Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Выпускная квалификационная (дипломная) работаСтр 1 из 6Следующая ⇒
Выпускная квалификационная (дипломная) работа Научный руководитель: Доктор искусствоведения, профессор Григорий Рафаэльевич Консон; Преподаватель Антон Владимирович Котиков
Москва ПЛАН ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЫКАНТА ………………..…………………………………………..………6 ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ НОВОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖОНА КОЛТРЕЙНА ……………………………………..………………..…12 ГЛАВА III. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ …...…..…………………………..25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………….……………………………….…….…………….….35 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………….……………….…………...37 ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………….……….…...39 РЕЦЕНЗИЯ ……………………………………………………………………….45 ВВЕДЕНИЕ Интеллектуальная способность джаза, способность этой музыки раскрыть скрытые грани человеческой души, удивляли людей и в XX веке, поражают современные умы и до сих пор. И по сей день гиганты ментальной музыки будоражат умы слушателей. Но, как и у алмаза существует множество граней, так и у этого авангардного течения народной музыки Америки существуют разные грани соприкосновения с сердцем слушателей. Одни любят джаз за его лиричность баллад, другим нравится нагрузка на разум различных смесей секвенций — пентатоник, и в этом они усматривают красоту, анализируя мышление исполнителей-профессионалов, третьим по вкусу драйв страстей, конвульсивный “бибоп” середины 40х, четвертых привлекает возможность нахождения своего смысла жизни в джазовом экзистенциализме, а иных манит что-то непонятное, загадочное, можно сказать мистическое в джазовой культуре — отход от традиционного музыкального мышления, уводящий разум за пределы понимания в области веры. Например, та красота, запрятанная в метрических модуляциях в произведении «A love Supreme» [1]. Назовем это духовностью в джазе, тот колосс оставленный гением Джона Колтрейна, или Мистерия Джона Колтрейна. В 1960 годах Америка вступала в эпоху, которой не было ранее в ее истории. Период самоотверженной борьбы и бесстыдного потакания своим желаниям, беспрецедентного прогресса в сфере гражданских прав и растущего раскола между расами. Джазовая музыка отразит все эти тенденции, но при этом она превратится в Вавилонскую башню, только разделенную на враждующие друг с другом отсеки: “диксиленд”, “свинг”, “боп”, “кул”, “хард-боп”, “модальный джаз”, “соул-джаз”, “прогрессив-джаз”, “фри-джаз”, “авангард”. Дюк Эллингтон некогда сказал: «Не понимаю, как все эти крайности могу уживаться под одним названием — “джаз”?» Вопрос о том, что является джазом, а что нет, встал теперь острее, чем когда-либо. Он разделял слушателей, разделял музыкантов, разделял поколения. Не секрет, что в XX веке в Американском обществе существовал раскол, основанный на расовой ненависти. Так, однажды к МайлсуДевису, коллеге Колтрейна, который, по мнению музыкального критика Михаила Сапожникова, вытащил его на звездный уровень из относительной неизвестности, подошел полицейский и попросил убраться вон с тротуара только потому, что у него черный цвет кожи. Все происходило рядом с джазовым клубом «Бёрдленд», и трубач отказался выполнить приказ стража порядка, сказав, что здесь его место работы. В итоге Майлсу нанесли жестокие побои, увидеть которые можно на фотографиях, запечатлевших результаты этого злодеяния. В свое время маэстро духовых изобретений Адольф Сакс изобрел инструмент, задуманный им, как промежуточное звено тембровых красок в духовом оркестре. Дело в том, что раньше на фоне грозного звучания медных труб и деревянных инструментов не хватало некоего инструмента, который интонационно уравновешивал бы их звучание, находясь на промежуточной нише не заглушал бы своим звуком слабых, и в то же время играл наравне с сильными. Маэстро намеревался дать название своему детищу «мундштучный офиклеид», но со временем этот инструмент получил в дар фамилию своего изобретателя, который положил начало целому семейству саксофонов. «Саксофон — это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком», — так французский композитор Гектор Берлиоз охарактеризовал изобретение своего бельгийского приятеля и, будучи под впечатлением от его изобретения, написал первое сочинение для саксофона — «Хорал для голоса и шести духовых инструментов». В конце XIX века интерес к саксофону в Европе постепенно падает, зато с новой силой он вспыхивает за океаном, в Америке. Там появляется и развивается совершенно новый музыкальный стиль — джаз, и саксофон в нем начинает играть главную роль[2]. В XIV–XVI веках религиозные действа по преимуществу Католической Европы перекочевали из церковного Богослужения на площади, а позже и театры городов, при посредстве различных трупп мастеровых и ремесленников. В этих представлениях главными героями были Библейские персонажи. Свои темы они посвящали Богу, и первоначально тематика затрагивала только лишь церковный характер. Уже позже под влиянием «духа времени» сами сюжеты стали изменяться в сторону бытовой тематики. Естественно, что параллельно с театрами в этом русле развивалась и музыка. В ту пору один из Европейских городов с радостным волнением следил, как на площади воздвигались декорации. Их начинали строить задолго до того праздничного дня или ярмарки, когда было назначено представление. Во время праздников на площади собирается шумная толпа: рядом с тяжелым бархатом богатых горожан — простая одежда поселян, жителей окрестных деревень, тоже пришедших в город посмотреть на праздник; кое-где сверкают рыцарские доспехи. Взгляды всех собравшихся людей прикованы уже не к церкви, не к паперти, а к отдельным беседкам-павильонам, где и происходит зрелище. Порой оно выносится на саму площадь, и тогда зрители становятся как бы участниками представления[3]. Итак, зрелище, да еще и на духовную тему было приятно публике, ведь каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросом, что будет потом, после этой недолговечной жизни, а поучаствовать в этом действии было тем более интересно … Кто же эти люди, которые играют роли в представлениях? Гистрионы, ваганты, странствующие актеры средневековья — все они были людьми, одновременно владеющими разными ремесленными профессиями. Лицедей и поэт, рассказчик и певец, танцор и дрессировщик зверей, циркач и музыкант-инструменталист — в то время все это совмещал один человек. В Германии таким человеком был шпильман (отнем. spielmann — играющий человек), во Франции — жонглер, в Англии — менестрель, в Италии и Испании — гальярд. В современном мире люди обычно выбирают одну профессию, одно ремесло. В нашем случае этим самым менестрелем будет Джон Колтрейн.Смотри изображение саксофониста в приложении на рисунке 1.
|