Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет №26. Понятие и виды антимонопольной политики государства. Американская и европейская модели регулирования экономики.
Антимонопольная политика государства — одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее собой комплекс мероприятий, которые направлены на формирование нормальной конкурентной среды. Антимонопольная политика государства реализуется в первую очередь в совокупности антимонопольных (антитрестовских) законов, которые призваны установить «правила игры» на конкурентном рынке. Конкретная программа антимонопольной политики разрабатывается и проводится правительством. Антимонопольное законодательство — стержень антимонопольной политики. В нем закреплены основополагающие правила деятельности хозяйствующих субъектов на рынке. Главная задача антимонопольного законодательства - создание условий для эффективного развития экономики страны. Задачи антимонопольного законодательства: § обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства; § снятие всех преград на пути конкуренции на правовой основе; § определение правового режима ответственности за монопольные действия и нарушение правил конкуренции. В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принято различать две основные его модели: американскую и европейскую. Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий ее деятельности. В данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей. Европейская модель в отличие от американской делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихевиористским, акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера. Антимонопольное регулирование подчинено главной задаче — недопущению монополизации рынка отдельными фирмами. Оно включает методы административного (законодательного) и методы нормативно-ориентированного (корректирующего) воздействия. Государственная поддержка предпринимательства направлена на помощь малому и среднему предпринимательству и ставит следующие цели: введение упрощенной системы налогообложения; создание условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недогруженных основных фондов; концентрация ресурсов государственной поддержки на формирование в малом бизнесе высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов экономики; создание условий для развития кооперации малого предпринимательства с крупным производством; создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечения для этих целей иностранных кредитов. Естественной монополией является предприятие или организация, производящая продукцию, удовлетворение спроса на которую в силу технологических особенностей производства эффективно при отсутствии конкуренции. К естественным монополиям относятся прежде всего предприятия транспорта и связи. Для естественных монополий обычно устанавливается “справедливый” доход, когда цена их продукции равняется средним издержкам. Однако такая ситуация, как правило, влечет за собой потерю предприятием-монополистом стимула к снижению издержек. Цель государственного регулирования естественных монополий двояка: она состоит, с одной стороны, в том, чтобы защитить общество от всевластия монополистов на рынках путем регулирования цен и регламентации качества обслуживания, а с другой — обеспечить условия их эффективного развития. При регулировании естественных монополий применяется комбинация следующих мер: установление предельных цен на продукцию (услуги) монополиста; установление фиксированной цены на продукцию; установление предельного коэффициента изменения цен; установление режима свободных цен.
|