![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обогащение этоса
Итак, этос — первопричина состояния любого социума, межцивилизацион-ных и внутрицивилизационных различий. Он имеет решающее значение для конкурентоспособности любой страны. Поэтому именно его развитие должно стать предметом внимания и воздействий. Здесь есть неопознанный еще ресурс модернизации страны. Как же развивается этос? Прежде всего, он меняется сам. Его спонтанная эволюция происходит под воздействием обновляющихся внешних условий — глобальных, европейских, страновых. Новые вызовы нашей конкурентоспособности со стороны мирового хай-тека, достижений в качестве жизни — все это вопросы к нашей самоидентификации: на каком цивилизаци-онном поле мы хотели бы жить? Взаимные сравнения — мощнейший мотиватор, источник конструктивного напряжения внутри общества. Европейски ориентированные группы все больше понимают связь между экономическим успехом и типом, состоянием своего этоса. Влияние мировых факторов успеха на экономику, уровень жизни наглядно показывают эту зависимость. Кроме того, прямое перемещение к нам предпринимательства зарубежного и выход за рубеж предпринимательства российского — все это факторы эволюции посредством этос-ного заимствования. Далее, отмеченная уже неоднородность этоса все больше приводит к отрыву, авангардному продвижению отдельных его частей на ценностном и особенно на нормативном уровнях. Даже в самых инерционных секторах отклонения от традиционных норм учащаются вплоть до превращения последних в предрассудок. Рациональная интерпретация некоторых норм придает им противоположную ценность (так произошло, например, со спекуляцией). Эффективность, целесообразность как доминирующие идеологемы растворяют прочность таких стереотипов, как презрение к торговле или нескромность самовыдвижения. Наконец, естественное и неизбежное сопоставление ценностей и норм с потребностями — а последним нет конца — стихийно приводит к ревизии и даже массовой саморефлексии этоса как в хозяйственной, политической, так и в бытовой сфере. Так что этос вполне способен развиваться самопроизвольно. Однако если мы считаем необходимым сознательное, направленное преобразование его, то надо предложить средства для этого. Какие, например? Прежде всего нужны идеологемы цивилизационного уровня. Коль скоро нет сейчас у нас идеологического лидерства на властном уровне, то распределен- Час и, III. ПОРЧА Гл.шаЧ. ЫДНЫИ)! ()(
ный субъект таких воздействий, о котором упоминалось выше, должен формировать и настойчиво распространять, сеять такие идеологемы в массовом сознании. По-моему, самыми актуальными среди них для современной России являются: законность, качество труда (управленческого, творческого и исполнительского) и взаимная обязательность (прежде всего в деловых отношениях). Такие идеологемы могут стать авангардными на ближайшую перспективу. Они стоят того, чтобы их культивировать в СМИ, в искусстве, в образовании, в семейном и общественном воспитании. Да, это идеологическая работа. С советских времен это понятие дискредитировано, и ему пора вернуть подлинный смысл. Распространение подобных идеологем должно вылиться в формирование Образа желаемого будущего России, ее У1510И, как обобщенной цели для нынешнего исторического периода. Сейчас могут быть два варианта построения такого Образа. Принятие за него стран Западной Европы, и фактически это происходит, что неизбежно для догоняющей модернизации. Другой вариант — проектирование своего собственного будущего с принятием преимуществ некоторых европейских цивилизационных достижений при максимальном избегании характерных для них бед и тупиков. Вряд ли в светском мировоззрении реализуемы другие Образы. Такой Образ может обладать огромной духоподъемной силой для нации, если его выдвижение поднимется на волне сильного лидерства — политического, нравственного, цивилиза-ционного. Интересен в этом смысле пример Мустафы Кемаля (Ататюрка), сумевшего подвигнуть клерикально-феодальную Турцию на глубочайшие преобразования за исторически краткое время (сравним с недавно умершим Туркменбаши, который развернул свою страну в обратном направлении). Но в современной России нет субъекта такого лидерства. Зато есть другие субъектные возможности.
|