Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности личности. 2 страница






Виды и типы эмоциональных и чувственных психических состояний. Основные виды эмоций и чувств с физиологической и психической сторон: стенические (активационные) и астенические (тензионные), положительные (позитивные) и отрицательные (негативные) эмоции и чувства.

Типы психических эмоциональных и чувственных состояний: эмоции и чувства ожидания и прогноза: волнение, тревога, страх, отчаяние; эмоции и чувства удовлетворения и радости: удовлетворение, умиление, радость, восхищение, восторг, состояние экстаза (эйфория); фрустрационные (от понятия «фрустрация») эмоции и чувства: обида, разочарование, досада, гнев, исступление, печаль, уныние, тоска, ностальгия, горе; коммуникативные эмоции и чувства: веселье, смущение, смятение, стыд, чувство вины, презрение; индивидуалистические (индивидуально-содержательные) эмоции и чувства: привязанность, дружба, влюбленность, жалость, любовь, ужас; интеллектуальные («когнитивно обусловленные») эмоции и чувства: чувство удивления, чувство интереса, чувство юмора, эмоция догадки, эмоция сомнения, чувство неуверенности, чувство уверенности, чувство иронии; эстетические эмоции и чувства: чувство красоты, чувство прекрасного, чувство гармоничного, чувство совершенного, чувство идеального. Научный анализ каждого типа эмоций и чувств. Отдельные эмоции и чувства (конкретные эмоциональные и чувственные психические состояния), входящие в данные типы эмоций и чувств. Содержательная характеристика каждой отдельной типологической эмоции и чувства. Смысловые сходства и различия эмоций и чувств разных типов. Условность «отнесения» некоторых эмоций и чувств к отдельным типам и общность их в отдельных типах.

Научные подходы к исследованию эмоций, научные классификации эмоций. Количество и качественные виды психических эмоционально-чувственных реакций (отдельных эмоций и чувств). Классификации эмоций таких известных зарубежных авторов, как: Т. Браун, А. Бэн, В. Вундт, У. Джеймс, К. Изард, Д. Ли, Д. Стюарт, Г. Спенсер, Г. Селье, Р. Плутчик, Э. Титченер, П. Экман и таких известных отечественных авторов, как: Б.Г. Ананьев, В.К. Вилюнас, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, Л.В. Куликов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, П.М. Якобсон. Отнесение (сведение) разноплановых классификаций эмоций к трём основополагающим психологическим научным подходам к исследованию эмоций. «Авторская принадлежность» отечественных и зарубежных ученых к этим трём подходам. Комплексное рассмотрение потребностного (потребностно-мотивационного); иерархического (эмоции разделяются на две фундаментальные группы: ведущие и ситуативные); базисно-дискретного[45] научных подходов к изучению эмоций. Сравнительный научный анализ данных подходов. Общее во всех этих подходах. Анализ того, что во всех них учеными выделяются базовые, основные, первичные эмоциональные психофилогенетические реакции (эмоции). Смысловые (содержательные) отличия в названных подходах.

Связь эмоций и мотивации через класс эмоций успеха/неуспеха. Научная теория В.К. Вилюнаса. Деление эмоций на активационные (пробуждающие позитивную активность организма) и на тензионные (эмоции негативного напряжения). Научные выводы на основании анализа изучаемых подходов к классификации (систематизированию) эмоций. Отсутствие всеобъемлющей единой классификации эмоциональных явлений. Наличие многих классификаций эмоциональных явлений, набора классификаций. Основополагающие классификационные признаки в изучаемых классификациях. Выяснение того, что такими основополагающими признаками (критериями) при научном определении (классифицировании) эмоционального психического состояния могут быть: а) механизмы появления (проявления) эмоций и чувств; б) причины, вызывающие эмоциональные реакции; в) «знак» (±) переживаний; г) интенсивность (сила) переживаний; д) устойчивость (постоянство) переживаний; е) влияние эмоций на поведение человека; ж) воздействие эмоций и чувств на деятельность человека. Анализ «научного объединения» (в данном смысловом контексте) в единые содержательные элементы знака переживаний, их интенсивности, устойчивости переживаний, влияния эмоций на поведение и деятельность человека.

Сравнительная научная характеристика эмоций и чувств, классификации чувств. Физиологические, психические и социально-психологические сходства и отличия эмоций и чувств. Эмоции и чувства в качестве предвосхищающего «деятельностный» процесс фактора, направленного на удовлетворение (реализацию) потребности, – по А.Н. Леонтьеву. Эмоции и чувства как «посредник» в процессе осознания человеком своих потребностей. Эмоции и чувства как отображение значения (личностной значимости) удовлетворения потребности, осуществляемых человеком действий (предстоящего действия) и/или в целом его деятельности по реализации собственных потребностей. Эмоции и чувства в качестве личностного отражения (выражения) человеком смысла имеющейся наличной социальной ситуации, - с позиции реализации актуальной для человека в данный момент потребности. «Социальные отличия» чувств от эмоций. Обобщенность чувств (любовь к Родине, ненависть к её врагам и пр.). Эмоции и чувства человека в качестве психических реакций, которые могут вызываться как реальными, так и воображаемыми (задействован психический познавательный процесс «воображение») ситуациями и событиями. Эмоции и (особенно!) чувства в качестве воспринимаемых человеком собствен­ных внутренних психических переживаний/отношений к «внешней» и «внутренней» действительности. Личностный смысл и эмоции. Концепция В.В. Столина.[46]

«Передача» эмоций и чувств другим людям, их сопереживание. Когнитивные компоненты чувства как личностного отношения (к явлению, объекту, предмету, идее, ценности). Сравнительная специфика эмоций и чувств, выражающаяся в особенностях их переживания человеком. Научные классификации чувств как высших эмоциональных проявлений. Классификации чувств по таким видным отечественным авторам как: В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик и по таким видным зарубежным авторам как: Д. Ли и У. Макдауголл. Многогранность чувств, - их комплексные проявления на различных уровнях психического отражения и деятельности человека.

Научное различение чувств по модальности (качеству); по интенсивности; по продолжительности; по глубине; по степени их осознанности человеком; по их «генетическому» происхождению; по их сложности; по условиям их возникновения; по выполняемым ими психическим и социальным функциям; по воздействию их на организм; по формам (условиям) их развития (формирования); по уровням (степени) их проявления в строении психического (высшие/низшие); по психическим (волевым, мотивационным, познавательным) процессам, с которыми они взаимосвязаны; по потребностям, которым они «соответствуют»; по их «предметному» содержанию (конкретные, обобщенные, абстрактные чувства); по направленности (эмоции и чувства - сильнейший «мотиватор»); по особенностям их внешнего выражения; по их нервному субстрату. Объяснительный анализ всех изучаемых характеристик чувств. Научное деление разнообразных чувств на четыре группы: нравственные, интеллектуальные, эстетические и практические. Подробная характеристика всех этих групп чувственного отношения людей к разнообразным объектам и явлениям. Детальный анализ разных чувств и т.н. псевдочувств.

Наиболее значимые научные теории психофилогенеза и психоонтогенеза эмоций и чувств, в рамках которых в науке производится анализ физиологических, психических и социально-психологических механизмов возникновения, развития и формирования эмоций (эмоциональных и чувственных психических реакций и отношений личности). «Эволюционная теория эмоций» Ч. Дарвина; «Ассоциативная теория эмоций» В. Вундта; «Периферическая теория эмоций» У. Джемса – К.Г. Ланге; «Адаптационная теория эмоций» Э. Клапареда; «Физиологическая теория эмоций» У. Кеннона – П. Барда; «Психоаналитическая теория эмоций» З. Фрейда – Д. Рапапорта; «Сосудистая теория выражения эмоций» И. Уэйнбаума – Р.Б. Заянца – П.К. Аделмена; «Биологическая теория эмоций» П.К. Анохина; «Фрустрационная теория эмоций» Д. Дьюи – Л. Фестингера – Д. Ханта; «Когнитивно-физиологическая теория эмоций» С. Шехтера – Р. Липера – Х. Левенталя – А. Томаркена; «Познавательная теория эмоций» М. Арнольд – Р. Лазаруса; «Регулятивно-смысловая теория эмоций» А.В. Запорожца – Я.З. Неверовича – Б.И. Додонова; «Теория дифференциальных эмоций» К. Изарда; «Теория базисных эмоций» П. Экмана; «Психоэволюционная теория эмоций» Р. Плутчика; «Информационная теория эмоций» П.В. Симонова; «Мотивационная теория эмоций» А.Н. Леонтьева – В.К. Вилюнаса – Е.П. Ильина. Исследование того, что анализируемые теории носят (имеют) общее название (наименование) «теории эмоций», хотя во многих из них рассматриваются также и чувства, а некоторые теории, напротив, информационно (содержательно) сосредоточены на нервном, на физиологическом субстрате эмоциональных реакций. Детальный разбор (подробное рассмотрение) всех изучаемых теорий. Объяснение смысла каждой данной конкретной теории. Научно-практическое значение всех рассматриваемых теорий, их сравнительный научный анализ. Психофизиологические и социально-психологические элементы и корреляты эмоций и чувств (содержательные и смысловые составляющие и проявления эмоций и чувств), которые авторы всех анализируемых теорий напрямую «сопрягают» с эмоциями и чувствами как комплексным психическим феноменом. Физиологические, психические и социально-психологические компоненты жизнедеятельности человека, которые авторы изучаемых теорий эмоций «включают» в «орбиту действия» эмоций и чувств.

