Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гладкие скачки
Не раз приходилось мне говорить о том, что всякий всадник — любитель ли, наездник, берейтор или жокей — должен точно знать, что он может требовать от лошади. Обыкновенно полагают, что на скачках этого не нужно, и весьма ошибаются. И для скачек, как и для всякого вида езды, это правило остается незыблемым, и победа дается тому, кто умеет применить его к делу. Если на скачке идут лошади одного уровня по силе и резвости и между ними нет выдающегося скакуна, то победит тот жокей, который знает предельную скорость своей лошади (ее максимум) и правильно располагает ее ходом. Вести лошадь надо в таком поводу, чтобы давать ей только необходимую поддержку, и тем ходом, которым она скакала в последнем периоде тренировки. Максимум лошади, то есть высшее напряжение ее резвости, надо приберегать к концу скачки. При соблюдении этих условий лошадь сохранит дыхание в продолжение скачки и будет в состоянии, подходя к столбу, легко дать последний рывок, от которого и зависит успех. В подтверждение этой истины приведу случай с Артидюком, бывший несколько лет тому назад и памятный многим. Артидюк три скачки подряд брал с места и вел скачку ровным ходом, но таким, что ни одна из скакавших с ним лошадей не могла к нему подой-ти. На Дерби в Шантильи голову скачки взял Фра-Диаво-ло, и Артидкж с места вступил с ним в борьбу. Не было еще пройдено и четверти круга, а резавшиеся Артидюк и Фра-Диаволо шли уже в максимуме. Скакавший с ними Литл-Дюк шел сзади. Три четверти круга жокей вел его таким ходом, которым он скакал на тренировке, не обращал внимания на происходившую борьбу и берег силы своей лошади для конца скачки. Подходя к столбу, он вызвал Литл-Дюка на предельную скорость, обошел обоих выдохшихся соперников и выиграл легко. Жокей Литл-Дюка применил на практике правило, о котором я говорил, сумел сохранить грушу на случай жажды, то есть запас силы и энергии лошади до прихода к столбу. Жокею, который ведет скачку, очень трудно и вести скачку, и отдавать себе отчет в том, что его лошадь идет тем ходом, который ей по силам, и, не уступая места, вести ее на этом ходу. Если он перейдет предел, то его лошадь выдохнется и не будет в состоянии дать последний рывок. Если он будет сдерживать, то поводьями он будет давить на поясницу и скакательные суставы, следовательно, будет утомлять их, а на скачке этими-то суставами лошадь и берет, напрягая их вовсю, в последние моменты борьбы. Если присмотреться к езде выдающихся жокеев, то увидишь, что все они обыкновенно выигрывают у самого столба, то есть выходит, что жокей знает предельную скорость своей лошади и соответственно ей ведет скачку. Он имеет возможность судить о том, в состоянии ли его соперники выдержать ход, который они взяли со старта, в состоянии ли его лошадь прибавить скорости. В Шантильи мне пришлось видеть, как жокей Уатс очень ловко и с таким же успехом, как жокей Литл-Дюка, применил к делу это правило. Было это на скачке с тяжелым весом. Лошади несли восемьдесят килограммов. Из скакавших лошадей больше всех подходила для тяжелого веса всеобщая фаворитка Аталанта. Уатс ехал на Луи д'Ор. Со старта он повел его нормальным ходом и не гнался за другими. Первое время он шел на двести метров позади, но все-таки хода не прибавлял. Когда другие лошади стали выдыхаться и замедлять ход, Уатс, сохранивший запас сил Луи д'Ора, выдвинул его и, не доходя нескольких метров до столба, побил Аталанту. Уатс тоже победил благодаря тому, что верно оценил настоящий ход своей лошади и ее силы. Еще один пример умелой езды показал Ф. Арчер на Парадоксе на Grands prix de Paris. Арчер ни на одно мгновение не изменил своему обычному хладнокровию, таланту и тонкой езде. Пошел он со старта в хвосте, а затем, поравнявшись со своим единственным соперником Reluisant, недавним победителем Дерби в Шантильи, пошел с ним рядом. Когда Reluisant прибавил хода и пошел в своем максимуме, Арчер прибавил хода и Парадоксу, и хотя и мог обойти соперника, но все-таки продолжал идти с ним рядом для того, чтобы узнать наверно, что он может еще дать. Только у самого столба он выдвинул Парадокса и выиграл на одну голову. Но успехи Арчера еще не дают полного понятия о его чудной езде. Что главным образом делало из него великого мастера своего дела, так это его манера сидеть в седле, манера, которую он не изменял от начала и до конца своей скачки. Сидел он в седле по отвесу, на длинных стременах и так глубоко, что даже когда он поднимался на стременах, то и тогда не было видно просвета между ним и седлом. Посадка его составляла полный контраст со смешной посадкой большинства жокеев, которые в утрировке доходят до того, что между их ягодицами и седлом можно поставить шляпу. Последнее время жокеи хотя по-прежнему ездят плохо, но перестали сидеть, как говорилось прежде, треугольником, то есть упираясь на поводья, седло и стремена. На ипподроме эту манеру оставили, но между любителями эта мода еще не брошена. Арчер сидел как берейтор, и, как берейтор, вел лошадь в шенкелях и поводьях. Арчера обвиняли, но совершенно неосновательно, что будто бы он на скачках на короткой дистанции срывал старт, то есть пускал свою лошадь раньше других. Обыкновенные жокеи в момент, когда стартер опускает флаг, отдают поводья, и лошади пускаются, как каждая из них может, а то и как захочет. Арчер не оставлял ничего случаю, а вел лошадь в своей власти, как берейтор. Подводя лошадь к старту, он всегда держал ее в шенкелях, и в момент сигнала сильным посылом их сразу ставил ее на полный ход. Выходило, что он шел уже полным ходом тогда, когда его противники еще разбирались местами. Из этих примеров видно, что все виды езды основаны на одних и тех же началах и что знание и искусство езды так же необходимы жокею, как и всякому ездоку. Искусство езды сводится к трем понятиям: здравому смыслу, умению владеть шенкелями и умению владеть поводьями.
|