа имеет

общее значение (какое-либо свободное место, напри-

мер в зале, а также в переносном смысле — 'искать

работы'; неопределенное количество денег).

12. Следует избегать конструкций с одинаковыми

падежными формами, зависящими одна от другой,

так как это затрудняет понимание смысла предло-

жения. Чаще всего наблюдается «нанизывание»

форм родительного падежа: Дом племянника жены

кучера брата доктора. Нередко в этих оборотах

встречаются отглагольные существительные на -ение

и -ание: Для решения задачи ускорения подъёма

уровня знаний студентов необходимо улучшить

качество лекций. Такие предложения можно уп-

ростить, в частности заменив отглагольное сущест-

вительное какой-либо другой формой или оборотом

(например: Чтобы повысить знания студентов,

необходимо улучшить качество лекций).

13. Нельзя сочетать в одном предложении родитель-

ный субъекта (указывает на производителя дейст-

вия: выступление докладчика) и родительный объ-

екта (указывает на объект Действия: чтение книги).

При исправлении предложения родительный субъ-

екта («Последовательное изложение ученика мате-

риала урока») обычно заменяют формой творитель-

ного падежа (Последовательное изложение учени-

ком материала урока).

В отдельных случаях может возникнуть неяс-

ность при использовании даже одной формы роди-

тельного падежа: Чтение Маяковского оставляло

неизгладимое впечатление (читал сам поэт или чи-

тались его стихи?). Если читал поэт, то можно ска-

зать: Чтение Маяковским своих произведений...',

если кто-то читал его стихи, то можно сказать: Чте-

ние стихов Маяковского...

14. При двух или более однородных членах предло-

жения общее управляемое слово возможно только

при условии, если управляющие слова требуют

одинакового падежа и предлога: читать и конс-

пектировать книгу; выписать и проверить цита-

ты. Предложения, в которых общее дополнение

имеется при словах, требующих разного управле-

ния: «любить и увлекаться спортом» (любить

что?, а увлекаться ч е м?), необходимо исправ-

лять. Обычно ко второму управляющему слову до-

бавляют местоимение, заменяющее дополнение-су-

ществительное при первом слове: любить спорт

и увлекаться им.

 

338. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Докладчик оперировал (непроверенными — с непро-

веренными) данными1. 2. Преподаватель указал (о том —

на то), что в реферате имеется ряд ошибок1. 3. Русские

народники в последней трети XIX века рьяно отстаивали

взгляд (об «особом» пути — на «особый» путь) развития

России1. 4. Всё это говорило (за то — о том), что, не-

смотря на сильный состав зарубежных участников турни-

ра, наши мастера могут с честью бороться с ними1.5. Ответ

(по заявлению — на заявление) был получен немедлен-

но1. 6. Многие молодые режиссёры добились больших ус-

пехов (в деле создания — в создании) исторических кино-

фильмов2. 7. Движение на дороге было прервано (благода-

ря — из-за) неосмотрительности стрелочника3. 8. Посевы

производились согласно (указаний — указаниям) агро-

нома4. 9. Закончив гастроли, артисты цирка вернулись

(с — из) Крыма5. 10. В выходной день мы с товарищем

были (в — на) концерте5.

 

339. Используя предлоги в и на, составьте предложе-

ния с данными словами. Объясните выбор предлога.

Квартира, почтамт, вокзал, предприятие, комбинат

бытового обслуживания, полевой стан, собрание, мед-

пункт, киностудия, опера, флот, море, озеро, небо, село,

Украина, Кавказ, Урал, Карпаты, Балканы, метро, по-

езд, трамвай, самолёт, автобус.

 

340. Прочитайте предложения. Укажите, правильно ли

выбран падеж дополнения при глаголе с отрицанием.

(См. п. 6.)

1. Некоторые ученики не выполняют домашние зада-

ния. 2. Критика справедливо указывала, что писатель не

замечает в своём творчестве чуждые влияния. 3. Врач не

обнаружил никакие признаки болезни у ребёнка. 4. Бы-

ло бы неправильным отрицать наличия положительных

сторон работы. 5. Некоторые мастера не приняли учас-

тие в розыгрыше первенства страны по шахматам.

6. Мальчик не боялся свою маму, хотя она была довольно

строгая. 7. К сожалению, я не часто получаю писем из

дому.

 

341. Выберите один из заключенных в скобки вариант!

1. Мать сильно беспокоилась (за сына — о сыне)'1.

2. Легко заметить преимущества новой модели автомо-

биля (над — перед) старой7. 3. Решимость народов всех

стран не допустить новую войну вселяет в нас уверен-

ность в (победу — победе) дела мира7. 4. К концу года

правление фонда должно будет отчитаться (о — в) про-

деланной работе7. 5. Астрономы с большим интересом

наблюдали (за солнечным затмением — солнечное за-

тмение) 8. 6. Мальчик бросил (камень — камнем) в во-

ду8. 7. (Чем я обязан такому лестному отзыву — чему

я обязан таким лестным отзывом) о моей работе9.

8. Необходимо своевременно обеспечить (школам по-

требное количество — школы потребным количест-

вом) топлива на зиму9. 9. Успокойтесь, выпейте (воду —

воды)10. 10. Главный герой повести в течение несколь-

ких месяцев безуспешно ищет (работу — работы.)11.

11. (В целях дальнейшего улучшения качества про-

дукции — чтобы улучшить качество продукции) за-

водская лаборатория должна будет провести испытания

новых синтетических материалов12. 12. Проверка (дека-

ната — деканатом) условий жизни студентов в обще-

житии института выявила ряд недостатков13. 13. Наш

преподаватель организовал и руководит кружком люби-

телей родного языка14.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.039 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал