![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научно-методологические основания содержания раздела 4 страница
26. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: МГУ, 1981.
Раздел № 2. Тема № 8. «Психический познавательный процесс ″ Речь″» Речь в качестве психического познавательного процесса (ППП) использования человеком языка, языковых значений, в основном, для общения с другими людьми и с базовой целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта. Речь как сложившаяся в процессе материальной и преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, словами и знаками. Речь в качестве процессов порождения, передачи и восприятия людьми разнообразных сообщений с коммуникативными целями. Регуляция и контроль человеком с помощью речи собственной практической и психической деятельности. Концепция Л.С. Выготского о речи как о высшей психической функции. Детерминация речи другими психическими познавательными процессами, прежде всего, – мышлением. Концепция С.Л. Рубинштейна. Речь в качестве речевой деятельности (речевых действий). Концепция А.Н. Леонтьева. Базовые типы речи: речь активная и реактивная (речевые стереотипы); речь вербальная (словесная) и невербальная (рукописная, печатная, т.н. изобразительная). Основные формы речи: разговорная, логическая, художественная (поэтическая), устная, письменная. Фазы, этапы функционирования речи как психического познавательного процесса: 1) фаза ориентировки; 2) фаза планирования; 3) фаза реализации; 4) фаза контроля. Представленность в каждом данном конкретном речевом акте всех этих 4-х фаз психического познавательного функционирования речи. Концепции Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Место речи в системе высших психических функций человека – роль речи в сознании. Виды речи: внешняя речь, эгоцентрическая речь, внутренняя речь. Внутренняя речь как «сгусток смысла», – по выражению Л.С. Выготского. Развитие, формирование видов речи. Концепции Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. Полемика Ж. Пиаже и Л.С. Выготского по вопросам формирования и развития данных видов речи. Подвиды внутренней («мысленной») речи: 1) внутреннее проговаривание («речь про себя»); 2) собственно «речь внутренняя» (в узком содержательном смысле), выступающая в качестве средства вербального и вербально-логического мышления; 3) внутреннее (мысленное) программирование собственного поведения и деятельности в качестве психической познавательной взаимосвязи между речью, мышлением и памятью. Культурно-исторические информационные функции речи, как психического познавательного процесса, имеющего социальную значимость: сообщение, выражение, воздействие, мышление, общение, познание. Концепция Л.С. Выготского. Взаимосвязь речи с другими психическими познавательными процессами. Качественная взаимосвязь мышления и речи. Речь и язык. Единственность и первичность речи как психического познавательного процесса. Вторичность языка как средства выражения речи. Язык как система знаков, служащая средством человеческого общения. Язык в качестве системы символов, понятий, сигналов, представленных в осмысленной и заданной людьми форме. Язык как генеральный способ реализации речи, функционирующий на её основе. Социальные, общественные значения языка: 1) язык как средство общения, 2) язык как система словесного выражения мысли. Строение языка. Слова в качестве частиц языка. Значение и смысл слов. Интериоризация и экстериоризация смысловых понятийных значений слов человеком. Опосредованность, символичность, обобщённость, абстрактность слов как понятий. Концепция Л.С. Выготского о смысле слов как об их символическом значении и о психоонтогенезе речевого/языкового развития человека. Словосочетания, фразы и предложения как элементы языка. Вопросы для самостоятельной работы студентов, контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 8 раздела № II 1. Охарактеризуйте речь в качестве психического познавательного процесса использования человеком языка, языковых значений. 2. Каковы психофилогенетические «цели» речи как психического познавательного процесса? 3. Осветите речь как сложившуюся в процессе материальной и преобразующей деятельности людей форму общения. 4. Объясните опосредование речи языком, словами и знаками. 5. Разъясните речь в качестве процессов порождения, передачи и восприятия людьми разнообразных информационных сообщений с коммуникативными целями. 6. Каким образом, человеком, с помощью речи, осуществляется регуляция и контроль собственной практической и психической деятельности? 7. Разъясните концепцию Л.С. Выготского о речи как о высшей психической функции. 8. Каким образом осуществляется детерминация речи другими психическими познавательными процессами? 9. Как речь предопределена мышлением? 10. Объясните концепцию С.Л. Рубинштейна о взаимосвязи мышления и речи. 11. Раскройте речь в качестве речевой деятельности (речевых действий). 12. Расскажите о концепции А.Н. Леонтьева о речи как о речевой деятельности. 13. Содержательно осветите базовые типы речи. 14. Каковы основные формы речи? 15. Опишите фазы, этапы функционирования речи как психического познавательного процесса. 16. Что такое речевой акт? Как в нём представлены фазы функционирования речи? 17. Каково место речи в системе высших психических функций человека? Какова роль речи в сознании? 18. Какие выделяются виды речи? 19. Детально опишите внутреннюю речь. Осветите по данному вопросу позицию Л.С. Выготского. 20. Каким образом происходит развитие, формирование видов речи? Раскройте концепции Ж. Пиаже и Л.С. Выготского по данному вопросу. 21. Подробно опишите научную полемику Ж. Пиаже и Л.С. Выготского по вопросам формирования и развития видов речи. 22. Какие имеются подвиды внутренней речи? Как они функционируют? 23. Каковы культурно-исторические информационные функции речи? Содержательно раскройте научные взгляды Л.С. Выготского по этому вопросу. 24. Охарактеризуйте взаимосвязь речи с другими психическими познавательными процессами. 25. Опишите взаимосвязь речи и ощущения. 26. Опишите взаимосвязь речи и восприятия. 27. Опишите взаимосвязь речи и внимания. 28. Опишите взаимосвязь речи и памяти. 29. Опишите взаимосвязь речи и воображения. 30. В чём состоит качественная взаимосвязь речи и мышления? 31. Речь и язык. Их связь и соотношение. 32. Дайте определение языку в смысловом контексте речи. 33. Каковы социальные, общественные значения языка? Каково строение языка? 34. Тщательно опишите концепцию Л.С. Выготского о смысле слов и об их символическом значении. Как, по Л.С. Выготскому, происходит психоонтогенез речевого/языкового развития человека? 35. Охарактеризуйте психический познавательный процесс «Речь» по содержательным аспектам, «заложенным» в Таблице по ППП (См. Приложение к Разделу № 2 на стр. № 75). Составьте для себя таблицу по указанным конкретным основным параметрам ППП «Речь». Рекомендуемая по теме № 8 раздела № II литература (жирным выделены основные учебно-методические источники) 1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Альма-Матер, 2003. 2. Большой психологический словарь. / Сост. и общ. ред. Зинченко В.П. и Мещерякова Б.Г. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 4. Донцова М.В. Психические познавательные процессы. Учебное методическое пособие для студентов всех форм обучения по специальности 030301 – «Психология». – М.: МПСИ, 2007. 5. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М., 2010. 6. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. 7. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012. 8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. 9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005. 10. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. 11. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. 12. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. 13. Методическое пособие по общей психологии. Под общей редакцией Е.С. Романовой. – М.: СГУ, 2006. 14. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х частях. – М.: Владос, 2003. 15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений: В 3-х кн. - 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. - Кн. 1: Общие основы психологии. 16. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 2-ой. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. 17. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: «Субъект деятельности». Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология» – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002. 18. Общая психология. Энциклопедический словарь. Под ред. Петровского А.В. – СПб.: Речь, 2005. 19. Пиаже Жан: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001. 20. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под. Ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. 21. Психология для гуманитарных вузов. Под ред. Дружинина В.Н. – СПб.: Питер, 2006. 22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. 23. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Перевод с грузинского. – М.: Смысл, 2004. 24. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.
ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМУ РАЗДЕЛУ «ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ» (жирным выделены основные учебно-методические источники) 1. Абрамова Г.С. Общая психология. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003. 2. Анатомия центральной нервной системы. Учебно-методическое пособие. / Коган Б.М., Дроздов А.З. – М.: СГА, 2007. 3. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – СПб., 2005. 4. Большой психологический словарь. / Сост. и общ. ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов на Дону: Феникс, 2001. 7. Донцова М.В. Психические познавательные процессы. Учебное методическое пособие для студентов всех форм обучения по специальности 030301 - «Психология». – М.: МПСИ, 2007. 8. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М., 2010. 9. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. 10. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012. 11. Дубынин В.А. Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. – М., 2003. 12. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / Под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 13. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. – М., 1988. 14. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. – МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. 15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005. 16. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. 17. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. 18. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. 19. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. - 3-е изд. – М.: МПСИ; Флинта, 2002. 20. Методическое пособие по общей психологии. Под общей редакцией Е.С. Романовой. – М.: СГУ, 2006. 21. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х частях. – М.: Владос, 2003. 22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений в 3-х кн. - 6 изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. - Кн. 1: Общие основы психологии. 23. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 2-ой. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. 24. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2 «Субъект деятельности». Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002. 25. Общая психология. Энциклопедический словарь. Под ред. Петровского А.В. – СПб.: Речь, 2005. 26. Пиаже Жан: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001. 27. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под. Ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. 28. Психология для гуманитарных вузов. Под ред. Дружинина В.Н. – СПб.: Питер, 2006. 29. Психология ощущений и восприятия / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М.: ЧеРо, 1999. 30. Психофизиология. Под ред. Александрова Ю.И. – СПб., 2006. 31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. 32. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. 33. Узнадзе Д.Н. Общая психология. / Перевод с грузинского. – М.: Смысл, 2004. 34. Физиология высшей нервной деятельности. Учебно-методическое пособие / Сумский Л.И., Дроздов А.З. – М.: СГА, 2007. 35. Филимонов В.И. Руководство по общей и клинической физиологии. – М., 2002. 36. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. – М.: ПЕРСЭ, 2002. 37. Хрестоматия по вниманию. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1976. 38. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. «Субъект познания»: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. 39. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: МГУ, 1981. 40. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. – М., 2002. 41. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. – М., 2003.
|