Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История творческого становления музыканта






Пару слов хочется сказать о том, кто же такой Джон Колтрейн, кто были его родители, и как он пришел к такому всемирному признанию. И каким образом можно понять, велик ли он? На мой взгляд, ответ на этот вопрос заключается в признании — признании среди музыкантов, среди критиков, среди общества. Например, Михаил Сапожников на презентации перевода книги Эшли Кана «Kind оf вlue» в своем выступлении 5 декабря 2010 года в магазине духовых инструментов Марьячи, среди бесчисленного множества джазовых музыкантов (и здесь необходимо заметить, что не только саксофонистов), выделил в пятерку самых влиятельных джазменов именно «Трейна» (одно из прозвищ Колтрейна), а по версии журнала «Digital dream door» среди 100 величайших саксофонистов Джон Колтрейн занимает второе место, после всемирно известного гения альт-саксофона Чарли Паркера.

Михаил Сапожников: «Было много замечательных музыкантов, но если, так сказать сузить круг, то я бы лично выделил вот каких музыкантов, которые сыграли определяющую роль в развитии современного джаза. Это, в хронологическом порядке, прежде всего: гениальный Чарли Паркер, который просто гений от Бога… Майлс Девис, Джон Колтрейн, Орнет Коулмен, Телониус Монк. Вот эту пятерку я бы выделил»[4].

Хотя эта история и трудно поддается положительной оценке, но все же, для понимания масштаба личности этого музыканта мне бы хотелось привести этот небольшой отрывок, который рассказывал один из Нью-Орлеанских пианистов Мак Рибеннек. Так вот, он говаривал: «Особенно я запомнил одного типа — Джими Вилсона. Всю свою жизнь он провел, изучая технику Чарли Паркера. В тот день, когда он услышал Колтрейна, он покончил с собой. Его тело нашли плавающим в бассейне с саксофоном, зажатым в мертвых руках»[5].

В то же время, по мнению многих критиков, Сонни Роллинза необходимо признать продолжателем дела Чарли Паркера, соответственно вторым из гениальных саксофонистов, которых знала джазовая история. Они считают его наиболее заметным и влиятельным джазовым саксофонистом. В отличие от Джона Колтрейна Сонни до сих пор жив. Будучи коренным жителем Нью-Йорка он вырос там, где родился «бибоп». По словам Майлза Девиса, произошло это в клубе «Бёрдленд». Он вырос на Манхетовском вест сайде по соседству с Бадом Пауэллом, Телониусом Монком и великим Коулменом Хокинсом, у которого он взял за основу агрессивную манеру извлечения звука.

Бренфорд Марсалис говорит, что в то время для большинства музыкантов необходимо было многие часы потратить на практику репетиции соло, а затем выйдя на сцену играть железно заученные соло, но Сонни Роллинз был в этом плане уникум, потому как выходя на сцену он импровизировал новые соло вновь и вновь, как-будто все это родилось только что в его голове[6].

Для меня оба музыканта — величайшие тенор-саксофонисты, воспринимая и анализируя творчество которых можно и нужно учиться джазовому мышлению и импровизации, а спорить об их величии можно, но не нужно. Дело в том, что в 50х годах они были конкурентами, и Майлз Девис в своей книге «Автобиография» повествует, что Сонни раньше добился славы, и «Трейн» был в его тени, но именно он, рассмотрев талант этого музыканта, вывел в свет новую звезду, дав ему «зеленый свет» на джазовой дороге Нью-Йорка. Позже он затмил своего соперника на музыкальном олимпе. Предлагаю придерживаться этой линии рассуждения. Об этом же говорит Михаил Сапожников, добавляя, что это свершилось после записи альбома «Kind оf вlue», но об этом чуть позже. Сейчас все же предлагаю обратиться к краткой биографии Колтрейна.

Джон Уильям Колтрейн родился 23 сентября 1926 года в небольшом городке Гамлет в штате Северная Каролина.

С 13 лет он играл в оркестрах. Тенор саксофон не единственный им освоенный инструмент. Помимо него Колтрейн играл на альтгорне, кларнете, а в расцвет своего творчества использовал для своих импровизаций сопрано-саксофон.

В 1943 году Джон начал обучение на альт саксофоне в «Ornestein School of Music». Это была частная консерватория.

В 1945-46 гг. будущий саксофонист нес службу в армии на Гаваях во флоте соединенных штатов Америки. Там он освоил новый инструмент — кларнет, играя в военно-морском оркестре.

После отданного долга Американской родине, в 1947-48 годах Колтрейн работал в ритм – энд - блюзовой группе Эдди Винсона в Филадельфии. Там он перешел на тенор-саксофон.

В 1949-51 гг. саксофонист играл в ансамбле Диззи Гиллеспи. Параллельно с тенором он играл на альтовом и теноровом саксофонах в биг-бэнде и ансамблях известного трубача. В те трудные времена оркестр был сокращен до ансамбля, но Диззи оставил в нем Колтрейна.

