![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Автомобильные дизельные топлива.
Дизельное топливо (ДТ) — жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти. Требования к топливу для дизельных двигателей: хорошая прокачиваемость по системе питания; хорошее распыливание и смесеобразование в камере сгорания; хорошая самовоспламеняемость, обеспечивающая легкий запуск дизеля и плавное сгорание смеси; минимальное образование нагара и других отложений на клапанах, поршнях, форсунках и др. деталях; минимальное коррозионное действие на детали двигателя, топливной аппаратуры, резервуары и арматуру. Различают дистиллятное маловязкое — для быстроходных, и высоковязкое, остаточное, для тихоходных (тракторных, судовых, стационарных и др.) дизельных двигателей. Теплота сгорания ДТ в среднем составляет 42624 кДж/кг (10180 ккал/кг). Согласно ГОСТ 305-82 различают летнее, зимнее и арктическое ДТ. В марке летнего показывается содержание серы и температура вспышки в закрытом тигле, в марке зимнего – содержание серы и температура замерзания. Основное отличие топлив - в температуре предельной фильтруемости и температурах помутнения и застывания, указанной в стандартах на это топливо. Производство зимнего ДТ обходится дороже, но без предварительного подогрева при − 10 °C летнее ДТ использовать невозможно. Требования стандарта регламентируют кинемати-ческую вязкость при 20°C для летних сортов в пределах 3, 0÷ 6, 0 сСт, для зимних - 1, 8÷ 5, 0 сСт, для арктических - 1, 5÷ 4, 0 сСт. Наличие воды и механических примесей во всех марках ДТ, а также неорганических (водорастворимых) кислот и щелочей не допускается, органических кислот - не более 5 мг/100 мл. ДТ стандарта ТУ 38.401-58-110-94 производится в основном на экспорт. Содержание серы в нем всего 0, 2 %, что подходит для иностранных требований к топливу. Для экспорта топлива существуют небольшие отличия в определения стандартов. Вместо цетанового числа качество ДТ оценивается в дизельном индексе. В ДТ зимнее (ЗДп) ТУ 38.101889-81 добавляют депрессорные присадки и производят из обычного летнего топлива. Несколько граммов присадки из летнего ДТ делает зимнее, которое можно применять при температуре до -15°С. ДТ ТУ 38.401-58-36–92 предназначено для особых районов, температура воздуха в которых опускается до -45°С. Это ДТ разделяют на ДЗп-15/-25 (стандартное зимнее ДТ, которое сохраняет свои функции при температуре до -15°С и товарное, с температурой до -25°С) и арктическое ДАп-35/-45 (до - 45°С). Топливо стандарта ТУ 38.1011348–89 относится к экологическим ДТ и бывает трех марок. Летнее экологической дизтопливо (ДЛЭЧ-В или ДЛЭЧ) содержит в себе не более 20% ароматических углеводородов. Для экологического зимнего топлива (ДЗЭЧ) эта характеристика имеет значение до 10%. Для него так же характерно содержание серы до 0, 05% или до 0, 1 %, в зависимости от подвида. Для использования в черте города предназначено ДТ стандарта ТУ 38.401-58-170–96. От экологического топлива оно отличается наличием присадок, которые меняют свойства топлива. В городское ДТ летом добавляют антидымные присадки, а зимой еще и депрессорные. Антидымные присадки способны снизить дымность отработанных газов до 50%. С 1996 года в странах ЕЭС действует ДТ европейского стандарта. Оно имеет обозначение EN590. Это топливо предусмотрено для различных регионов с индивидуальными климатическими условиями. Для всех разновидностей этого стандарта общими являются следующие нормы: коксуемости 10 %-ного остатка — не более 0, 30 %, зольности — не более 0, 01 %, содержанию воды — не более 200 ррm*, механических примесей — не более 24 ррm, коррозии медной пластинки — класс 1, устойчивости к окислению — не более 25 г осадка/м3. Так же, решением комиссии было введено ограничение на содержание в ДТ серы. Этот показатель не должен превышать 0, 05%. Всем этим требованием соответствует отечественное ДТ стандарта ТУ 38. 1011348–89. ДТ ЕВРО (ГОСТ Р 52368-2005) по показателям качества отвечает европейским требованиям EN 590-2004. Кроме того, выпускаются: УФС – топливо утяжеленного фракционного состава; РФС - топливо расширенного фракционного состава; ДЛЭЧ - дизельное летнее экологически чистое топливо; ГШЛ (ГШЗ, ГША) – газоконденсатное широкофракционное летнее (зимнее, арктическое) ДТ (близко к Т-2 – реактивному топливу). ___________________________________________________________ *-миллионная доля (ppm, от англ. parts per million — частей на миллион) — единица измерения концентрации
Контрольные вопросы: 1. Какие требования предъявляются к топливу для дизельных двигателей? 2. Требования к дизельным топливам, выпускаемым по ГОСТ 305-82. 3. Свойства дизельных топлив, выпускаемых по ТУ 38.401-58-110-94. 4. Свойства дизельных топлив, выпускаемых поТУ 38.401-58-36–92. 5. Свойства дизельных топлив, выпускаемых по ТУ 38.1011348–89. 6. Свойства дизельных топлив, выпускаемых по ГОСТ Р 52368-2005.
|