Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Повышение октанового числа. Свойства бензинов
ОЧ бензинов повышают добавлением до 40% высокооктановых компонентов, синтезированных из газообразных углеводородов или небольшого количества специальных присадок – антидетонаторов. К высокооктановым компонентам относятся бензол, этиловый спирт, продукты каталитического крекинга, риформинга и гидрогенизации. Их использование повышает стоимость бензина, а ОЧ повышается незначительно. Наиболее эффективными и дешевыми антидетонаторами являются органические соединения свинца — тетраметилсвинец (ТМС) и тетраэтилсвинец (Pb(C2H5)4 (ТЭС). Введение ТЭС в количестве 0, 3% повышает ОЧ бензина на 15…20 единиц, что в 600 раз больше, чем при добавлении такого же количества высокооктанового углеводорода бензола. Это тяжелая (плотность 1652 кг/м3), маслянистая, бесцветная, очень ядовитая жидкость. Легко растворяется в бензине. Но от их использования в развитых странах отказались еще в середине 90-х с введением норм Euro 2. Были разработаны другие, менее токсичные антидетонаторы, например, трикарбонил (232-циклопентадиенил) марганец Mn(CO)3(C5H5), димер карбонил (232-циклопентадиенил) никеля [Ni(CO)(C5H5)]2, ферроцен Fe(C5H5)2, монометиланилин (ММА). К сожалению, эти антидетонаторы образуют твердый нагар на стенках цилиндров в значительно бо́ льших количествах, чем тетраэтилсвинец. В качестве антидетонатора применяется также ароматический компонент КМТА, вырабатываемый из угля, сланцев и других источников. В настоящее время в качестве антидетонатора широко применяется метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) (СН3)3СОСН3 (до 11% от общего объема). Одним из средств повышения ОЧ топлива является добавление до 2% ароматических аминов (например, экстралина). Коррозионные свойства. Входящие в состав бензина углеводороды не вызывают коррозии деталей двигателя, тары, средств его перекачки и транспортировки. Коррозия вызывается содержанием в бензине водорастворимых кислот и щелочей, серы и сернистых соединений, органических кислот и воды. Сера и сернистые соединения могут быть в активном и неактивном виде. Неактивные сернистые соединения не корродируют металл, но при сгорании образуют коррозионно-агрессивные оксиды серы SО2 и SО3, которые, в свою очередь, растворяясь в воде, получаемой в результате конденсации водных паров, образуют серную и сернистую кислоты. Эти кислоты и вызывают коррозию цилиндропоршневой группы деталей двигателя. Если водяные пары не конденсируются, происходит высокотемпературная сухая газовая химическая коррозия. В-виду сильного коррозионного действия на металлы (кислот - на черные металлы, а щелочей - на алюминий) наличие их в топливе не допускается. Качественной пробой на присутствие в бензине активных сернистых соединений служит его воздействие на медную пластину в течение трех часов при повышенной (50оС) температуре. Если при этом пластина покрывается черными, тёмно-коричневыми или серо-стальными пятнами, бензин считается не выдержавшим испытание. Склонность бензина к образованию отложений вызывается наличием в нем смолистых веществ и зависит от его химической стабильности. Непредельные углеводороды под воздействием кислорода воздуха способны окисляться с образованием органических кислот и нейтральных высокомолекулярных соединений - смол. Различают смолы фактические (уже имеющиеся в топливе) и смолы потенциальные, то есть вещества, способные образовывать смолы в процессе его длительного хранения. Осаждаясь на стенках топливопроводов, фильтрах, жиклерах карбюратора, впускном трубопроводе, мягкие отложения смол приводят к перебоям в подаче топлива и снижению мощности и экономичности двигателя. На стержнях выпускных клапанов вследствие более высокой температуры образуются настолько плотные отложения, что мешают клапану закрываться, и нормальная работа двигателя нарушается. На деталях камеры сгорания образуется нагар. Его наличие резко ухудшает отвод тепла и может привести к появлению детонации и тепловым повреждениям деталей.
Контрольные вопросы: 1. Какими способами можно повысить октановое число бензина? 2. Какое влияние оказывают содержащиеся в бензине вещества на детали двигателя? 3. Как определить наличие в бензине активных сернистых соединений? 4. По какой причине нежелательно длительное хранение автомобиля с заправленной бензином системой питания?
|