Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чрезмерные умники - враги




Маме велели явиться в школу, и она не отказалась, потомучто это охраняло от Германии. С 1 марта была введена" Arbeitskarte" -- трудовая карточка, ставшая важнее паспорта.Каждую неделю в ней ставился штамп по месту работы. На улицахпроверяли документы, и всех, у кого не было " арбайтскарте" илибыл просрочен штамп, тут же забирали в Германию. Учителя явились в школу и начали заполнять анкеты. Впередвыступил один преподаватель, прежде очень тихий и скромныйчеловек, за которым не числилось никаких грехов, игромогласно, гордо заявил: -- Я петлюровец. Наверно, он думал, что его назначат директором, но прислалидиректором другого, у которого, вероятно, было еще большезаслуг. Стали убирать здание после постоя немцев. Учителявыгребали навоз, сносили разломанные парты, вставляли фанеру вокна, потом ходили по дворам и переписывали детей школьноговозраста. До самой весны ни о каких занятиях не могло бытьречи, потому что нечем было топить. Но вот пришла директиваготовиться к началу занятий в первых четырех классах, охватывая детей до одиннадцати лет, дети же старшенаправляются работать. +------------------------------------------------------------+| " Число учительских сил для проведения сокращенного||обучения нужно ограничивать... Все учрежденные большевиками||органы школьного контроля и учителя старших классов||увольняются... Учителя, которые как-либо сотрудничали с КП, ||увольняются. Пенсии не выплачиваются. || Употреблять существовавшие при большевистском режиме||учебные планы, учебники, ученические и преподавательские||библиотеки, а также политически тенденциозные учебные||пособия (фильмы, карты, картины и т. п.) запрещено, предметы||эти необходимо взять под охрану. Пока не появятся новые||учебные планы и учебники, вводится свободное обучение. Оно||ограничивается чтением, письмом, счетом, физкультурой, ||играми, производственным и ручным трудом. Язык обучения||украинский или, соответственно, польский. Русский язык||преподавать более не следует". |+------------------------------------------------------------+ (Из директивы рейхскомиссара Украины всем генерал- игебитскомиссарам об условиях открытия начальных школ от13.1.1942 г. Цит. по сб. " Нiмецько-фашистський окупацiйнийрежим на Украiнi". Киев. 196З, стр. 71.) Далее всем учителям раздали газету, чтобы проштудировали иосмыслили статью " Школа". Повторяю, эта газета и приказы назаборах были важны, как никогда, надо было следить и ничего непропускать, чтоб не вляпаться по незнанию в беду. Мама с Леной Гимпель читали эту статью вместе, медленно, часто останавливаясь, а я прислушивался, набирался ума. Вотчто там говорилось. Статья открывалась эпиграфом: +------------------------------------------------------------+| " ТО, ЧТО НЕОБХОДИМО ДАЛЕЕ СДЕЛАТЬ, -- ЭТО ИЗМЕНИТЬ НАШЕ||ВОСПИТАНИЕ. СЕГОДНЯ МЫ СТРАДАЕМ ОТ ЧРЕЗМЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.||ЦЕНЯТ ЛИШЬ ЗНАНИЯ, НО ЧРЕЗМЕРНЫЕ УМНИКИ -- ВРАГИ ДЕЙСТВИЯ.||ТО, ЧТО НАМ НЕОБХОДИМО, -- это инстинкт и воля". || (Из речи Адольфа Гитлера 27.IV. 1923 г.) |+------------------------------------------------------------+ В самой статье говорилось: +------------------------------------------------------------+| "...Беря пример со всей жизни наших освободителей и, в||частности, с их школы, приложим все усилия к тому, чтобы||воспитывать в наших детях качества, нужные для оздоровления||всего нашего народа, без которых невозможна будет дальнейшая||его поступь. Это прежде всего любовь к труду и умение||работать, это -- сильный характер, высокая моральность...||" Основы наук" -- это очень важное, но это далеко не все и не||главное... За дело! Свободной украинской школе, свободным||украинским педагогам пожелаем всяческого успеха. И залогом||этому будет нам пример и помощь наших немецких друзей". |+------------------------------------------------------------+ (" Новое украинские слово", 14 мая 1942 г.) -- Вот, -- сказала Лена, -- и приехали. Двадцатому векунужна рабочая сила с некоторым образованием, но не чересчур.