В 1951 году его Мама купила Дом в Филадельфии, куда он и переехал. Саксофонист начал обучение в частной консерватории — «Grand School of Music».

В 1952г. он начал работать в оркестре Эрла Бостика, в котором он играл на альт-саксофоне до 1953 г.

Затем, в 1953-54гг. Джон переходит в оркестр Джонни Ходжеса.

В 1954-55гг. «Трейн» жил в Филадельфии и регулярно приезжал в Нью-Йорк, чтобы выступать в клубе «Birdland».

Вскоре, в 1955г., он вновь начинает играть в новом бенде Джимми Смита.

В том же 1955ом в жизни Колтрейна происходит поворотный период. Он впервые записывается с Майлзом Дэвисом, после чего играет с его группой в течение 6 лет, и это полностью переворачивает отношение окружающего мира к нему. Дело в том, что до этого сотрудничества имя Джона знала малая прослойка общества. Даже если проследить по его дискографии, то того огромного количества пластинок им записано еще не было. Исключение составляет одна пластинка: John Coltrane, Dizzy Gillespie — Complete Recordings with Dizzy Gillespie (1949-1951гг.). До прихода в группу к Дэвису Колтрейн выступал в клубах и оркестрах, но массовой популярности у него еще не было. У его протеже, в то же время, известности было хоть отбавляй, и с приходом в бэнд Майлса критики, а главное продюсеры звукозаписывающих студий обратили на него внимание. В это время Джоном совместно с Майлсом Дэвисом записаны 5 пластинок:

1.The New Miles Davis Quintet (1956)

2. Round About Midnight (1956)

3. Cookin With Miles Davis Quintet (1957)

4. Relaxin' With Miles Davis Quintet (1957)

5. Workin' (1957), Miles Davis Plays Jazz Classics (1957).

Недолго Джон играл совместно с Телониусом Монком. Итог творческого союза вылился в пластинку Thelonius Monk With John Coltrane, 1957 года.

В 1958 году Джон возвращается к Майлсу Дэвису в его состав и участвует в записи нового стиля, основанного на модальном подходе к импровизации. Позже этот стиль назовут «модальным», или «ладовым джазом», а пластинки Milestones (1958) и Kind Of Blue (1959) войдут в золотую сокровищницу мирового музыкального наследия, причем о второй записи следует упомянуть особо. KindOfBlue многие музыкальные критики упоминают как самый успешный проект Майлса, и неспроста, ведь этот альбом вошел в историю, да еще как! Он был признан самой продаваемой джазовой записью всех времен, и 7 октября 2008 года альбом в четвертый раз получил сертификат платинового диска от Американской ассоциации звукозаписывающих компаний.[7] Влияние этого альбома распространялось на такие жанры, как джаз, рок и классическая музыка. Именно поэтому признание музыкальных критиков этого альбом, как наиболее влиятельного альбома всех времен было оправданным.В 2003 году диск занял 12-е место в списке «500 величайших альбомов всех времён», по версии журнала Rolling Stone.[8]

Итак, в наше время можно смело говорить уже о таких великих достижениях, но в ту пору все было еще как бы за завесой в неизвестности. В этот же период Колтрейн выпустил первые собственные успешные альбомы, положившие начало его собственной карьере:

1. Blue Train (1957)

2. Giant Steps (1959)

3. My Favorite Things (1960)

С наступлением 60-х годов Колтрейн постоянно занимает верхнюю строчку в анкетах популярности среди музыкальных исполнителей. В эти годы он, интересуясь африканским фольклором, организовал запись своего квинтета совместно с Эриком Долфи. Итогом сотрудничества явилась серия 2х пластинок:

– Africa/Brass (1961)

– OleColtrane (1961)

В 1965 году знаменитый квартет Колтрейна создает пластинку «A Love Supreme», считающуюся по праву вершиной исполнительского и композиторского успеха, которая стала своего рода гимном любви к Всевышнему. Смотри рисунок 2 в приложении, где Джон исполняет композицию с этого альбома.

В том же 1965 году Колтрейн создает свой новый ансамбль, в который вошли барабанщик Рашид Али и пианистка Элис МакЛеод, ставшая второй женой Колтрейна, известная позже как Элис Колтрейн.

Умер Джон очень быстро, незадолго до кончины узнав приблизительную дату своей смерти. Диагноз — рак печени. Произошло это 17 июля 1967 года.

С 1950-ых … появились новые имена: один из двух подлинных искателей пути (развития джаза), является Джон Колтрейн, саксофонист блеска и новизны, ранняя смерть которого в 1967 была печальным ударом, и ОрнеетКоулмен, который начал экспериментировать со свободным джазом также, как и Джо Харриот в Англии. Но поскольку 1960-ые прогрессировали, вкусы изменились, и предпочтение было отдано pop (музыке).[9]



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал