Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Аналитический очерк.






Несколько веков назад термина «мелизматика» еще не существовало, еще несколькими веками раньше не существовало не только самого определения, таким приемом, как распевание одного слога на несколько звуков, просто не пользовались. В современном же вокальном искусстве (в частности, эстрадном), почти не встречается произведений, которые были бы исполнены без использования хотя бы нескольких простых мелизмов. Можно даже сказать, что в настоящее время вокальная мелизматика находится на самой высокой ступени развития за всю историю своего существования. Поэтому справедливо будет начать более детальный анализ мелизмов на примере современной джазовой и соул[14] музыки, представителями которой являются такие вокалистки, как Марайя Кэри, Кристина Агилера, Уитни Хьюстон. Произведения именно этих исполнительниц мы подробно рассмотрим и проанализируем мелизматику, характерную для исполнителей современной эстрадной музыки.

Каждая из названных вокалисток внесла огромный вклад в соул и популярную музыку, фактически создав свой уникальный стиль. Трудно спутать вокал Кэри, Хьюстон или Агилеры с другими исполнительницами. И дело здесь не только в тембральной окраске голоса, но и в неподражаемой манере исполнения, неповторимых вокальных приемах, которые используют эти певицы: например, фистульные[15] (так называемые, «свистковые») ноты Марайи Кэри, или по-роковому «расщепленные»[16] звуки Кристины Агилеры и, конечно же, интересующая нас мелизматика.

Итак, первым примером для анализа послужит песня Марайи Кэри «Vision Of Love»:

Мы видим, что нет практически ни одного такта, где не использовались бы мелизмы: Марайя украшает мелкой мелизматикой все длинные звуки, поэтому в песне преобладают восьмые и шестнадцатые ноты. Благодаря обилию мелких по длительности нот, мелодия приобретает причудливый и интересный облик вьющейся ленты или струящегося ручья, прерывающегося лишь в нескольких местах – паузы.

Очень часто использует Кэри двойные форшлаги, морденты, группировки нот (например, «две шестнадцатых – восьмая») и триоли, то есть практически все известные нам виды мелизмов.

Виртуозная техника владения голосом также позволяет ей использовать такие мелкие мелизматические приемы, как шестнадцатые квинтоли (во вступлении). Благодаря всем вышеперечисленным мелизмам, интересный и сложный ритмический рисунок песни кажется еще более необычным и неповторимым.

Обратим внимание также и на мелодическое значение мелизматики в данном примере. Песня «Vision Of Love» написана в тональности до мажор, знаков при ключе нет. Однако они часто появляются в мелодии, и, в частности, в мелизмах. Например, в 6-м такте вторым звуком в морденте является пониженная седьмая ступень, что подчеркивает малую септиму в гармонии С9.

Но есть в мелизматике и альтерированные звуки, которые не повторяются в звуках аккорда в гармонии. Например, во вступлении, когда на аккорд до мажора в мелодии поется пониженные третья и седьмая ступени;

или в 21-м такте: на тонический до мажорный аккорд Кэри поет минорную терцию.

Почти вся подобная альтерация заимствована из блюзового лада[17]. А стиль блюз[18], как мы знаем, является одним из «родителей» соул-музыки.

Теперь рассмотрим и попытаемся сравнить с первым примером песню «Beautiful» в исполнении Кристины Агилеры.

Сразу же видно, что, в отличие, от Марайи, Кристина не использует такого количества мелизмов в своем исполнении. Многие достаточно длинные звуки остаются ровными, украшаются же, в основном, целые по длительности ноты в конце фраз.

Агилера поет:

вместо половинной ноты с точкой:

Отличается также и ритмическая составляющая мелизматики. Если у Кэри преобладают мелкие, чаще одинаковые по длительности, последовательности, то мелизмы Агилеры ритмически неровные, со смешанными длительностями нот.

Так же, как и в первом примере, мы сталкиваемся с использованием нот блюзового лада – низких третьей и седьмой ступеней. Кроме того, в одинаковых гармонических ситуациях, певица использует одни и те же мелодические приемы, видоизменяя их ритмически.

24-й такт:

29-й такт:

Некоторые различия в мелизматике двух певиц обусловлены не только их личными предпочтениями, диапазоном и физиологическими данными, но и склонностью к разным музыкальным стилям. Так, стиль исполнения Марайи Кэри можно назвать схожим со стилем музыки госпел[19], которую отличает большое эмоциональное начало (отсюда и более сильная насыщенность пения, элементы свинговой триольности, более частое употребление мелизмов), для Кристины Агилеры же характерны приемы стиля R& B[20], а именно длительное, постепенное развитие в ходе композиции, не такое частое использование мелизмов (причем, в начале композиции слоги распеваются на более закрытые гласные «и», а даже не согласные «м», и только в кульминации звучат открытые мелизмы на звук «йе»).

Еще одна замечательная исполнительница соул и R& N музыки – Уитни Хьюстон. Все исполняемые ею композиции насыщены стильными вокальными приемами и потрясающей мелизматикой. И это неудивительно, т.к. с самого раннего детства она росла на музыке госпел и ритм-н-блюз: ее мать работала бэк-вокалисткой в группах ритм-н-блюза, а сама Уитни была постоянной участницей детского церковного хора. Такое музыкальное воспитание в сочетании с колоссальным природным талантом, великолепным диапазоном, невероятным по красоте тембром, искренней эмоциональностью и женским и человеческим обаянием явило миру неповторимую и восхитительную певицу, которая более 30 лет радовала и удивляла весь мир своим творчеством.

Одним из самых известных хитов Уитни Хьюстон, без сомнения, является ее песня «I Will Always Love You». Кроме того, она являет собой прекрасный пример с точки зрения мелизматики интересующего нас стиля соул-музыки.

Если сравнить нотный текст песни «I Will Always Love You» и двух ранее проанализированных песен, мы увидим, что Уитни Хьюстон умело соединяет стили эмоционального госпел-пения и более спокойного ритмичного R& B.

Говоря о мелизматике, использованной Хьюстон, можно отметить, что в данной песне встречаются почти все известные нам виды мелизмов, в том числе большое количество мелких мелизмов: тридцать вторые ноты, шестнадцатые и восьмые триоли, группировки нот, трели.

- 3-й такт;

- 9-й такт;

- 53-й такт.

Такое количество мелких по длительности нот неслучайно. Как уже говорилось ранее, творчество Уитни Хьюстон тесно связано с музыкой госпел. А в основе такой музыки, как мы знаем, лежит религиозный сюжет, что делает ее очень сокровенной и эмоциональной. Именно сильная эмоциональная составляющая и рождает большое количество мелких нот, часто движущихся по одному и тому же звукоряду (VI -V- III- II- I ступени).

или

- тональность Си-мажор, ступени III-II-I-VI-V.

Любопытно, что основным ладом песни является мажор, ступени блюзового лада не используются, как в композициях Кэри и Агилеры, поэтому, несмотря на лирический, в чем-то печальный текст, песня остается светлой.

В песне «I Will Always Love You» три куплета, однако они не являются похожими друг на друга, прежде всего благодаря умелому использованию мелизматики в каждом куплете. Причем, изменению подвергается всё: направление мелодии, ширина фраз, ритм и даже лад, когда диатоника заменяется пентатоникой. К третьему куплету мелизматика становится все более насыщенной, помогая подчеркнуть кульминационный момент в развитии композиции – модуляцию в последнем припеве на тон:

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал