Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И движения в два следа






 

Вести лошадь в сборе необходимо при высшей езде. Вес­ти ее в поводу необходимо при всякой езде. Исследуя зна­чение и применение повода, я по пути должен был иссле­довать и сбор как высшую степень тонкого повода. В пред­стоящем исследовании мне придется говорить о двух манеж­ных приемах, из которых один применяется в обыкновенной езде, а другой при езде высшей школы, но оба они так тесно связаны, что отделить один от другого нельзя.

Первый — боковые движения, принимания — относится к обыкновенной манежной и полевой езде; второй — дви­жения в два следа — исполняется только при езде высшей школы.

Поступательная сила при исполнении лошадью принима­ния (боковых) или в два следа движений откидывает корпус всадника в сторону, обратную направлению движения, и от­кидывает тем сильнее, чем быстрее идет принимание, так, что всадник иногда может быть выбит из седла. Очевидно, в дан­ном случае всадник должен наклонять корпус в сторону дви­жения, то есть упираться на ягодицу и стремя внутренней стороны. Таким положением корпуса всадник, сохраняя ус­тойчивость посадки, вместе с тем уравновешивает поступа­тельную силу движения лошади вбок и облегчает ее внутрен­нее плечо, которым она забирает пространство вперед. Уме­ние в меру держать корпус внутрь приобретается практикой.

Приступая к обучению лошади движениям в сторону, не следует, идя вдоль барьера, делать первый шаг вбок, от сте­ны. Чтобы заставить лошадь сделать этот шаг, надо будет ее задержать, следовательно, задержать и посыл. Задержка эта, то есть посыла, очевидно, увеличит трудность привыкания лошади к новому для нее роду движения. Первые шаги вбок я заставляю лошадь делать во время перемены руки, при окончании этого движения. Положим, я иду налево, то есть барьер у меня справа. Подходя снова к барьеру, который в этом случае (при перемене руки) окажется у меня слева, я ставлю обе руки влево и нажимаю шенкеля, особенно пра­вый. Левый трензельный повод будет тянуть влево, а правый трензельный, идущий через шею лошади, будет влево же направлять ее плечи. Приемы, как видно, те же, как и при вращении переда вокруг зада, но только направление дви­жения идет не по кругу, а в сторону и вперед. Если лошадь не поддается правому шенкелю, то я прибегаю к правому трензельному поводу, который, усиливая действие шенкеля, заставит лошадь подать бедра влево. Когда лошадь сделала два-три шага вбок, глажу ее и отдаю поводья. Меняю руку слева направо и применяю те же приемы. Прибегаю к при­ему бокового воздействия, так как, отказывая шенкелю, ло­шадь доказывает этим, что она недостаточно подготовлена выездкой. Обыкновенно в том периоде выездки, до которо­го мы дошли, лошадь должна быть настолько выезжена, что применять к ней следовало бы уже только приемы перекре­стного воздействия, а не бокового.

Переводить лошадь из движения вперед на движение в сторону надо незаметно. Незаметный переход обуславливает­ся тем, что в момент его начала всадник, увеличивая давле­ние шенкелей, усиливает посыл, а рукам остается только при­нять его и направить движение куда следует. Энергичный посыл является первым условием для того, чтобы хорошо исполнить движение в два следа. Посыл дает наружный, при соответствующей поддержке внутреннего, шенкель. Внутрен­ний шенкель не следует оставлять в бездействии, потому что в таком случае внутренняя нога лошади, вместо того чтобы подводиться под центр тяжести, будет забирать в сторону; лошадь не будет идти на повод, но будет оставаться за ним.

Упражнение это повторяю в продолжение довольно дол­гого времени и на каждой репризе, постепенно требую от лошади все большей и большей отчетливости исполнения. Вначале удовлетворившись двумя-тремя шагами вбок, затем требую пяти-шести шагов, но требую всегда только при пе­ремене руки и в момент подхода к барьеру, но не по барье­ру. Затем заставляю лошадь ступать в сторону от середины манежа и делать до двенадцати—пятнадцати шагов и нако­нец приступаю к приему «принимания через манеж и по барьеру». Исполняю я боковые движения по барьеру только тогда, когда лошадь совершенно в них утвердилась. Лошадь всегда тянет к стене, по которой ей нужно держать направ­ление, не подчиняясь шенкелям и поводьям. Барьер как бы оказывает ей нравственную поддержку, она инстинктивно наваливается на него плечами или откидывает на него зад. Очевидно, что при этом очень трудно вести лошадь в вер­ных ровных шенкелях. Иногда привычка лошади валиться плечами на барьер оказывается приемом упрямства; заметив это, следует отвести ее от барьера, тогда ей придется направ­лять плечи по указаниям вашей руки, а только рука всадни­ка и должна направлять их. Если лошадь, идя плечом в манеж, осаживает и наваливает задом на барьер, то надо, не меняя ее положения, подать ее шенкелями вперед по тому же направлению и перейти в дубле. Этим приемом лучше всего можно оживить посыл и оторвать лошадь от барьера. Ни под каким видом нельзя допускать лошадь приобретать привычку тянуть к барьеру, причем, как объяснено выше, она привыкает не повиноваться шенкелям и поводьям, то есть таким факторам, в распоряжении которых она должна всецело находиться повсюду: в манеже, в поле, а особенно при высшей езде. Следовательно, работать лошадь нужно всегда на расстоянии одного - двух метров от барьера. Но раз лошадь стала налегать плечами на барьер, то как поставить ее верно? Как оторвать ее от барьера, как сделать дубле, как делать направо, налево назад, как повести в два следа?

Положим, лошадь идет направо. Большинство ездоков инстинктивно, но ошибочно, думая отдалить левое плечо, тянут правый трензель. Голова и шея при этом погнутся впра­во, но левое плечо подастся, очевидно, еще более вперед, то есть ближе к барьеру. На самом деле надо приподнять и взять вправо, через шею лошади, левый трензель, поддерживая в то же время и правым трензельным поводом. Таким способом весь перед лошади будет отведен вправо.

При боковых движениях главное заключается не в том, сколько шагов делает лошадь в сторону, а в том, как она их делает. Для того чтобы лошадь свободно передвигалась в сто­рону, надо, чтобы ее плечи шли впереди зада. Приступая к движению вбок, перед моментом, когда лошади нужно делать первый шаг, я ставлю ее на собранный манежный шаг. На этом шагу и передние и задние ноги лошади поднимаются и опускаются отчетливее. Лошадь становится поворотливее, отчего ее ноги не могут цеплять одна другую, что очень часто случается, если вести ее на боковых движениях обыкновен­ным шагом. Принимая слева направо для того, чтобы заби­рать пространство вправо, лошадь должна переставлять левую переднюю и левую заднюю ноги через такие же ноги правой стороны. На обыкновенном вялом шагу ноги непременно будут наступать одна на другую. На собранном манежном шагу обе ноги левой стороны переступают последовательно, в такт каждая, через соответствующую ногу правой стороны и становятся на землю в тот момент, когда соответствующая правая поднялась от земли; очевидно, что столкнуться они не могут.

До сих пор я употреблял только выражения «шаг», «шаги в сторону», но еще не говорил о ходе в два следа.

При движениях в два следа лошадь должна держаться в высшей степени верно, то есть чтобы, подаваясь в сторону, перед и зад ее шли по двум параллельным линиям, причем перед должен идти впереди зада. Шея и голова должны быть правильно подняты и немного сдавать в сторону движения. Лошадь должна идти в поводу, в равновесии. Аллюр, кото­рым идет лошадь, должен выдерживать такт. При работе в два следа лошадь старается употреблять разные уловки, что­бы отделаться от сбора. Остановлюсь на некоторых из них.

Лошадь не уступала направляющему (наружному) шенке­лю и вдруг начинает ни с того ни с сего не только уступать ему, но даже убегать от него, то есть, принимая по барьеру, положим, слева направо, ложится (не уступает) на левый, направляющий шенкель. Она получает шпору и принужде­на уступить, но зато начинает задерживаться и не идти на повод. Приходится нажать правый внутренний шенкель. Воспользоваться шпорой как быстрым указателем нельзя, чтобы не свернуть зада лошади влево. Лошадь, сообразив это, начинает валиться на правый, внутренний шенкель. Вести ее при таком условии в поводу в такт делается невоз­можным. Приходится применить правило: беспорядком в приемах всадника восстанавливать порядок в движениях лошади, и хотя, как сказано выше, и не следовало бы, но в данном случае необходимо сильно ударить внутренней шпо­рой. Если лошадь от одного удара не исправится, то давать ей эту шпору каждый раз, когда он станет ложиться на внут­ренний шенкель, и давать до тех пор, пока она от этого не отстанет. Это единственный способ бесспорно установить преобладание воли наездника над лошадью, доказав ей, что воли этой ей не побороть. Неумелые, робкие ездоки этого способа не одобряют.

Эти движения, будучи одними из самых трудных упраж­нений, требуют очень много времени для того, чтобы вы­учить им лошадь, и начинать их должно только тогда, когда она совершенно утвердилась во всех предшествующих уп­ражнениях, усвоила вполне приемы бокового, прямого и перекрестного воздействий. Если начать эти движения не­своевременно, то можно вызвать лошадь на отказы и сопро­тивления.

Никогда не может выйти хорошей манежной лошади из такой, которую работали одними боковыми воздействиями, — и она сама и ее работа будут в разладе. Такая ло­шадь при исполнении боковых движений будет держать голову в сторону, обратную движению. Сбора потребовать от лошади нечем, так как воздействия на другой бок ло­шадь не понимает.

Всегда следует вести лошадь в шенкелях и в поводу, при­чем оттенять действие одного и другого противоположных помощников.

При дальнейшей выездке будет необходимо применять приемы перекрестного воздействия шенкелей и поводьев; а так как при обучении лошади движению в два следа к ним постоянно приходится прибегать, то работа эта имеет громадное значение для будущего. Ввиду этого я так долго и останавливаюсь на ее исследовании.

Движения в два следа исполняются не только на собран­ном шагу, но и на рыси, даже и на резвой. Очевидно, чем живее аллюр, тем труднее своевременно применять воздей­ствие шенкелей и поводьев. Вести лошадь нужно очень вер­но, так как каждый раз, когда всаднику приходится исправ­лять положение ее зада и ставить его на место, а в то же время и вести лошадь в сборе, он задерживает посыл, а по­сыл должен быть все время очень энергичен. Каждая ло­шадь, усвоив движение в два следа, обычно злоупотребляет им. Идя полувольтом или на перемене руки в два следа, она всегда старается бочить; этой уловкой лошадь, ставя вбок задние конечности, вместо того чтобы подводить их под центр тяжести, отделывается от сбора. Выход и в этом слу­чае опять в шенкелях. Когда лошадь совершенно выезжена и на всех манежных мотивах ей приходится идти в сборе, она перестает увертываться. Перед и зад лошади нужно вес­ти твердо и верно, каждый по своему следу, для чего дей­ствие шенкелей, посылающих вперед, надо так тонко согла­совать с действиями поводьев, направляющих в сторону, чтобы ничего не отнимать у посыла. Тонкость в этом согла­совании вполне возможна и вытекает из самой сущности каждого из этих помощников: энергия — шенкель, направ­ление — легкая рука.

При движении в два следа очень трудно, во-первых, согла­совать совместное воздействие энергии шенкелей с тонко­стью поводьев, во-вторых, вести лошадь так верно, чтобы ось поступательного движения шла между ее ушей. Кроме того, на этих движениях всаднику трудно и сидеть на лошади, и тем труднее, чем живее аллюр, то есть чем сильнее относит его в обратную направлению движения сторону. Внимание его должно быть постоянно возбуждено.

Пробный камень умелого посыла, с одной стороны, и чут­кость послушания лошади шенкелям и поводьям, с другой, заключаются в том, чтобы, исполняя боковые движения ры­сью, прибавлять рыси и не дать лошади сбиться в галоп.

Моя работа в два следа совсем не похожа на сонную ра­боту того же названия, которую приходится вообще видеть. Я требую от лошади энергичной смелой работы, и лошади мои так ее и исполняют. Смею думать, что все дело тут в моих шенкелях. При сонной работе лошадь только отчасти повинуется всаднику. При работе смелой и живой лошадь находится в постоянном повиновении у всадника. Она вся отдается ему, ничего не держит на уме про запас, а это са­мое главное.

На первой и второй фигурах рисунка 20 изображен чис­токровный Жерминаль (от Флавио и Паскали) во время ра­боты в два следа собранным шагом. На фигуре 1 он снят на ходу. На фигуре 2 он снят в момент, когда правая внутрен­няя нога забирает вперед. На первой фигуре посыл кажется меньше оттого, что снимок сделан справа, в момент упора направо, когда движение шло влево.

По этим снимкам можно составить понятие о том, како­вы должны быть движения ног на ходу в два следа.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал