![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гллна 8. Репрессивное управление
менной науки, а, напротив, предприятие успешное, высококонкурентное. А его владелец обучался в одной из лучших зарубежных бизнес-школ. Еще в ходе диагностических интервью наряду с другими выделились следующие корневые проблемы: «Отношение к сотрудникам на фирме такое: " хочешь — работай, хочешь — уходи". Такое чувство, что фирма не дорожит кадрами, а удерживают их лишь высокие заработки». «Авторитарность генерального директора иногда подавляет инициативу сотрудников». Анализирую подшивки приказов примерно за год и вижу: негативные и позитивные воздействия в них соотносятся как 6 к 1. При этом разнообразие наказаний необычайно велико: предупредить — 13 раз, оштрафовать — 40, сделать замечание — 2, объявить выговор — 3, указать — 1. Вот пример другого предприятия. За 1, 5 года в приказах генерального директора накопилось 130 взысканий: лишение премий и прогрессивок, выговоры, замечания и т. п. Эти 130 наказаний в сопоставлении с 36 поощрениями за выполнение конкретных заданий (ведь как работающие могут рассматриваться только поощрения за определенные достижения) характеризуют обычную советско-российскую практику преобладания негативных стимулов над позитивными. Репрессивность управления проявляется не только в письменных приказах и распоряжениях. А поскольку у нас вообще не принято документировать отношения, то чаще встречаются другие ее проявления. Особо распространено эмоциональное подавление подчиненных: — силой голоса: руководитель нередко обрушивает мощные децибелы на своих сотрудников, то ли желая прекратить их возражения, то ли добиваясь лучшего исполнения. Но часто он (а) форсирует голос, чтобы просто выплеснуть накопившееся раздражение; — надменным тоном: он (а) с брезгливым или отсутствующим выражением лица, стоя к подчиненному боком и глядя в сторону, говорит намеренно тихо, чтобы побудить того напрячься для понимания смысла; — руководитель использует «ты», тогда как подчиненный обращается к нему на «вы»; — упреками: т. е. негативными оценками каких-то черт характера, конкретных действий по разным поводам, чтобы вызвать у подчиненного чувство вины перед руководителем; — угрозами штрафов: пусть каждый штраф и незначителен по объему, но их количество и разнообразие велики. Большинство из них не предусмотрено Трудовым кодексом, является чистой отсебятиной руководителей (за неубранный стол, за невыполнение конкретного задания); — угрозами увольнения: они употребляются нередко просто как словесные вставки, иногда совсем без подлинного намерения привести такую угрозу в исполнение: «или к субботе будет готово, или распрощаемся», «сделай так-то, не согласен — увольняйся». Все это и есть демотивирующий стиль руководства. Обычно руководители даже не подозревают, как тяжело подчиненные переносят подобные унижения — у них пропадают желание хорошо работать и инициативность, надолго ухудшаются настроение и самочувствие. Они обсуждают свои болезненные переживания друг с другом, дома. Иначе говоря, эмоциональное подавление наносит им настоящие психологические травмы. В моей долгой консультационной практике получились лишь два замера на эту тему, в которых поощрения явно преобладали над наказаниями. Конечно, моя практика охватывает далеко не все отечественное управленце. Если консультационными методами проблематизируешь подчиненных по этому поводу, реакция их примерно такова: ведь большинство начальников ведут себя похоже. А когда в индивидуальном управленческом консультировании (коучинге) даешь руководителю канал саморефлексии на этот счет, нередко получаешь сходную реакцию. Соглашаясь, что такой стиль руководства приводит к потерям, один мой клиент выразился так: «Я сформировался на крупном заводе и не помню, чтобы руководители вели себя иначе».
|