Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глаиа 2. Сингргичныи социум
Характерно, что: > то требование исходило не столько от местных парламентов, общественности, сколько от центра. Конечно, после отмены прямых выборов губернаторов и президентов они уже не ищут электорального успеха, а борются за репутацию в глазах московского чиновничества. И тогда создание конкурентных преимуществ для миграционных потоков, для инвесторов заменяется работой над абсолютно неконкурентными преимуществами в борьбе за административный ресурс в коридорах власти, а значит — за средства из госбюджета. По результатам деятельности региональных властей центр будет расставлять свои оценки за исполнение этих стратегий. Отсюда вопрос: что считать результатом работы региональных администраций? Статистические показатели состояния области, округа, республики далеко не всегда зависят от их руководителей. Например, достаточно унаследовать мощные советские заводы, промыслы, черноземы, коммуникации на своей территории, чтобы объективно выглядеть лучше других. Совсем другое дело, если результатом считать вклад команды губернатора, президента республики в достигнутое состояние, т. е. оценивать качество управления регионом, умение администрации решать проблемы и обеспечивать достижение целей. И тогда будет видно, что при одинаковых бюджетах, структурах затрат и внешних условиях достигаются разные результаты. И вообще — небюджетные способы решения задач (подбор кадров, организация дела, контроль, управленческая воля, качество обратной связи и т. п.) могут быть вполне сопоставимы по эффективности с бюджетными вливаниями. Проще говоря, изменение Порядка может дать больший эффект, чем деньги центра, и даже произвести эти деньги. Между тем руководители регионов планируют изменения почти полностью из левой колонки таблицы 1: повышение уровня качества жизни, медицинской помощи, снижение бедности. Неужели возможно иное? Эти цели встроены в природу вещей, для их поиска и постановки не требуется интеллектуальных усилий, но под них можно добиваться финансирования от государства. Пользуясь нашей терминологией — в качестве синергиков у них чаще всего выступают кластеры, т. е. такие промышленные комплексы, где заглавное производство обеспечивает заказами ряд своих поставщиков. Это неплохо, однако методология региональных стратегий построена так, что даже левая колонка таблицы 1 задействована далеко не полностью. Я имею в виду игнорирование целеполагания от проблем (1а). А если что-то и представляется в виде проблем — это скорее жалобы на отсутствие чего-то, на какие-то трудности и препятствия. Но ведь известна универсальная и корневая проблема всех без исключения регионов — нездоровая конкурентная среда. Поразительно, но через 20 лет коммерциализации народного хозяйства многие предприниматели признаются, что у них нет прямых конкурентов. На многих сегментах оте- чественного рынка доминируют продавцы, а не покупатели. Всем известна и причина: вовлеченность местной бюрократии в бизнес и, как следствие, патронирование своих и подножки чужим, фактическое отсутствие чистых тендеров и аукционов. Опыт всего мира гласит, что главным мотором рыночной экономики является высокое качество конкурентной среды. Именно отсюда появляются рабочие места, налоги, приемлемые уровень и качество жизни и крепкие региональные бюджеты. Показательно, что в региональных стратегиях этот главный источник развития, корневая проблема всех реформ, обходят молчанием, и центр это молчание принимает как должное. Но, спрашивается, какое средство прежде всего может обеспечить качество конкурентной среды? Ответ очевиден — законность. Во всех перечисленных выше шести проявлениях. Так вот, именно первая составляющая управляемости, т. е. надежность Порядка, в данном случае — законность, даст требуемый толчок экономике через оздоровление конкурентной среды. В современных российских условиях эта, казалось бы, типично синкретическая ценность (Порядок, законность) превращается в мощный синергик, за которым дело и стало. Что из этого следует практически? Уж коли взялся государственный центр работать вместо избирателей, задавать губернаторам те цели, которые в иных условиях ставило бы перед ними население, то критерии качества предлагаемых стратегий следовало бы пересмотреть. Уж как минимум не принимать эту «вытягивающую» модель развития, когда государство обязывает губернаторов и мэров что-то улучшать и развивать. А обеспечить «толкающую» модель развития, по которой четкие и всем понятные правила игры продвинут нас быстрее и дальше, чем обещают эти малокровные стратегии. Пусть центр устроит конкуренцию между регионами по главному критерию — качеству их конкурентной среды.
|