Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О методе






 

Самая распространенная причина обращения за психотерапевтической помощью – необходимость личностных изменений для улучшения качества жизни. И в данном случае моя профессиональная позиция как психотерапевта такова, что необходимые изменения возможны только при работе с системой убеждений пациента. Таким образом, можно сказать, что мои методы работы напрямую связаны с парадигмой рациональной терапии по А. Эллису.

Метод, получивший название, рациональная терапия был создан А. Эллисом в 1955 году, и впоследствии несколько раз менял свое название. В 1993 году Эллис ввел название рационально-эмоциональная поведенческая терапия, для того, чтобы подчеркнуть то значение, которое придается работе с актуальным поведением пациента. Эта психотерапевтическая система особенно эффективна при работе с заболеваниями, в развитии которых психологические факторы являются определяющими. Она показан и при других заболеваниях, течение которых осложняется психологическими реакциями. Конечно. РЭТ не оказывает прямого воздействия на физические симптомы больного, однако она помогает изменить отношение к болезни и преодолеть патологические психические реакции, препятствующие выздоровлению.

Основное достоинство метода - активное участие пациента на всех этапах терапии. Огромное значение при этом играет установление с пациентом отношений сотрудничества, совместное обсуждение целей психотерапии, проблем, которые хотел бы решить пациент.

Начало работы непременно включает информирование пациента о сущности метода РЭТ, утверждающей, что эмоциональные проблемы вызывают не сами события, а их оценка. Цель метода - изменять прежде всего эмоциональную оценку, воздействуя на содержание мыслей. Возможность таких изменений основана на связи мыслей и эмоций в структуре психики человека. В норме мышление включает чувства, а чувства включают когниции. Как индивид интерпретирует, объясняет событие, такую эмоцию в результате он и имеет в данной ситуации.

Суть концепции Эллиса выражается традиционной формулой A-B-C, где A - activating event, возбуждающее событие, B- belief system, система убеждений, C - emotional consequence, эмоциональное последствие. Когда сильное эмоциональное последствие (С) следует за важным возбуждающим событием (А), тогда может показаться, что А вызывает С, но на самом деле эмоциональное последствие возникает под влиянием В - системы убеждений человека. Корни нежелательных эмоциональных последствий можно найти в том, что Эллис обозначил как иррациональные убеждения человека. Если такие убеждения эффективно опровергнуть, продемонстрировать человеку их несостоятельность на уровне поведения, то нежелательная эмоция исчезает.

Таким образом, в основе патологических эмоциональных реакций лежат когнитивные ошибки. Для обозначения всех категорий когнитивных ошибок Эллис ввел понятие " иррациональные суждения", к ним он относил такие формы ошибок, как преувеличение, упрощение, необоснованные предположения, ошибочные выводы, абсолютизацию.

В отличие от рациональных когниций, которые являются относительными по своей природе, то есть гибкими и не препятствующими реализации основных целей и задач человека, иррациональные идеи абсолютизированы и выражаются в форме жестких " надо", " должен", " обязан". К тому же, они ведут к негативным эмоциям, которые серьезно препятствуют осуществлению целей.

Возникновение иррациональных установок связано с индивидуальным развитием человека. Ребенок не может воспринимать критично жесткие, догматичные требования взрослых, а также не имеет возможности опровергнуть их на уровне поведения, так как его опыт существенно ограничен. При этом, часто такие догматизированые установки подкрепляются со стороны окружающих через одобрение, поощрение. К примеру, " Ты должен уважать старших и во всем их слушаться". Это приводит к тому, что в дальнейшем человек с легкостью придумывает абсолютные требования к себе, окружающему миру в целом, и если эти требования не удовлетворяются, подвергает сомнению, прежде всего, свою жизненную компетентность, а говоря проще, начинает себя третировать. Что неизбежно влечет за собой возникновение тревоги, чувства вины, гнева, ощущения собственной несостоятельности.

Эллис выделил четыре основные группы иррациональных убеждений, чаще всего создающих проблемы у пациентов.

1. Установки долженствования. Убеждение в существовании универсальных догм, которых всегда необходимо придерживаться, независимо от обстоятельств внешнего мира. Такие представления могут быть обращены к себе, к людям, ситуациям. Например: «Все люди должны помогать друг другу».

2. Катастрофические установки. Убеждение, что в мире происходят катастрофические события, оцениваемые так вне любой системы отсчета, что приводит к катастрофизации мышления, то есть значительному преувеличению негативных последствий событий. Эти убеждения находят отражение в словесных описаниях событий в виде оценок крайней степени - ужасно, невыносимо, непреодолимо и т.д.

3. Установка обязательной реализации своих потребностей. Убеждение в том, что человек должен обязательно осуществлять свои желания, обладать определенными качествами и вещами. Наличие таких установок ведет за собой трансформацию желаний в императивные требования, вызывающие противодействия, конфликты, негативные эмоции. Например: «Я должен построить успешную карьеру до 30 лет».

4. Оценочная установка. Убежденность в том, что людей, а не отдельные фрагменты их поведения, свойства и т.д., можно глобально оценивать. При такой установке отдельное свойство личности отождествляется с человеком в целом. Например: «Порядочный человек всегда вежлив в обращении с другими».

Сам Эллис приводит такую типологию наиболее распространенных иррациональных суждений.

1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них людей следует строго наказывать.

3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.

4. Все беды навязаны нам извне людьми или обстоятельствами.

5. Если что-то пугает или вызывает опасения - постоянно будь начеку.

6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным (нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха).

9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, будет всегда влиять на нее.

10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменились в желаемом для нас направлении.

11. Плыть по течению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью.

12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

 

Иррациональные убеждения можно менять. Но для этого необходимо их идентифицировать, что требует тщательного самонаблюдения и самоанализа. Изменение иррациональных когниций, их замещение рациональными убеждениями приводит к изменению эмоционального реагирования. В процессе терапии человек приобретает способность управлять своими иррациональными убеждениями в противоположность началу терапии, когда иррациональные убеждения управляют эмоциональными и поведенческими реакциями человека.

Процесс изменения осуществляется на трех уровнях:

1. На уровне когниций происходит осознавание иррациональных убеждений, понимание их дезадаптивности. Пациент учится отделять рациональные убеждения от иррациональных, принимать действительность такой, какая она есть, выявлять убеждения, ограничивающие возможности.

2. На эмоциональном уровне происходит прояснение причин, вызвавших эмоциональную реакцию, приобретается способность разделять мысли и чувства, а значит управлять эмоциями. Вместе с тем, происходит прояснение последствий, признание существования негативных эмоций, правильная их оценка.

3. На уровне поведения происходи закрепление изменений через воплощение полученных знаний и навыков в каждодневных поступках. Для этого терапевт предлагает пациенту систему домашних заданий, выполнение которых способствует освобождению от иррациональных убеждений, упрочению сформированных рациональных воззрений и формированию адаптивного поведения на основе новых установок.

Несомненно, что каждый специалист, обладая собственным стилем деятельности, привносит в работу с уже известным методом индивидуальные штрихи. И я в свою очередь, помимо того, что знакомлю пациентов с системой Эллиса, обращаю их внимание на такие аспекты как роль произвольной регуляции механизма супрессии в предотвращении доминирования суждений, приоритетность собственных воззрений, определяющая роль особенностей речи в формировании субъективного смысла суждений и высказываний.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал