![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Долги человека
Правда, все это — кодексы, создаваемые «для себя», лидерами «своих» сообществ и для собственного пользования, применительно к практике тех, кто действует в той же сфере, что и авторы кодекса. Но существует и другое направление кодексной деятельности, еще не апробированное, но очень перспективное. Ведь есть такие профессиональные категории, которым пока не под силу ввести у себя качественные кодексы, соответствующие четырем принципам, названным выше. А тем более — обеспечить их реальное соблюдение. И тогда эту работу за них должны сделать внешние гражданские силы, предъявить кодекс профессиональной деятельности участникам ее как бы извне, как оценивать его исполнение в целом, так и фиксировать отклонения от него буквально поименно. Поименно же выделять лучшие примеры его исполнения. Каковы же наиболее приоритетные объекты подобной социальной инновации? Куда следует прежде всего инновировать новый этос? Если иметь в виду идеологему «законность», то коренным звеном здесь являются суды. Именно реально независимая и высококвалифицированная судебная система сможет стать отправной точкой в утверждении законности Ч.км.Ш. ПОРЧА ГллилУ. ЬГДМЫИ)! ()С
в нашей стране. Но ее бедственное состояние не дает надежды на самооздоровление. Поэтому желательно и возможно сформировать некую влиятельную гражданскую силу, которая инициировала бы разработку, скажем, Кодекса судебной чести, предъявила бы каждому судье лично, а затем публично или конфиденциально оповещала его о мере соответствия его деятельности правилам такого Кодекса. Никаких юридических или организационных следствий эта акция иметь не будет. Но она сможет ввести в правосознание судей некоторые ценности, а затем перевести их в поведенческие нормы, оказывая морально-психологическую поддержку одним и ставя трудные вопросы перед другими. Не исключено также использование подобной этической аттестации и в качестве повода для отвода судей в начале процессуальных действий. Нечто подобное стоило бы инициировать и применительно к губернаторам, мэрам, выстраивая некий общественный рейтинг с внятными критериями и, что самое главное, — воздействуя на их мотивацию, поведение через публичную сравнительную оценку их по определейным критериям. Они будут вынуждены оглядываться на такую оценку, считаться с ней. Тут больше экспертизы, чем общественного мнения. Первую от второго отличает компетентность, которая подкрепляется составом экспертов и методологией. Таким образом, речь идет о целенаправленном изменении этоса нашего общества, его грунта средствами гражданского общества, помимо власти, а иногда и вопреки ей. Западная идеология прав человека формировалась с сильным моральным опережением уровня развития большинства стран. Но сейчас ее практика несколько отягощена своего рода гражданским потребительством. Настало время уравновесить (развить) ценность права ценностью долга. Между ними — важное различие: если социальные права человека могут быть обеспечены хотя бы законом, то социальные долги его — только моралью. Обращение в адрес какой-то должностной группы («должность» — от «долг») с призывом, требованием и оценкой соответствия, с определенной концепцией долженствования как в коллективном, так и в личном измерении не останется бесследным. Перед исполнителем должности возникает некий экран, фактически отражающий деятельность его и сообщества. От подобного экрана можно отвернуться, но сначала на него придется взглянуть. Тем более что там все будет в сравнении с другими. А сила взаимного сравнения — мощный мотиватор. Каждый из нас знает это по себе! 1 1 Даже при слабой личной нравственности человек нередко вынужден поступать по морали, заданной его средой деятельности, раз он намерен в ней находиться. Не замечали? Если такая закономерность действительно существует, дело это имеет природную основу и надежду. К тому же, однажды появившись, это отражение приобретает притягательность и для самого адресата, и для окружающих. Последние тоже как-то воспринимают и учитывают новый элемент в отношениях с тем, кто уже отражен на экране. Отражение становится значимым фактом. Самое уязвимое место здесь — субъект обращения — тот, кто информирует и применяет экран. Дело даже не в том, что его трудно создать. Такой субъект нетрудно сфальсифицировать и уязвить...
|