Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предложения с однородными членами






1. В ряд однородных членов предложения нельзя

включать видовые и родовые понятия. Например,

понятие фрукты включает в себя понятие апель-

сины, а понятие мебель — понятия стулья, шкаф,

столы. Поэтому предложение «В комнате сто-

яли столы, стулья, книжный шкаф, стильная

мебель» (имеется в виду, что первые названные

предметы не относились к стильной мебели) не-

удачно.

2. Не следует соединять в качестве однородных чле-

нов предложения далекие по смыслу понятия: «изу-

чать музыку и болезни*.

3. Все однородные члены предложения должны лек-

сически сочетаться с тем словом в высказывании,

с которым они связаны по смыслу. Например, нель-

зя сказать: «Много критических замечаний и цен-

ных предложений было внесено в ходе обсуждения

вопроса» (нельзя «внести замечание»),

4. Иногда создается двусмысленность, если управ-

ляемое слово может быть отнесено в разные ряды

однородных членов предложения: Подготовка охот-

ников для истребления волков и лиц, ответствен-

ных за проведение этого мероприятия (речь, конеч-

но, идет о подготовке охотников и других лиц для

определенной цели, но соседство слов «для истреб-

ления волков и лиц» неудачно).

5. При однородных членах предложения можно

опускать только одинаковые предлоги: Они вдвоём

несли большой поднос с горшками молока, [с] та-

релками, [с] ложками, [с] сахаром, [с] ягодами, [с]

хлебом (Т.). Но разные предлоги опускать нельзя:

«Множество людей было на площадях, [на] бульва-

рах, [на] улицах, [в] переулках».

6. В качестве однородных членов предложения могут

попарно соединяться слова, выражающие понятия

или близкие по значению, или противоположные:

Жители города проводят свой досуг в театрах и

концертных залах, на стадионах и спортплощад-

ках,

7. Однородные члены предложения могут быть вы-

ражены морфологически неодинаковыми словами:

Вошёл юноша высокого роста, лет двадцати, в

очках, с портфелем в руке. Но не сочетаются как

однородные члены существительное и инфинитив

(нельзя сказать: «Я люблю футбол и плавать»).

8. При двойных (сопоставительных) союзах один из

однородных членов предложения ставится при пер-

вой части союза, а другой — при второй: Я читаю

не только газеты, но и журналы.

9. Нельзя составлять неправильные пары сопоста-

вительных союзов: «не только... а также» (вместо

не только... но и), «как... а также» (вместо

как... так и) и т. п.

10. Однородные члены предложения должны быть

согласованы в падеже с обобщающим словом:

Утром накормили птиц: кур, уток, гусей.

11. Не могут выступать в качестве однородных

синтаксических элементов причастный или дее-

причастный оборот и придаточная часть сложно-

подчиненного предложения (нельзя сказать: «Порт-

фель, лежащий на столе и который принадлежит

преподавателю»).

12. Однородные члены предложения с различным

управлением не должны иметь при себе общее до-

полнение (см. § 74).

 

342. Прочитайте предложения и определите, правиль-

но ли они построены.

1. Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао,

апельсины1. 2. Укажем место Пушкина в истории рус-

ской и мировой литературы, его роль в создании русско-

го литературного языка, особенности «онегинской стро-

фы»2. 3. Чувство Вакулы должно было пройти через ис-

пытания, равнодушие и капризы Оксаны3. 4. Жильцы

требовали ликвидации неполадок и ремонта4. 5. Органи-

зована производственная практика студентов на заводах

и лабораториях5. 6. Вопрос этот освещался в книгах и

I; лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах6.

!; 7. Студенты группы приняли на себя следующие обяза-

тельства: ликвидация академической задолженности;

поднять дисциплину в группе, соблюдать порядок и чис-

тоту в общежитии7. 8. Книга не только имеет познава-

тельную ценность, но и большое воспитательное значе-

ние8. 9. Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники

средней школы, а также учащиеся девятых классов9.

10. В турнире принимали участие представители многих

стран: Россия, Великобритания, Франция и др.10

11. Всех заинтересовала статья, опубликованная в пос-

леднем номере журнала и которая рассказывает о профи-

лактике гриппа11. 12. Работа ведётся в соответствии и на

основе утверждённого плана12.

 

 

§ 76. Употребление причастных оборотов*

343. Прочитайте предложения и определите, правиль-

но ли они построены.

1. Роман содержит критику сословных предрассуд-

ков, господствующих на родине писателя в прошлом ве-

ке1. 2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает осо-

бых затруднений2. 3. Писатель рассказал об изменениях

в книге, готовящейся им к переизданию2. 4. В ближай-

шее время будет показан новый спектакль, создающийся

силами членов школьного драматического кружка2.

5. Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает

* Цифры над словом (сноски) указывают на номер стилистического

комментария, данного в конце параграфа.

интересные сведения о жизни школьного коллектива2.

6. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение

на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся

жизнью3. 7. Ученики, напишущие слабо домашнее сочи-

нение, должны будут его переписать3. 8. Каждый сту-

дент, пожелавший бы участвовать в работе научного

кружка, должен подать об этом заявление4.9. Прочитан-

ная лекция для учеников о мирном использовании атом-

ной энергии вызвала большой интерес5. 10. М. Горький

высмеивает глупого Пингвина, олицетворяющего меща-

нина-обывателя, прячущегося от грома, боящегося на-

двигающейся бури, беспокоящегося только о своей без-

опасности6. 11. Через несколько дней после ссоры Дуб-

ровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах,

кравших дрова7. 12. Ученик держал в руке орфографи-

ческий словарь, служивший ему как справочник и кото-

рым он пользовался в случае затруднений.

 

344. Перестройте предложения, заменяя придаточные

определительные причастными оборотами; если этого

сделать нельзя, объясните почему.

1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим пар-

нем, который им был так сильно напуган и превратился

в его раба. 2. Грушницкий из тех людей, которые на все

случаи жизни имеют готовые пышные фразы8. 3. Автору

пришлось присутствовать при сцене у помещика Пе-

ночкина, которая надолго останется у него в памяти9.

4. В крайнем доме, которым кончается деревня, горел ещё

свет10. 5. Мы проезжали по равнине, которая была вы-

жжена солнцем и покрыта пылью. 6. Автор комедии «Го-

ре от ума» затронул ту же тему, которую потом стали раз-

рабатывать другие писатели-классики8. 7. Среди книг не

было ни одной, которая не заинтересовала бы меня1*.

8. Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом

парнишке того самого пастушонка, которому он оставил

вчера свою лошадь10. 9. Илья входил на двор с важным

видом человека, который хорошо поработал.

 

1. Ошибка в употреблении формы времени причастия.

2. Формы причастий на -ся следует, где это возмож-

но, заменять страдательными формами: например,

вместо «сын, воспитывающийся отцом» — сын,

воспитываемый отцом. Иногда такая замена необ-

ходима потому, что частица -ся имеет возвратное и

страдательное значения, которые могут смешивать-

ся (например, вместо «коровы, отправляющиеся на

убой» нужно:...отправляемые на убой). См. § 70.

3. Ошибочны формы причастий на -щий («сделаю-

щий», «вздумающий» и т. п.) от глаголов совершен-

ного вида (со значением будущего времени), по-

скольку такой формы причастия не существует.

4. Неправильны формы причастий с частицей бы

(«выступление, вызвавшее бы возражения» и т. п.),

поскольку глаголы в форме сослагательного накло-

нения причастий не образуют.

5. Причастный оборот (весь!) должен стоять или пос-

ле определяемого существительного (книга, лежа-

щая на столе), или перед ним (лежащая на столе

книга), но не может разрываться определяемым

словом («лежащая книга на столе»).

6. Нагромождение причастий, создающее неблаго-

звучие.

7. Неправильный порядок слов в предложении с обо-

собленным причастным оборотом.

8. Замена невозможна, потому что в главной части

сложноподчиненного предложения имеется соотно-

сительное слово (указательное местоимение тех).

9. Замена невозможна, потому что сказуемое при-

даточной части сложноподчиненного предложения

выражено глаголом в форме будущего времени.

10. Замена невозможна, потому что союзное слово

который стоит в форме творительного падежа (заме-

на возможна, если который будет стоять в форме

именительного-винительного падежа без предлога).

11. Замена невозможна, потому что сказуемое прида-

точной части сложноподчиненного предложения выра-

жено глаголом в форме условного наклонения.

 

 

§ 77. Употребление деепричастных оборотов*

345. Прочитайте предложения и определите, правиль-

но ли они построены.

1. В соревнованиях на первенство страны по шахма-

там молодой мастер, встречаясь с опытным гроссмейсте-

ром, одержал блестящую победу1. 2. Употребление этих

выражений и оборотов может быть показано на нагляд-

ных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы ху-

дожественной литературы2. 3. Всё изложение в книге

сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени

студента2. 4. От науки требуются такие советы, приме-

нив которые получилась бы польза в практической рабо-

те2. 5. Прочитав вторично работу, мне думается, что ос-

новные мысли выражены в ней правильно3. 6. Подъез-

жая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили

на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду1.

7. Пользуясь калькулятором, расчёт производится быст-

ро и легко2.8. Получив тяжёлую рану, солдат был спасён

своими товарищами4. 9. Наскоро одевшись и умывшись,

мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и

споткнувшись, упал5. 10. Он ушёл, выполнив домашнее

задание и когда кончил свои личные дела.

 

346. Перестройте предложения, заменяя придаточную

часть сложноподчиненного предложения деепричастным

оборотом и наоборот; если этого сделать нельзя, объяс-

ните почему.

1. Так как М. Горький хороню знал жизнь и быт бося-

ков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях.

2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело6. 3. Евгений

Онегин произвёл на Татьяну сильное впечатление, так

как резко выделялся среди окрестных помещиков.

* Цифры над словом (сноски) указывают на номер стилистического

комментария, данного в конце параграфа.

4. После того как ученики закончили проверку диктан-

та, преподаватель взял у них тетради7. 5. Когда Плюш-

кин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя та-

кой пылью, что тот чихнул. 6. Старик перевозчик дре-

мал, наклонясь над вёслами8. 7. Каштанка, не вынося

музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла.

8. Мимо Каштанки, толкая её ногами, безостановочно

взад и вперёд проходили заказчики8. 9. Не восстановив

своего здоровья, он не сможет серьёзно заниматься.

10. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотив-

шись на стол.

 

1. Ошибка в употреблении вида деепричастия.

2. Деепричастный оборот не может быть употреблен,

если действие, выраженное сказуемым, и действие,

выраженное деепричастием, относятся к разным ли-

цам («Возвращаясь домой, меня застиг дождь»).

3. Деепричастный оборот не может быть употреблен

в безличном предложении («Подходя к лесу, мне ста-

ло холодно»).

4. Деепричастный оборот не может быть употреблен,

если предложение выражено страдательной конст-

рукцией, потому что производитель действия, вы-

раженного сказуемым, и производитель действия,

выраженного деепричастием, не совпадают («По-

ступив в продажу, книга будет по достоинству

оценена любителями приключенческого жанра»).

5. Нагромождение деепричастий, создающее небла-

гозвучие.

6. Замена невозможна, потому что главная часть —

предложение безличное.

7. Замена невозможна, потому что в главной и в при-

даточной частях сложноподчиненного предложения

разные подлежащие.

8. Замена невозможна, потому что деепричастие

указывает на образ действия.

 

 

§ 78. Сложное предложение*

347. Прочитайте предложения и определите, правиль-

но ли они построены.

1. Докладчик пытался убедить своих слушателей

в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены

на практике1. 2. Человечество охвачено страстным стрем! -

лением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности

изжила бы самоё себя2. 3. Лошади казаков, которые быь

ли покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тро-

пе3. 4. Ученик сказал, что я ещё не подготовился к отве-

ту4. 5. Казалось, что опасность настолько близка, что

избежать её не удастся5. 6. Волчиха осторожно пробира-

лась по дороге, ведущей к хлеву и которая была ей уже

знакома. 7. Мы посетили выставку, на которую нам по-

советовали сходить и посвящённую творчеству Горько-

го6. 8. На улице началось сильное движение, во время

которого автомобилем был сбит старик, которого отпра-

вили в больницу5. 9. На собрании группы обсуждались

вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно

сдать зачёты6. 10. Новая книга, казалось, что будет

иметь большой успех7.

 

1. Ошибочна постановка рядом двух однозначных

союзов (при утверждении достаточно союза что, при

предположении следует ограничиться союзом будто

или будто бы).

2. Неуместно повторение частицы бы в придаточной

части сложноподчиненного предложения, в которой

сказуемое выражено глаголом в форме условного

(сослагательного) наклонения («Если бы эти пред-

ложения были бы приняты, многое изменилось бы

к лучшему»).

* Цифры над словом (сноски) указывают на номер стилистического

комментария, данного в конце параграфа.

3. Неправильный порядок слов: между союзным

словом который и существительным, к которому

оно относится, не должно находиться другое су-

ществительное в той же числовой форме. В этом

случае может возникнуть неясность: Беседа с пред-

ставительницей делегации, которая недавно при-

ехала в Москву (кто приехал — представительница

или делегация?).

4. Смешение прямой речи с косвенной.

5. Повторение одинаковых союзов при последова-

тельном подчинении придаточных (то же при одина-

ковых союзных словах),

6. Не должны выступать как однородные синтакси-

ческие элементы член предложения и придаточная

часть сложноподчиненного предложения.

7. Вводное слово ошибочно принято за сказуемое

главной части сложноподчиненного предложения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал