![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава XVIII. Самый трудный и сложный аллюр — это галоп
ГАЛОП
Самый трудный и сложный аллюр — это галоп. Есть некоторые движения на галопе, исполнять которые отчетливо и так, как нужно, удается не многим наездникам. Начинаю я с лошадью галоп только тогда, когда на всех аллюрах она подчиняется мне не только физически, но и, так сказать, нравственно, когда она стала гибка, хороша в повод и легко уступает шенкелям. С галопом я не тороплюсь и жду до тех пор, пока поясница, бедра и скакательные суставы лошади не приобретут полной гибкости и упругости, пока лошадь не станет безошибочно понимать и подчиняться взаимодействию шенкелей и поводьев. Словом, до тех пор, пока я не уверен в том, что вполне могу располагать по усмотрению проявлениями силы, вызываемой этими воздействиями. Когда все эти условия налицо, я уверен, что сразу верно поставлю лошадь на такой галоп, какой захочу, а не на такой, какой захочет она. Если лошадь уступает шенкелям, то я могу с первого шага воспрепятствовать ей бочить — это очень важно. Ничего не может быть хуже этой привычки лошади, а приобретение привычки легче предупредить, чем впоследствии ее исправлять. Легче сразу поставить лошадь на верный галоп по прямой, чем потом, когда лошадь привыкла заносить в сторону бедра, выправлять ее. Большая часть новичков-берейторов, поднимая лошадь в галоп, ставят ее слишком боком. Положим, берейтор идет направо и хочет поднять галопом с правой ноги. Чем более ему не удается подъем, тем более подает он руки влево, так что лошадь наконец становится плечами наружу. Если лошадь не умеет принимать галопом, а нужно ее еще утверждать на галоп по прямой, то, поставив ее в сказанное положение, нельзя развить посыла, а следовательно, невозможно и поднять в галоп. Когда нужно поднять лошадь в галоп справа, надо руки поднять влево настолько, чтобы, задержав левое плечо, освободить правое. Если лошадь стала боком, отнюдь не следует продолжать поднимать ее, но надо ее выправить и начинать снова поднимать наружу по прямой. Недостаточно верно поднять лошадь, надо ее верно и повести. Когда лошадь идет галопом на наружной ноге, то очень часто, поднимая ее или поддерживая на ходу, слишком сильно ставят ее плечами наружу, — отчего она, конечно, бочит, — то есть ставят ее в такое положение, в котором она должна быть при движении в два следа. Если долго упражнять лошадь в таком неправильном положении, то, когда придется идти галопом в два следа, она не будет в состоянии исполнить это. Основанием галопа должен быть галоп по прямой. Корпус на галопе всадник должен держать прямо. Если всадник гнется, то его бросает вперед. Если он отваливается назад, то поясница его будет выгибаться и сидеть он будет натянуто. Лошадь идет галопом справа и слева. На галопе справа ноги правой стороны лошади идут впереди и первые становятся на землю. При галопе слева лошадь ступает наоборот. Поднимая лошадь в галоп в первый раз, надо поднимать ее в галоп с правой ноги. При выездке принято всякое новое движение начинать направо. В поле, на охоте лошадь ведут большей частью галопом справа, особенно амазонки, — лучше поэтому начинать его правой ногой и в манеже. Желая поднять лошадь в галоп, надо ее сначала поставить. Положим, нужно поднять лошадь с правой ноги. Оживив шенкеля, обе руки надо подать немного влево, отчего правые поводья станут немного туже левых; левое плечо задержится, но голова останется и должна оставаться прямо, и только конец храпа едва стоит вправо. Какому бы аллюру ни учил я лошадь, я начинаю всегда трензелями. Лошадь поставлена, но надо ее оживить. Для этого туже беру шенкеля, чем подвожу зад под центр тяжести, и еще сильнее налегаю левым шенкелем (левый шенкель будет закинут немного более назад по сравнению с положением правого). Левым шенкелем всадник как бы бросает массу на свой правый шенкель, этот шенкель отдает ее ему на руку. Приемистая лошадь от шенкелей тотчас пойдет на повод. В этот момент, пользуясь данным шенкелями посылом, я натягиваю поднятыми кистями рук поводья, чем и поднимаю лошадь в галоп, не допустив ее растянуться и пойти рысью. Вялую лошадь нужно жать шенкелями дольше, а в случае нужды надо обратиться к шпоре. Лошади, поставленной в описанное положение, не подняться в галоп справа трудно, но если она пойдет рысью или поднимется в галоп слева, то ее следует мгновенно остановить, снова поставить и проделывать все приемы до тех пор, пока она не поднимется верно. Если лошадь, поднявшись в галоп, положим, справа, закрестила, то есть передом пошла с правой ноги, а задом с левой, значит, ошибся зад, нужно пустить в ход левый шенкель. Новичок-берейтор может не дать себе отчета в ошибке лошади, почему советую ему, чтобы удостовериться, нагнуться и посмотреть на перед (от издателя: достаточно сесть глубже в седло, чтобы почувствовать неправильность движения зада), затем дать себе отчет шлюссом. Если он чувствует, что его смещают с одной стороны в другую, и при этом ощущает двойной протяжный толчок, то, значит, лошадь крестит задом. Если он уверился безошибочно в том, что крестит зад, он должен подогнать его немного вправо, для чего дать шпору, а чтобы зад опять не отошел влево — придерживать его левым шенкелем. Ничего не может быть хуже, как, не понимая, в чем дело, исправлять несуществующую ошибку. Когда лошадь сделала верно галопом два-три маха, я ласкаю ее, отпускаю поводья и даю ей пройтись свободно по манежу, чтобы сильнее врезалось в память. Затем повторяю три или четыре раза ту же репризу. Боше, по непонятному для меня заблуждению, советует применять боковое воздействие при подъеме в галоп. На странице 219 издания 1846 года он предлагает: для подъема в галоп справа поставить руки влево, то есть натянуть правый повод и дать правый же шенкель. Только ошибочной постановкой приема сгибания шеи, принятой Боше, я и могу себе объяснить эту несообразность. На самом деле спущенная и согнутая в холке по методе Боше шея и без того выгибает наружу левое плечо, а если при этом дать еще и левый шенкель, то лошадь должна будет еще более согнуться в ребрах, то есть встать кольцом, головой к хвосту. В данном случае правый шенкель, очевидно, восстанавливает до некоторой степени равновесие, нарушенное нелепым сгибанием шеи. Как согласить этот прием с основным правилом того же Боше, что на круговых движениях галопом надо усиливать наружный шенкель, то есть шенкель, обратный направлению кругового движения (издание 1846 г., с. 189)? При применении этого правила окажется, что для того, чтобы поднять в галоп справа, надо нажать правый шенкель, а чтобы направлять лошадь на том же галопе по кругу направо, надо нажимать ее левым шенкелем, то есть наружным. Что за противоречие! Ведь всякий знает, что в данном случае под нажатием левого шенкеля лошадь по кругу не пойдет, а переменит ногу. Поднимать лошадь в галоп слева надо теми же приемами, как и поднимать ее справа, но только в обратном варианте. До того времени, пока лошадь тотчас по указанию не поднимается и не держится верно и свободно на галопе справа, я не приступаю с ней к галопу слева. Сколько дней для этого требуется, сказать нельзя, так как иная лошадь трудно приступает к галопу с правой ноги и справляется с ним, а на галопе слева она может оказаться приемистой и ловкой. Между лошадьми, как и между людьми, бывают правши и левши. Думаю, что правшами лошади рождаются, так как житейская практика делала бы непременно всех лошадей левшами. Действительно: в поводу лошадь ведут слева, седлают и мундштучат ее слева, корм задают ей слева. Наконец, и сама лошадь, которая вообще очень любопытна, оглядываясь кругом, всегда поворачивает голову влево. Узнать, какая сторона лошади более развита, можно только во время выездки, а по складу ее определить этого нельзя. Я встречал столько же лошадей, более развитых направо, как и налево. Арабские лошади все левши и никогда не поворачивают направо, но в этом случае тут дело исключительно привычки. Если вы очутитесь с правой стороны араба, он вас не может достать, а чтобы подъехать к вам, он должен сдать налево назад. Очевидно, что лошадь-левшу нужно работать сгибаниями, боковыми движениями, на вольтах, галопом и вообще во всех упражнениях больше на правую сторону и поступать обратно, если лошадь — правша. Когда лошадь поднимается в галоп и с правой и с левой ноги, на первых порах я упражняю ее только по прямой. На каждой новой репризе я все более и более требую, чтобы лошадь одинаково легко и верно поднималась в галоп с каждой ноги и одинаково верно на каждой же ноге держалась бы по прямой, а когда этого достигну, то ставлю ее и в по-вод. Конечно, если предшествующими упражнениями на других аллюрах у лошади рот не развит и остался грубым и нечувствительным, то на галопе она повода не возьмет. Думаю, что определить воздействие шенкелей и поводьев при подъеме лошади в галоп можно вернее всего следующим образом: рука мягко сдерживает лошадь, а шенкеля энергично гонят ее вперед, то есть рука ведет в шаг, а шенкеля посылают в галоп. Лошадь находится между двумя противоположными воздействиями, но так как посыл перевешивает задержку, то лошадь должна подняться вверх и пойти в галоп. Лошадь идет галопом правильно тогда, когда она без усилий, легко и медленно подается вперед, а главное, не старается отделаться от повода. Почти все авторы советуют, когда лошадь затянет на галопе, остановить ее и осадить, но, по-моему, это совершенно неосновательно. Лошадь затягивают тогда, когда ее скакательные суставы отстают; осаживая, вы их подадите еще более назад, то есть делаете обратное тому, чего желаете. Я же применяю и советую следующие приемы: сначала остановить ее в сильных шенкелях, затем, принимая и сдавая шенкелями и поводьями (prendre et reprendre), отрабатывать повод, потом подать вперед и на ходу вперед ставить ее в повод, то есть, сильно собрав, подогнать задние конечности под центр тяжести. По мере подвода зада под лошадь перед будет становиться легче. Хорошо в таком случае на заду повернуть несколько раз лошадь в полуоборот на обе стороны, но это можно делать только в таком случае, если у ездока чувство лошади развито настолько, что он может бедра лошади держать под центром и всю лошадь в поводу. Всадник может убедиться в том, идет ли лошадь с правой ноги галопом, по следующим признакам: во-первых, на галопе справа правое плечо, а особенно передняя нога лошади будут впереди левых плеча и ноги. Всадник это может увидеть, наклонившись вперед (от издателя: достаточно вскинуть глазом на плечи, отнюдь не наклоняя корпуса). Во-вторых, лошадь всегда немного несет зад в сторону галопа. Наконец, на галопе справа правая нога всадника всегда более двигается вперед и назад, чем левая, почему и труднее держать плотно правое колено. Наибольшее напряжение посыла на галопе справа получается в момент раздачи правого скакательного сустава, от толчка которого сдвигается вперед находящееся под ним правое колено. Напряжение левого скакательного сустава, более удаленного от левого колена всадника, очевидно, действует на него слабее. Проследив несколько раз за движениями лошади и самого себя на галопе, можно с закрытыми глазами безошибочно узнать, на какой ноге она идет. Прежде чем идти далее, остановимся на исследовании темпов, на которые галоп разлагается (необходимо для изучения перемены ноги). Лошадь, выезженная для манежной езды, прогулки и полевой езды, должна ходить галопом в три совершенно раздельных в каждом махе темпа. (Растяжной и скаковой галоп идут в четыре темпа. В четыре же темпа идет и собранный галоп.) Рассмотрим галоп справа. Первый темп — упор на левую заднюю ногу. Второй темп — левая диагональ, то есть правая задняя и левая передняя ноги одновременно становятся на землю. Третий темп — правая передняя нога становится на землю. Рассмотрим, какие указания шенкелей и поводьев должны производить воздействие во время целого взмаха. Первый темп. Плотно держать левый шенкель. В этот, и только в один этот момент вся лошадь держится на одной задней ноге. Второй темп. Левая диагональ. Оба шенкеля равномерно подают лошадь на повод. Третий темп. Правая передняя нога лошади опустилась. Всадник мягко принимает лошадь на повод, во-первых, для того, чтобы поддержать ее, во-вторых, чтобы докончить постановку ее в повод, начало чему дано шенкелями на втором темпе. Объясним воздействие каждого помощника в каждом из трех темпов маха. Первый темп — плотно держать левый шенкель. Лошадь хотя и не высоко поднялась и стоит в наклонном положении вперед, но тем не менее всей своей тяжестью держится на одной левой задней ноге, то есть вес лошади и всадника целиком сдан на эту ногу. Очевидно, что с этой стороны надо поддержать, иначе под двойной тяжестью зад не выдержит и подастся влево. Второй темп — оба шенкеля подают лошадь на повод. Это единственный момент на галопе, когда лошадь опирается на две ноги. Сейчас последует посыл, и шенкеля, пользуясь этим, должны подать лошадь на повод, который будет взят ею совершенно в следующий темп. Третий темп — всадник принимает лошадь на повод. Во втором темпе правый скакательный сустав, подведенный шенкелями под центр тяжести, дал полный посыл; рука приняла этот посыл, и лошадь собралась. На третьем темпе лошадь упирается на одну правую переднюю ногу. На этом темпе лошадь и делает большей частью ошибки, а иной раз без поддержки может и упасть. Рука является поддержкой. Я указал только на ясно определенное воздействие шенкелей и поводьев, но, конечно, каждый из них должен находиться в полной гармонии и взаимодействии один с другим. При исследовании маха галопа по темпам может показаться, да многие авторы так и утверждают, что на галопе справа из всех ног лошади устает больше всего левая задняя. Я думаю, что такое мнение ошибочно. Под центр тяжести подходит, то есть подпирает всю массу и сообщает ей мах, правый скакательный сустав. Левый скакательный сустав представляет в этот момент конец рычага и стоит за центром тяжести назад, почему для новой раздачи находится в менее удобном положении, чем правый, уже сократившийся для раздачи. Так как правый скакательный сустав для этой цели стоит в лучших условиях, то он и развивает большее напряжение для полного разжатия своих разгибающих сухожилий, отчего, конечно, и утомляется больше. Присмотревшись, можно заметить, что правый скакательный сустав и правая бабка гнутся больше, чем левые, и что разжатие их идет снизу вверх. У лошадей, ходящих под дамами, то есть тех, которые идут всегда галопом справа (при галопе слева расстраивается посадка, почему дамы и не любят галопа слева), правый скакательный сустав разрушается скорее. Лошадь с курбой или шпатом на правом скакательном суставе на галопе справа скоро разлаживается и не поспевает задом, так как требуемое усилие причиняет ей боль. Поставьте ту же лошадь на левую ногу, и она не будет крестить, а будет идти верно. Итак, на галопе справа работает более правый скакательный сустав, а на галопе слева — левый. На галопе всадник должен вести лошадь в шенкелях довольно туго; шенкеля оживляют работу скакательного сустава, подходящего под центр тяжести, посылают лошадь вперед и не дают ей задерживаться на втором темпе дольше, чем на первом и третьем. Без шенкелей второй темп был бы продолжительнее и тупее других.
|