Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ДисциплиныСтр 1 из 3Следующая ⇒
Рабочая программа «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Направление подготовки – 050400.62 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки – Специальная психология и педагогика
Составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта 2010 года
Составители: Маврин С.А., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики и социальной работы___________ (подпись) Кульчейко О.В., к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы___________ (подпись)
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры социальной педагогики и социальной работы «04» сентября 2014 г. Протокол № 1.
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Маврин С.А. __________ (подпись)
Омск, 2014 Курс: 2 Форма обучения: очная Семестр: 4 Трудоемкость: 2 зачетных единицы (72 ч.) Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (контактная работа обучающихся с преподавателем) по видам учебных занятий: 32 ак. ч. Из них: лекций – 16 ак. ч. практических занятий – 16 ак. ч. лабораторных занятий – 0 ак. ч. Иных видов учебных занятий – 40 ак. ч. Кол-во занятий 10 ак. ч. (30 %) в интерактивной форме. Самостоятельная работа обучающихся – 40 ак.ч.
Форма промежуточной аттестации: зачет
Дисциплина «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование».
Цель дисциплины: формирование представлений о научных основах и основных организационных принципах построения эффективного психолого-педагогического взаимодействия всех участников образовательного процесса. Задачи дисциплины: · формирование представлений о видах и функция психолого-педагогического взаимодействия всех участниках образовательного процесса; · формирование представлений о роли и позиции психолога при построении конструктивного взаимодействия всех участниках образовательного процесса; · формирование представлений о психолого-педагогических средствах, методах и технологиях построения эффективного взаимодействия всех участниках образовательного процесса; · развитие навыков использования современных научно обоснованных рекомендованных методов психолого-педагогической работы. · развитие навыков анализа результатов психолого-педагогического взаимодействия всех участниках образовательного процесса.
Предварительные компетенции, сформированные у обучающегося до начала изучения дисциплины: Студенты, приступившие к изучению дисциплины «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», должны обладать компетенциями, формируемыми при освоении дисциплин, изучавшихся в предыдущих семестрах: · способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1); · готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4); · способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9).
Планируемые результаты: Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующей компетенции: · готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5); · способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6); · способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10). В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками в рамках формируемых компетенций:
Качественные уровни сформированности компетенции ОПК-5
Качественные уровни сформированности компетенции ОПК-6
Качественные уровни сформированности компетенции ОПК-10
Количественные уровни оценки сформированности компетенции
Принципы отбора содержания и организации учебного материала Отбор содержания и организации учебного материала дисциплины обусловлен ведущими принципами развития высшего профессионального педагогического образования и связями данной дисциплины с другими курсами основной образовательной программы. Отбор содержания дисциплины осуществляется согласно принципам научности, практикоориентированности, системности.
Междисциплинарные связи Курс «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» предполагает междисциплинарные связи с дисциплинами «Поликультурное образование», «Психология детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» базовой части профессионального цикла основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавра. Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» в программе данного курса предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных технологий проведения занятий: учебные дискуссии, технологии развития критического мышления, технологии проблемного изложения учебного материала, технологии поисковой и исследовательской деятельности, деловые игры, рефлексивные технологии. Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных исследовательских умений и навыков обучающихся как основы профессиональной компетентности в сфере образования. Текущая аттестация качества усвоения знаний Текущая аттестация проводится путем накопительной оценки выполнения заданий в процессе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студента. Задания представляют собой систему проблемных и исследовательских задач, отражающих основные требования федерального государственного образовательного стандарта и учебной дисциплины. Все задания направлены на формирование и развитие общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавра в соответствии с требованиями педагогической профессии.
Промежуточная аттестация качества усвоения знаний Промежуточная аттестация качества усвоения знаний по курсу «Психолого-педагогической взаимодействие участников образовательного процесса» осуществляется в виде «накопительного зачета». Тематический план дисциплины
Основное содержание Раздел 1. Специфика построения психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса Научные подходы к построению психолого-педагогического взаимодействия всех участников образовательного процесса; Цели и задачи психолого-педагогического взаимодействия; Критерии эффективности взаимодействия; Условия и механизмы, обеспечивающие эффективное взаимодействие; Результаты построения психолого-педагогического взаимодействия; Способы и методы построения эффективного психолого-педагогического взаимодействия. а) основная литература: 1. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга/ Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб, Питер, 2009. 2. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. Учебное пособие для ВУЗов. – М. Владос, 2008. б) дополнительная литература: 1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. – М, 2005. 2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М, 2005. 3. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для ВУЗов. – М, 2005. Раздел 2. Особенности психолого-педагогического взаимодействия с разными категориями участников образовательного процесса Особенности психолого-педагогического взаимодействия: «ученик – учитель», «учитель – родители - учащихся», «учитель – учитель», «учитель – специалист (психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог)», «учитель - администратор», «специалист (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог) – администратор», «специалист (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог) – ученик», «специалист (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог) – родитель учащегося». а) основная литература: 1. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга/ Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб, Питер, 2009. 2. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. Учебное пособие для ВУЗов. – М. Владос, 2008. б) дополнительная литература: 1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. – М, 2005. 2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М, 2005. 3. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для ВУЗов. – М, 2005. Раздел 3. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия с разными возрастными категориями участников образовательного процесса Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия: в дошкольных образовательных учреждениях; в образовательных учреждениях начального образования; в образовательных учреждениях среднего и старшего образования; в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. а) основная литература: 1. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга/ Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб, Питер, 2009. 2. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. Учебное пособие для ВУЗов. – М. Владос, 2008. б) дополнительная литература: 1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. – М, 2005. 2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М, 2005. 3. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для ВУЗов. – М, 2005. Раздел 4. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях различного типа и вида Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия: в дошкольных учреждениях; в общеобразовательных школах; в специализированных образовательных учреждениях (гимназия, лицей, кадетский корпус и т.п.); в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, детских домах; в образовательных учреждениях предпрофильной и профильной подготовки (колледж, техникум, училище и т.п.). а) основная литература: 1. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга/ Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб, Питер, 2009. 2. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. Учебное пособие для ВУЗов. – М. Владос, 2008. б) дополнительная литература: 1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. – М, 2005. 2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М, 2005. 3. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для ВУЗов. – М, 2005. Основные понятия (тезаурус): психолого-педагогическое взаимодействие, участники образовательного процесса, цели и задачи психолого-педагогического взаимодействия, функции психолого-педагогического взаимодействия, критерии эффективности психолого-педагогического взаимодействия, условия и механизмы психолого-педагогического взаимодействия, результаты построения психолого-педагогического взаимодействия, способы и методы психолого-педагогического взаимодействия. Организация самостоятельной работы обучающихся, включая перечень учебно-методического обеспечения Типовые задания для самостоятельной работы по данному курсу ориентированы на формирование у студентов компетентности в области психолого-педагогического знания, на ориентацию студентов в проблемном поле образовательных и воспитательных задач в реально существующих социокультурных условиях. Примерный перечень заданий для самостоятельной работы студентов: 1. Создание сравнительных таблиц. 2. Разработка материалов по тематике курса с использованием информационных технологий, создание учебных презентаций. 3. Подготовка к участию в диалогических формах занятий (дискуссии, проблемные обсуждения, учебные конференции, деловые игры и т.п.). 4. Работа с электронными базами данных, материалами сайтов, ресурсами, связанными с проблемами психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. 5. Инновации в области психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса (обсуждение результатов изучения опыта работы). 6. Сравнительный анализ опыта психолого-педагогического взаимодействия специалистов образовательных учреждений (по итогам посещения учреждений или изучения соответствующих документов и печатных материалов). Темы для самостоятельной работы отражают актуальные проблемы развития педагогической науки и практики и определяются в процессе собеседования преподавателя и студентов с целью максимального содействия развитию учебно-профессиональных интересов будущих педагогов. Перечень учебно-методического обеспечения представлен в приложениях, в разделах «Аннотации лекций» и «Планы семинарских занятий». Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины При самостоятельном изучении вопросов студенту необходимо: 1. Внимательно прочитать и понять тему (проблему). 2. Подобрать учебную и научно-педагогическую литературу по изучаемой теме (проблеме). 3. Прочитать материал учебника, осмыслить полученную информацию. 4. Записать в тетрадь основные положения вопроса в виде тезисов. 5. Дополнить данные положения, обратившись к другим источникам. 6. Если при подготовке к занятиям встречаются вопросы, в понимании которых возникают затруднения, то необходимо получить консультацию преподавателя заранее. 7. Оформить собранный материал по вопросу и представить его преподавателю. В ходе изучения данного курса студенту могут быть предложены различные виды заданий для самостоятельной работы и выступления на семинарах. По желанию студент может выбрать сам понравившееся задание и подготовить его. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации Вопросы к зачету 1. Формы обращения педагога к ученикам. 2. Позиции педагога при взаимодействии с учениками. 3. Способность педагога к коммуникации. 4. Виды педагогических ситуаций и конфликтов. 5. Конфликты на уроках. 6. Отношения в коллективной деятельности учащихся. 7. Педагогическое воздействие как взаимодействие. 8. Субъективность восприятия учениками педагогического воздействия. 9. Взаимодействие и обратные связи. 10. Приведите конкретные примеры психолого-педагогического взаимодействия и дайте их анализ. 11. Критерии психологически комфортной образовательной среды. 12. Социально-психологические особенности организации групповой деятельности учащихся. Развитие групповой сплоченности у учащихся. 13. Социально-психологическая специфика психолого-педагогической работы с неформальными группами школьников. 14. Ролевое и личностное влияние учителя на процесс группообразования и личностного развития в ученическом сообществе. 15. Организационная культура образовательного учреждения. 16. Сплоченность педагогического коллектива как базовая социально-психологическая характеристика межличностных отношений. 17. Традиционные методы исследования взаимодействия участников образовательного процесса. 18. Характеристика активных методов повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса. Классификация методов активного обучения, основные подходы к ее построению. 19. Групповая дискуссия как метод принятия решения в процессе взаимодействия в группе. 20. Характеристика игровых методов как естественных методов оптимизации межличностного взаимодействия участников образовательного процесса. 21. Ролевая игра как активная форма оптимизации взаимодействия. 22. Возможности решения задач психолого-педагогического взаимодействия в процессе деловой игры. 23. Организационно-деятельностная игра как метод оптимизации взаимодействия в процессе образования. 24. Психологический тренинг как форма специально организованного взаимодействия участников, его роль в повышении эффективности психолого-педагогического взаимодействия. 25. Технологии командообразования в образовательном процессе. 26. Публичное выступление как метод воздействия в образовательном процессе. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса а) основная литература: 3. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга/ Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб, Питер, 2009. 4. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. Учебное пособие для ВУЗов. – М. Владос, 2008. б) дополнительная литература: 4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. – М, 2005. 5. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М, 2005. 6. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для ВУЗов. – М, 2005. в) перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ЭБС: · https://psyjournals.ru Журналы по психологии МГППУ · https://psychology.net.ru «Мир психологии» - научно–популярный информационно–психологический портал. · https://www.psychology.ru - Психология на русском языке · https://www.psyparents.ru - Детская психология для родителей · https://www.psy.msu.ru/links/ Психология в Интернете (МГУ) · https://www.go-psy.ru/links-psy.htm Психологическая помощь Go-psy.ru · https://www.childpsy.ru/ Детская психология г) информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости): Работа с информационным порталом ОмГПУ.
Материально-техническая база Лекционные и семинарские занятия проводятся в аудиториях факультета психологии и педагогики, обеспеченных точкой доступа в Интернет. Для работы используются стационарная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, переносной или стационарный экран. Приложения:
|