Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет №23. Общие принципы построения налоговой системы. Проблемы сбора налогов.
Общие принципы построения налоговой системы q Принципы налогообложения. q Гласность и открытость. q Простота исчисления и взимания. q Гибкость налоговой системы q Неотвратимость налогов. q Стабильность налоговой системы Классические принципы построения налоговой политики, сформулированные А. Смитом в его труде " Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.). Они состоят в следующем. Подданные государства должны поддерживать государство соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства (т. е. платить налоги). Налог должен быть не произволен, а точно определен по сроку, сумме и способу платежа. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Налоговая политика строится так, что сначала определяются расходы государства (бюджетные расходы), а потом уже доходы, которыми можно покрыть государственные расходы. Расходы государства должны отражать интересы общества. Это делает государство дешевым, а налоги — признаком не рабства, а свободы. Билет №24 и №25. Понятие и цели денежно-кредитной политики государства. Денежно-кредитные инструменты: эмиссия денег, изменение учетной ставки, количественные ограничения кредита, изменение обязательных минимальных резервов, операции на открытом рынке. Влияние этих мер на экономику и проблемы их применения. Денежно-кредитная политика – часть экономической политики государства, которая направлена на борьбу с инфляцией, поддержание курса национальной валюты и обеспечение нормальных финансовых условий функционирования рынка. Цели ДКП: 1. Поддержание равновесия цен на рынке 2. Контроль и регулирование денежных масс в обращении 3. Борьба с инфляцией 4. Регулирование курса национальной валюты 5. Регулирование экономического цикла 6. Участие в регулировании структуры экономики 7. Обеспечение реального сектора экономики кредитными ресурсами. ДКП проводится путем применения денежно-кредитных инструментов: 1. Эмиссия денег. Имеет 3 функции: · Обеспечивающая: с помощью денег государство обеспечивает экономику средствами обращения, платежа, наполнения для нормального функционирования экономики. Количество денег необходимое для функционирования экономики рассчитывается исходя из стоимости товаров и скорости обращения денег. MV=PQ M – количество денег V – скорость обращения P- цена Q – количество товаров · Покрытие дефицита государственного бюджета в критической ситуации, когда других источников финансирования нет · Регулирующая: выпуская денежные знаки в разумных пределах государство может оживлять экономику, выпуская денежные знаки, либо снижать цены, сокращая количество денег в экономике. 2. Изменение учетной ставки. Учетная ставка - %, которые взимается при переучете векселей, которые передаются коммерческим банкам от ЦБ и коммерческие банки получают их в виде обеспечения кредитами либо %, который взимается с частных банков при выдачи им кредита ЦБ. МО кредиты коммерческих банков, которые выдаются всем субъектам экономической деятельности содержат в себе данную учетную ставку и всегда выше, чем учетная ставка %. При повышении ставки повышается цена заемных DC, поэтому снижается спрос на заемные DC и как следствие снижается деловая активность. При снижении учетной ставки некоторые изменения учетной ставки осуществляются небольшими массами, чаще по 0, 25%, реже по 0, 5%. Изменения учетной ставки. Изменение официальной учетной ставки имеет далеко идущие последствия для внешнеэкономических позиций страны, состояния ее платежного баланса и устойчивости национальной валюты. В условиях всеобщей либерализации международного движения краткосрочного капитала, т. е. «горячих денег», потоки этого капитала чутко реагируют на три индикатора: учетную ставку центрального банка, уровень налогообложения доходов на банковские вклады и перспективы изменения курса национальной валюты. При неизменности двух последних индикаторов определяющее воздействие на направление потока отечественного и иностранного краткосрочного капитала (в страну или из страны) оказывает изменение учетной ставки. А это, в свою очередь, отражается на состоянии платежного баланса и национальной валюты.
3.Количественное ограничение кредита. Преследует те же цели что и изменение учетной ставки, но проводится административными средствами. КОК Количественное ограничение кредита — это установление предельной суммы, на которую центральный банк переучтет векселя и примет в залог ценные бумаги коммерческих банков. Предельные суммы кредитования зависят от целевой установки по регулированию хозяйственного цикла: стимулирование деловой активности или ее торможение. осуществляется 3 способами: · Административный В случае нарушения – разрыв отношений с ЦБ и отзыв лицензии у коммерческого банка · Экономический За нарушение - штраф или временное замораживание средств в коммерческом банке. · Добровольное согласие Коммерческие банки самостоятельно выполняют все предписания ЦБ.
ОМР – часть средств коммерческого банка, которая размещена на депозитах ЦБ. Размещение на счетах ЦБ является обязательным. ЦБ при этом решает следующие задачи: · Обеспечить устойчивость банковской системы · Обеспечить минимальные выплаты вкладчикам банков, испытывающих трудности · ЦБ создает дополнительные резервы для проведения ДКП Для проведения этого инструмента существуют следующие ограничения: · Размер данного минимального резерва (= месячные средства банка) · Следует применять инструмент осторожно, МС существует возможность инфляции и возникновения избыточных денег в каких-либо секторах экономики. · Создание и поддержание резервов центрального банка: обязательные резервы хранятся в центральном банке на бессрочных счетах. По решению руководства центрального банка они могут увеличиваться и уменьшаться, но всегда на счетах остается какой-то минимум, который по мере развития банковского кредита, роста суммы срочных обязательств постепенно увеличивается. · Обеспечения центрального банка мощным инструментом ГРЭ: если центральный банк снижает норму обязательных минимальных резервов, то размеры реального капитала в распоряжении банков увеличиваются, а так как капитал не может существовать без обращения, он вливается в экономику и стимулирует деловую активность. Повышение нормы минимальных резервов сокращает финансовую базу оперативной деятельности частных банков, сокращает прилив ссудного капитала в народное хозяйство. · Операции на открытом рынке.
Операции на открытом рынке – приобретение или продажа ценных бумаг ЦБ, а также вливание финансов либо изъятие DC из экономики. Этот инструмент имеет широкие возможности для применения, т.к. круг государственных органов, которые могут выпускать ценные бумаги, достаточно большой. Большая проблема заключается в том, чтобы регулировать эти ценные бумаги инвесторам. Суть операций на открытом рынке состоит в изменении предложения ссудного капитала в стране путем скупки или продажи ценных бумаг центральным банком, вливания финансовых средств в экономику или массовой продажи их (изъятие ликвидных средств). Покупатели государственных ценных бумаг изымают свои деньги из банков, отказываются от капиталовложений и приобретения товаров длительного пользования, вследствие чего сокращаются возможности финансового развития экономики; при скупке ценных бумаг центральным банком ликвидные средства поступают физическим и юридическим лицам и используются в народном хозяйстве.
Проблемы применения ДК средств: Для того, чтобы государство могло применять ДК инструменты, необходимо наличие развития ДК инструментов: банковская система страны, четко описанное и действующие законодательство, наличие всех субъектов ДК отношений, стабильность экономики и ДКО.
|