Рабы должны уметь расписываться, читать приказы и считать. Ночрезмерные умники всегда были врагами диктатур. -- Я преподавать не буду, -- сказала мать. -- Заставят, думаю. -- Не заставят, лучше пусть берут в Германию. Где найтиработу, срочно, срочно?.. -- Это не укладывается в голове! -- воскликнула Лена, изумленно вертя в руках газету. -- Это черным по белому ивсерьез. Какой-то чудовищный парадокс! После всех Возрождений, философий, великих наук и литератур открыто наконец, чточрезмерное образование -- зло. Идите, дети, работать. Во имяоздоровления и дальнейшей поступи вперед. -- А я? -- спросил я. -- У меня уже четыре класса... -- Ты уже образованный, чисти сапоги и продавай сигареты.Кстати, -- сказала Лена, -- висит приказ, что детямзапрещается торговать на улицах, иди прочти, как достаточнообразованный. -- Ты слышал? -- сказала мать. -- А! Я не попадусь, -- сказал я. Узнав, что заводу " Спорт" требуется курьер-уборщица, матьспешно уволилась из школы и перешла на завод А в мае началисьзанятия первых -- четвертых классов. Дети учили немецкий языки разучивали немецкие песни Я ходил под окнами и слушал, как поют про Кукушку и Осла: Ди Ку-кук унд дер Э-эзель... Но списки детей старше одиннадцати лет были переданы изшкол в управу (вот зачем их составляли), и мне пришла повесткаявиться для трудоустройства. Весь наш бывший четвертый " А" класс пошел работать ЖораГороховский попал на завод " Главпищемаш", где прежде работалего отец Он там таскал всякое железо, кирпичи, ходил взамасленных лохмотьях, перепачканный мазутом, маленький, худенький, страшненький из-за этого въевшегося в лицо мазута. А меня направили в огородную бригаду при санатории " Киньгрусть". Санатория, собственно, не было, он стал большим хозяйством. Нас было около тридцати мальчиков и девочек, нам дали тяпкии поспали на прополку. Я вставал на рассвете, клал в авоську железную миску, ложку, бутылку с водой и хлеб, Выходил в шесть утра, потомучто топать надо было километра три, а опоздавшим не давализавтрака Мы сходились к половине седьмого и получали почерпаку горячей водички с пшеном. Затем мы строились, истарик, которого все называли Садовником, вел нас на огороды. Каждому давалась полоса картошки или капусты в два метраширины. Огороды были бесконечные, солнце пекло. Я халтурил; присыпал землей сорняки, -- хотя Садовник иногда шел по нашимследам, разгребал землю, тогда давал по шее. Зато я частокончал свою полосу первым и мог передохнуть на меже. Днем был получасовой обеденный перерыв, черпак супа. Затемработали до восьми вечера, итого тринадцать часов. Уставалзверски, иногда (солнца напекало) падал. Но было и счастье -- когда ставили на помидоры. Они были еще зеленые, маленькие и твердые, но мынакидывались на них, как саранча. Вокруг были роскошныефруктовые сады, но нас водили только строем, ни шагу всторону, и мы на яблоки только смотрели. Фрукты для немцев. Шеф-немец, руководивший хозяйством, затеял строительствокрольчатника, и на него пригнали из Дарницы десятоквоеннопленных. Трава на территории санатория была высокая, густая, с ромашками, и они упали в нее на коленки, выбираясамые вкусные стебли, они упивались, блаженствовали в этойтраве. Мы таскали им окурки и сами, сев в кружок, учились курить.Мне это понравилось, я стал курить, как заправский рабочий, потому что какой же рабочий не курит? Я рассказал деду про Садовника, и он закричал: " Так я жеего знаю, это ж мой друг, скажу, чтоб он тебя не бил! " Наследующий день, построив нас, Садовник спросил; " Кто тутАнатолий Кузнецов? " Я шагнул вперед, " Подойдите еще двое, выпереводитесь на более легкую работу". Нас послали собирать липовый цвет. Нашего брата хлебом некорми, а пошли лазить по деревьям. Липы в парке " Кинь грусть" огромнейшие, двухсотлетние, может быть, они видели самуимператрицу Екатерину Вторую, которая, по преданию, заезжала вэтот парк с Потемкиным, который почему-то хандрил, и сказалаему: " Посмотри, как хорошо! Кинь грусть! " Самые богатые соцветия у лип на верхушках, на самых концахветок У каждого из нас была норма. Садовник принимал по весу, и если не хватало, не давали супу, так что мы старались, и язабирался на такие верхотуры, что хоть вниз не смотри, И вотоднажды обломился я вместе с верхушкой и полетел с высотышестиэтажного дома. Почему я жив? Потому что по путивстретились густые ветки, принявшие меня, как гамак, я былосовсем прошел сквозь них, но успел ухватиться руками. Так в двенадцать с половиной лет началась моя официальнаятрудовая деятельность, чтобы я не рос в этом мире чрезмернымумником, чтобы не доставлял беспокойства тем, кто за меня всепродумал и строго определил мое место в жизни до скончаниявеков.

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал