![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И движения в два следа
Вести лошадь в сборе необходимо при высшей езде. Вести ее в поводу необходимо при всякой езде. Исследуя значение и применение повода, я по пути должен был исследовать и сбор как высшую степень тонкого повода. В предстоящем исследовании мне придется говорить о двух манежных приемах, из которых один применяется в обыкновенной езде, а другой при езде высшей школы, но оба они так тесно связаны, что отделить один от другого нельзя. Первый — боковые движения, принимания — относится к обыкновенной манежной и полевой езде; второй — движения в два следа — исполняется только при езде высшей школы. Поступательная сила при исполнении лошадью принимания (боковых) или в два следа движений откидывает корпус всадника в сторону, обратную направлению движения, и откидывает тем сильнее, чем быстрее идет принимание, так, что всадник иногда может быть выбит из седла. Очевидно, в данном случае всадник должен наклонять корпус в сторону движения, то есть упираться на ягодицу и стремя внутренней стороны. Таким положением корпуса всадник, сохраняя устойчивость посадки, вместе с тем уравновешивает поступательную силу движения лошади вбок и облегчает ее внутреннее плечо, которым она забирает пространство вперед. Умение в меру держать корпус внутрь приобретается практикой. Приступая к обучению лошади движениям в сторону, не следует, идя вдоль барьера, делать первый шаг вбок, от стены. Чтобы заставить лошадь сделать этот шаг, надо будет ее задержать, следовательно, задержать и посыл. Задержка эта, то есть посыла, очевидно, увеличит трудность привыкания лошади к новому для нее роду движения. Первые шаги вбок я заставляю лошадь делать во время перемены руки, при окончании этого движения. Положим, я иду налево, то есть барьер у меня справа. Подходя снова к барьеру, который в этом случае (при перемене руки) окажется у меня слева, я ставлю обе руки влево и нажимаю шенкеля, особенно правый. Левый трензельный повод будет тянуть влево, а правый трензельный, идущий через шею лошади, будет влево же направлять ее плечи. Приемы, как видно, те же, как и при вращении переда вокруг зада, но только направление движения идет не по кругу, а в сторону и вперед. Если лошадь не поддается правому шенкелю, то я прибегаю к правому трензельному поводу, который, усиливая действие шенкеля, заставит лошадь подать бедра влево. Когда лошадь сделала два-три шага вбок, глажу ее и отдаю поводья. Меняю руку слева направо и применяю те же приемы. Прибегаю к приему бокового воздействия, так как, отказывая шенкелю, лошадь доказывает этим, что она недостаточно подготовлена выездкой. Обыкновенно в том периоде выездки, до которого мы дошли, лошадь должна быть настолько выезжена, что применять к ней следовало бы уже только приемы перекрестного воздействия, а не бокового. Переводить лошадь из движения вперед на движение в сторону надо незаметно. Незаметный переход обуславливается тем, что в момент его начала всадник, увеличивая давление шенкелей, усиливает посыл, а рукам остается только принять его и направить движение куда следует. Энергичный посыл является первым условием для того, чтобы хорошо исполнить движение в два следа. Посыл дает наружный, при соответствующей поддержке внутреннего, шенкель. Внутренний шенкель не следует оставлять в бездействии, потому что в таком случае внутренняя нога лошади, вместо того чтобы подводиться под центр тяжести, будет забирать в сторону; лошадь не будет идти на повод, но будет оставаться за ним. Упражнение это повторяю в продолжение довольно долгого времени и на каждой репризе, постепенно требую от лошади все большей и большей отчетливости исполнения. Вначале удовлетворившись двумя-тремя шагами вбок, затем требую пяти-шести шагов, но требую всегда только при перемене руки и в момент подхода к барьеру, но не по барьеру. Затем заставляю лошадь ступать в сторону от середины манежа и делать до двенадцати—пятнадцати шагов и наконец приступаю к приему «принимания через манеж и по барьеру». Исполняю я боковые движения по барьеру только тогда, когда лошадь совершенно в них утвердилась. Лошадь всегда тянет к стене, по которой ей нужно держать направление, не подчиняясь шенкелям и поводьям. Барьер как бы оказывает ей нравственную поддержку, она инстинктивно наваливается на него плечами или откидывает на него зад. Очевидно, что при этом очень трудно вести лошадь в верных ровных шенкелях. Иногда привычка лошади валиться плечами на барьер оказывается приемом упрямства; заметив это, следует отвести ее от барьера, тогда ей придется направлять плечи по указаниям вашей руки, а только рука всадника и должна направлять их. Если лошадь, идя плечом в манеж, осаживает и наваливает задом на барьер, то надо, не меняя ее положения, подать ее шенкелями вперед по тому же направлению и перейти в дубле. Этим приемом лучше всего можно оживить посыл и оторвать лошадь от барьера. Ни под каким видом нельзя допускать лошадь приобретать привычку тянуть к барьеру, причем, как объяснено выше, она привыкает не повиноваться шенкелям и поводьям, то есть таким факторам, в распоряжении которых она должна всецело находиться повсюду: в манеже, в поле, а особенно при высшей езде. Следовательно, работать лошадь нужно всегда на расстоянии одного - двух метров от барьера. Но раз лошадь стала налегать плечами на барьер, то как поставить ее верно? Как оторвать ее от барьера, как сделать дубле, как делать направо, налево назад, как повести в два следа? Положим, лошадь идет направо. Большинство ездоков инстинктивно, но ошибочно, думая отдалить левое плечо, тянут правый трензель. Голова и шея при этом погнутся вправо, но левое плечо подастся, очевидно, еще более вперед, то есть ближе к барьеру. На самом деле надо приподнять и взять вправо, через шею лошади, левый трензель, поддерживая в то же время и правым трензельным поводом. Таким способом весь перед лошади будет отведен вправо. При боковых движениях главное заключается не в том, сколько шагов делает лошадь в сторону, а в том, как она их делает. Для того чтобы лошадь свободно передвигалась в сторону, надо, чтобы ее плечи шли впереди зада. Приступая к движению вбок, перед моментом, когда лошади нужно делать первый шаг, я ставлю ее на собранный манежный шаг. На этом шагу и передние и задние ноги лошади поднимаются и опускаются отчетливее. Лошадь становится поворотливее, отчего ее ноги не могут цеплять одна другую, что очень часто случается, если вести ее на боковых движениях обыкновенным шагом. Принимая слева направо для того, чтобы забирать пространство вправо, лошадь должна переставлять левую переднюю и левую заднюю ноги через такие же ноги правой стороны. На обыкновенном вялом шагу ноги непременно будут наступать одна на другую. На собранном манежном шагу обе ноги левой стороны переступают последовательно, в такт каждая, через соответствующую ногу правой стороны и становятся на землю в тот момент, когда соответствующая правая поднялась от земли; очевидно, что столкнуться они не могут. До сих пор я употреблял только выражения «шаг», «шаги в сторону», но еще не говорил о ходе в два следа. При движениях в два следа лошадь должна держаться в высшей степени верно, то есть чтобы, подаваясь в сторону, перед и зад ее шли по двум параллельным линиям, причем перед должен идти впереди зада. Шея и голова должны быть правильно подняты и немного сдавать в сторону движения. Лошадь должна идти в поводу, в равновесии. Аллюр, которым идет лошадь, должен выдерживать такт. При работе в два следа лошадь старается употреблять разные уловки, чтобы отделаться от сбора. Остановлюсь на некоторых из них. Лошадь не уступала направляющему (наружному) шенкелю и вдруг начинает ни с того ни с сего не только уступать ему, но даже убегать от него, то есть, принимая по барьеру, положим, слева направо, ложится (не уступает) на левый, направляющий шенкель. Она получает шпору и принуждена уступить, но зато начинает задерживаться и не идти на повод. Приходится нажать правый внутренний шенкель. Воспользоваться шпорой как быстрым указателем нельзя, чтобы не свернуть зада лошади влево. Лошадь, сообразив это, начинает валиться на правый, внутренний шенкель. Вести ее при таком условии в поводу в такт делается невозможным. Приходится применить правило: беспорядком в приемах всадника восстанавливать порядок в движениях лошади, и хотя, как сказано выше, и не следовало бы, но в данном случае необходимо сильно ударить внутренней шпорой. Если лошадь от одного удара не исправится, то давать ей эту шпору каждый раз, когда он станет ложиться на внутренний шенкель, и давать до тех пор, пока она от этого не отстанет. Это единственный способ бесспорно установить преобладание воли наездника над лошадью, доказав ей, что воли этой ей не побороть. Неумелые, робкие ездоки этого способа не одобряют. Эти движения, будучи одними из самых трудных упражнений, требуют очень много времени для того, чтобы выучить им лошадь, и начинать их должно только тогда, когда она совершенно утвердилась во всех предшествующих упражнениях, усвоила вполне приемы бокового, прямого и перекрестного воздействий. Если начать эти движения несвоевременно, то можно вызвать лошадь на отказы и сопротивления. Никогда не может выйти хорошей манежной лошади из такой, которую работали одними боковыми воздействиями, — и она сама и ее работа будут в разладе. Такая лошадь при исполнении боковых движений будет держать голову в сторону, обратную движению. Сбора потребовать от лошади нечем, так как воздействия на другой бок лошадь не понимает. Всегда следует вести лошадь в шенкелях и в поводу, причем оттенять действие одного и другого противоположных помощников. При дальнейшей выездке будет необходимо применять приемы перекрестного воздействия шенкелей и поводьев; а так как при обучении лошади движению в два следа к ним постоянно приходится прибегать, то работа эта имеет громадное значение для будущего. Ввиду этого я так долго и останавливаюсь на ее исследовании. Движения в два следа исполняются не только на собранном шагу, но и на рыси, даже и на резвой. Очевидно, чем живее аллюр, тем труднее своевременно применять воздействие шенкелей и поводьев. Вести лошадь нужно очень верно, так как каждый раз, когда всаднику приходится исправлять положение ее зада и ставить его на место, а в то же время и вести лошадь в сборе, он задерживает посыл, а посыл должен быть все время очень энергичен. Каждая лошадь, усвоив движение в два следа, обычно злоупотребляет им. Идя полувольтом или на перемене руки в два следа, она всегда старается бочить; этой уловкой лошадь, ставя вбок задние конечности, вместо того чтобы подводить их под центр тяжести, отделывается от сбора. Выход и в этом случае опять в шенкелях. Когда лошадь совершенно выезжена и на всех манежных мотивах ей приходится идти в сборе, она перестает увертываться. Перед и зад лошади нужно вести твердо и верно, каждый по своему следу, для чего действие шенкелей, посылающих вперед, надо так тонко согласовать с действиями поводьев, направляющих в сторону, чтобы ничего не отнимать у посыла. Тонкость в этом согласовании вполне возможна и вытекает из самой сущности каждого из этих помощников: энергия — шенкель, направление — легкая рука. При движении в два следа очень трудно, во-первых, согласовать совместное воздействие энергии шенкелей с тонкостью поводьев, во-вторых, вести лошадь так верно, чтобы ось поступательного движения шла между ее ушей. Кроме того, на этих движениях всаднику трудно и сидеть на лошади, и тем труднее, чем живее аллюр, то есть чем сильнее относит его в обратную направлению движения сторону. Внимание его должно быть постоянно возбуждено. Пробный камень умелого посыла, с одной стороны, и чуткость послушания лошади шенкелям и поводьям, с другой, заключаются в том, чтобы, исполняя боковые движения рысью, прибавлять рыси и не дать лошади сбиться в галоп. Моя работа в два следа совсем не похожа на сонную работу того же названия, которую приходится вообще видеть. Я требую от лошади энергичной смелой работы, и лошади мои так ее и исполняют. Смею думать, что все дело тут в моих шенкелях. При сонной работе лошадь только отчасти повинуется всаднику. При работе смелой и живой лошадь находится в постоянном повиновении у всадника. Она вся отдается ему, ничего не держит на уме про запас, а это самое главное. На первой и второй фигурах рисунка 20 изображен чистокровный Жерминаль (от Флавио и Паскали) во время работы в два следа собранным шагом. На фигуре 1 он снят на ходу. На фигуре 2 он снят в момент, когда правая внутренняя нога забирает вперед. На первой фигуре посыл кажется меньше оттого, что снимок сделан справа, в момент упора направо, когда движение шло влево. По этим снимкам можно составить понятие о том, каковы должны быть движения ног на ходу в два следа.
|