![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Крекинг — процесс переработки нефти и ее фракций, основанный на разложении (расщеплении) молекул сложных углеводородов в условиях высоких температур и давлений.
Виды крекинга: ü термический, ü каталитический, ü гидрокрекинг; ü каталитический риформинг. Термический крекинг используют для получения бензина из мазута, керосина и дизельного топлива. Например, при нагревании до 500...550°С под давлением 5 МПа углеводород цетан, входящий в состав керосина и дизельного топлива, разлагается соответственно на нормальный октан и нормальный октен, которые являются составляющими бензина: С16Н43 С8Н18 + С8Н16
Гидрокрекинг — процесс переработки нефтепродуктов, сочетающий в себе крекирование и гидрирование сырья (газойлей, нефтяных остатков и др.). Такой процесс проводится под давлением водорода 15...20 МПа при температуре 370...450оС в присутствии алюмокобальтомолибденового или алюмоникельмолибденового катализаторов. Риформинг проводят в среде водородосодержащего газа (70 – 90% водорода) при температуре 480...540оС и давлении 2...4 МПа в присутствии молибденового иди платинового катализатора. Риформинг при использовании молибденового катализатора называется гидроформинг, а при использовании платинового катализатора — платформинг. Последний, являющийся более простым и безопасным процессом, применяется значительно чаще. По способу производства различают дистиллятные и остаточные масла. При получении дистиллятных масел мазут нагревают до 420...430оС, создавая в вакуумной колонне разрежение в 50 мм рт.ст. Выход дистиллятных масел из мазута составляет около 50%, остальное — гудрон. Остаточные масла — это очищенные гудроны. Для их получения мазут или полугудрон смешивают с сжиженным пропаном (6...8 частей пропана на одну часть мазута) при температуре 40...60оС. Методы очистки топлив: 1. Для снижения концентрации кислых продуктов (органических кислот, сероводорода) дистиллят обрабатывают раствором щелочи, а затем промывают чистой водой. 2. Для удаления смол дистиллят очищают серной кислотой, а затем последовательно промывают щелочными растворами и чистой водой. 3. Дистиллят с большим содержанием сернистых соединений подвергают гидрогенизации в присутствии катализатора (гидроочистке), в результате чего содержание серы в топливе снижается в 10...20 раз. 4. При изготовлении зимних сортов дизельных топлив из них удаляют парафиновые углеводороды, имеющие высокие температуры плавления. Процесс депарафинизации заключается в смешивании топлива с карбамидом, образующим кристаллические комплексы с парафинами нормального строения, и последующей его фильтрации. Очищенное таким образом топливо сохраняет текучесть до -60°С. Методы очистки масел: 1. Концентрированной серной кислотой, которая растворяет смолы, некоторые сернистые соединения и щелочь. 2. Отбеливающими глинами, на поверхности которых адсорбируются смолы, серная и органические кислоты и другие вещества. 3. Селективным методом очистки с помощью фенола и фурфурола получают масло с высокой химической стабильностью, т.е. масло-рафинат, и экстракт-смолку, которую используют как присадку к трансмиссионным маслам.
Контрольные вопросы: 1. Как происходит переработка нефти методом прямой перегонки? 2. Какие продукты могут быть получены из нефти с помощью дистилляции? 3. Каким способом можно увеличить выход бензиновых фракций при переработке нефти? 4. Сущность гидрокрекинга и каталитического риформинга. 5. Какие методы используют для очистки топлив? 6. Какие методы используют для очистки масел?
|