Характеристика эмоциональных состояний, возникающих в процессе деятельности. Эмоциональные свойства личности. Синтез проанализированной ранее информации по таким комплексным понятиям как: психическое эмоциональное состояние субъекта; психологическое чувственное отношение субъекта; личность; деятельность; эмоциональная включенность субъекта в деятельность; эмоциональное сопровождение деятельности; эмоциональная оценка хода и результатов деятельности. Характеристика эмоциональных состояний, возникающих у субъекта в процессе осуществления им деятельности. Факторы эмоциональной устойчивости субъекта, влияющие на процесс выполнения им трудовой деятельности. Параметры эмоциональной возбудимости, аспекты интенсивности и устойчивости эмоций. Зависимость успешности деятельности человека от силы его эмоционального возбуждения по Д.О. Хеббу. Основные характеристики влияния эмоций на эффективность деятельности. Взаимодействие эмоций и чувств с другими свойствами личности в процессе деятельности. Влияние эмоциональной составляющей темперамента на продуктивность деятельности человека.

Эмоциональные типы темперамента и характера. Застенчивость в качестве эмоционального характерологического свойства. Эмпатия по К. Роджерсу. Влияние разнообразных социальных и профессиональных условий и ситуаций на процесс проявления (выражения) людьми тех или иных эмоций и чувств. Воздействие мотивации на эмоционально-чувственную сферу. Пессимистическая и оптимистическая направленности личности как целостные проявления эмоционально-чувственной психической сферы личности. Влияние возрастных психологических характеристик людей на процесс переживания ими тех или иных эмоциональных психических состояний. Эмоциональность в качестве интегрального свойства человека.

Нейротизм (эмоциональная стабильность/нестабильность, устойчивость/неустойчивость личности) и психотизм[47] (просоциальные, социальные, асоциальные или антисоциальные выражения личности) как системные проявления личности, обусловленные эмоционально-чувственной психической сферой (концепция Г. Айзенка). Эмоциональные типы личности (теория К.Г. Юнга).

Эмоциональные свойства, качества и характеристики личности: эмоциональная возбудимость (вспыльчивость); эмоциональная отзывчивость («эмпатийность»); утрата эмоционального резонанса (эмоциональная глухота); впечатлительность («эмоциональность», импрессивность); эмоциональная глубина и широта; эмоциональная ригидность/лабильность личности; экспрессивность (здесь – демонстративность, вычурность); добродушие/недоброжелательность личности и т.д.

Параметры активности (психической всеохватности), интенсивности (силы), лабильности (подвижности), глубины (охвата переживанием разных личностных аспектов) эмоционально-чувственных психических состояний личности. Модальность (качественная направленность) т.н. производных эмоций и чувств относительно содержательного наполнения базовых (радость, гнев, страх, печаль) эмоций. Эмоциональные отрицательные психические состояния человека: стресс (концепция Г. Селье), скука, отвращение и т.д. Влияние такого рода состояний на деятельность человека и взаимодействие людей. Феномен эмоционального выгорания. Взаимозависимость эмоционального и волевого психических процессов. Воздействие эмоционально-волевых психических элементов на деятельностный (поведенческий) процесс. Влияние эмоций и чувств на индивидуальный стиль деятельности человека.

Особенности эмоционально-чувственной сферы личности при психопатиях по П.Б. Ганнушкину. Триада признаков психопатии по Кербикову-Ганнушкину: длительность по времени; тотальность патологических проявлений характера; социальная дезадаптированность.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 5 раздела № III

1. Опишите понятия раздражимости и чувствительности.

2. Связь нервной системы и эмоциональных реакций.

3. Физиологические основы и механизмы эмоций.

4. ЦНС как высшая «материальная база» эмоциональных реакций.

5. Особенности эмоционального психического отражения действительности.

6. Осветите психосоматические эмоциональные реакции.

7. Взаимосвязь физиологической активности и эмоционального реагирования.

8. Мышечные и двигательные «форматы» эмоций. Выразительные движения и эмоции.

9. Расскажите о биохимии и о нейрохимии эмоций.

10. Охарактеризуйте возможные «материальные основания» эмоций.

11. Физическая и психическая активность как основание эмоциональных реакций.

12. Что такое психическое состояние, психическое эмоциональное состояние, психический процесс, психический эмоциональный процесс?

13. Эмоции как психический феномен: явление, процесс, состояние. Раскройте смысл и значение эмоций как психического явления. Опишите эмоции в качестве психического процесса, состоящего из сменяющихся психических состояний.

14. Проясните основополагающие психические динамические «измерения» протекания эмоциональных состояний по В. Вундту.

15. Объясните эмоции, чувства и аффекты в качестве основных элементов эмоционально-чувственной сферы личности.

16. Опишите эмоциональный тон ощущений, эмоциональный тон впечатлений, настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы, фрустрации, тревоги в качестве основных видов эмоционально-чувственного психического реагирования человека.

17. Проанализируйте различные настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы, фрустрации, тревоги в качестве отдельных психических эмоциональных состояний.

18. Каковы физиологические и психологические характеристики аффектов? Объясните функциональное понимание аффективных явлений по Э. Клапареду.

19. Опишите аффекты в качестве специфического вида эмоционального реагирования. Осветите в данном смысловом контексте научные концепции А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия.

20. Рассмотрите личностную и ситуативную тревожность в качестве одного из психических свойств личности и охарактеризуйте его взаимосвязь с психическим эмоциональным состоянием тревоги. Осветите научные позиции З. Фрейда и К. Хорни по этим вопросам.

21. Каковы позиции зарубежных и отечественных ученых относительно выявления видов эмоционального реагирования и выделения классов эмоциональных состояний?

22. Осветите сходства и различия физиопсихических механизмов эмоций и мотивации.

23. Что такое фрустрация? Какова связь фрустрации и потребностей?

24. Каковы методы исследования фрустрации? Опишите основные реакции личности на фрустрацию: эксперименты Т. Дембо.

25. Каковы сходства и различия эмоций, чувств и аффектов?

26. Назовите и «обозначьте» центр эмоций в головном мозге.

27. Что такое «модальность» эмоции?

28. Объясните «интенсивность» эмоции.

29. Что значит «длительность» эмоции?

30. В чём состоит «сложность» эмоции?

31. В чём смысл «глубины» эмоции?

32. Осветите «происхождение» эмоции.

33. Опишите условия «возникновения и исчезновения» эмоций.

34. Расскажите, в целом, о том, каково воздействие эмоций на организм человека.

35. Охарактеризуйте потребностно-мотивационную направленность эмоций.

36. Опишите социально-перцептивную направленность эмоций.

37. Что такое «временная» направленность эмоций?

38. В чём сущность «средовой» направленности эмоций?

39. Какова процессуально-предметная обусловленность эмоций и чувств?

40. В чем состоит экспрессивное проявление эмоций?

41. Проанализируйте общеизвестные концепции эмоций зарубежных ученых.

42. Осуществите сравнительный анализ общепринятых подходов к психологии эмоций отечественных ученых.

43. Опишите физиологические и психические свойства и качества эмоций и чувств.

44. Объясните эмоциональный процесс (эмоции, чувства и аффекты) как психическую базу психологической защиты личности.

45. Эмоции, чувства, аффекты и развитие личности.

46. Соотношение нервной и эмоциональной раздражимости.

47. Объясните нервные и эмоциональные реакции.

48. Охарактеризуйте роль положительных и отрицательных эмоций.

49. Детально выявите физиопсихическую роль чувств.

50. Подробно проясните психосоциальное значение чувств человека и их воздействие на характер его деятельности.

51. Какие выделяются «физиологические» виды эмоций?

52. Каковы «психологически обусловленные» виды эмоций?

53. Подробно расскажите о каждом типе психических эмоциональных и чувственных состояний.

54. Охарактеризуйте эмоции и чувства ожидания и прогноза.

55. Опишите эмоции и чувства удовлетворения и радости.

56. Объясните фрустрационные эмоции и чувства.

57. Расскажите о коммуникативных эмоциях и чувствах.

58. Раскройте смысл индивидуалистических эмоций и чувств.

59. В чем значение интеллектуальных эмоций и чувств?

60. Какова значимость эстетических эмоций и чувств?

61. Тщательно охарактеризуйте все основные эмоциональные и чувственные психические состояния (конкретные эмоции и чувства), входящие в каждый из типов эмоций и чувств.

62. Раскройте научные подходы зарубежных авторов к изучению эмоций и чувств.

63. Раскройте научные подходы отечественных авторов к изучению эмоций и чувств.

64. Тщательно осветите разнообразные классификации эмоций. Выявите их сходства и различия. Проанализируйте те параметры эмоциональных психических реакций (состояний), которые представлены в характеризуемых вами классификациях эмоций.

65. Проведите сравнительный анализ классификаций чувств по научным концепциям отечественных и зарубежных ученых. Выявите основные параметры (критерии), являющиеся общими для всех изученных вами классификаций чувств.

66. Подробно расскажите о «нравственных», «интеллектуальных», «эстетических» и «практических» чувствах.

67. Проанализируйте содержательно-смысловые параметры чувств и т.н. псевдочувств.

68. Системно опишите влияние эмоций и чувств на жизнедеятельность человека.

69. Составьте таблицу «Эмоции как психическое явление» (См. Таблицу ниже) по следующим параметрам: а) определение, б) физиологическая основа, в) виды, г) свойства, д) функции, е) авторские научные теории и концепции исследования эмоций.

Таблица «Эмоции как психическое явление»

Определение Физиологическая основа Виды Свойства Функции Научные теории
           

70. Системно объясните понятия: психическое эмоциональное состояние субъекта; психологическое чувственное отношение субъекта; личность; деятельность; эмоциональная включенность субъекта в деятельность; эмоциональное сопровождение деятельности; эмоциональная оценка хода и результатов деятельности.

71. Опишите влияние социальных и профессиональных условий и ситуаций на процесс проявления (выражения) людьми эмоций и чувств.

72. Опишите нейротизм и психотизм в качестве целостных проявлений личности, опираясь на концепцию Г. Айзенка.

73. Подробно расскажите о таких параметрах эмоционального психического состояния как: активность, интенсивность, лабильность, глубина.

74. Охарактеризуйте стресс, по Г. Селье, осветите другие подобного рода психические состояния человека. Проясните воздействие такого рода психических эмоциональных состояний на деятельностный процесс.

75. Рассмотрите феномен эмоционального выгорания.

76. Дайте характеристику взаимодействию эмоциональных и волевых компонентов психики и дайте определение их взаимному влиянию на процесс осуществления человеком деятельности.

77. Какова триада генеральных признаков психопатии по Кербикову-Ганнушкину?

Рекомендуемая по теме № 5 раздела № III литература

(жирным выделены основные учебно-методические источники)

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2000.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.

4. Вилюнас В.К. Психология эмоций. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2007.

5. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. – Н. Новгород: НГМА, 1998.

6. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – СПб.: Питер, 2001.

7. Донцов Д.А. Психология эмоций. Учебное методическое пособие. – М.: СГА, 2007.

8. Донцова М.В. Психология личности. Учебное методическое пособие. – Тула: ТГПУ, 2009.

9. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психология эмоций, чувств и аффектов. Учебное методическое пособие. – М.: 2010.

10. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М., 2010.

11. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

12. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012.

13. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология: Избранные психологические труды. Под ред. М.Р. Гинзбурга. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006.

14. Изард К.Е. Эмоции человека. – М.: Наука, 1980.

15. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005.

16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

17. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2009.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005.

19. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – СПб.: Амфора, 2001.

20. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.

21. Методическое пособие по общей психологии. Под общей редакцией Е.С. Романовой. – М.: СГУ, 2006.

22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. зав. В 3 кн. – 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. - Кн. 1: Общие основы психологии.

23. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 3-ий. Психология личности. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.

24. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002.

25. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб.: Питер, 2000.

26. Психология мотивации и эмоций. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002.

27. Психология эмоций. Тексты. Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1984.

28. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

29. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: АСТ; СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

30. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: ВЛАДОС, 2001.

31. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

32. Шабельников В.К. Психология души: Учеб. пособие для студ. психол. факульт. высш. учеб. зав. – М.: Академия, 2003.

33. Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. с нем. С. Лорие, перераб. и доп. В.В. Зеленским; Под общей ред. В.В. Зеленского. – СПб.: Азбука, 2001.

34. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.: МПСИ, 1998.

 

Раздел № 3. Тема № 6. «Воля личности и

волевая регуляция личностью собственной деятельности»

Воля в качестве психического волевого процесса мобилизации личностью своих сознательных усилий. Воля как процесс, направленный на преодоление трудностей, стоящих на пути сознательно выбранной цели. Воля в качестве сознательного управления субъектом своим поведением. Воля как способность мобилизовать силы на преодоление разнообразных препятствий, стоящих на пути к поставленной цели. Специфика волевого психического процесса, заключающаяся в сознательном усилии субъекта, направленном на активизацию всех его возможностей для достижения цели. «Строение» психического волевого процесса из простых и сложных волевых актов, – по С.Л. Рубинштейну. Т.н. прерывистый характер волевого психического процесса (в отличие от непрерывного характера эмоционального психического процесса). Осуществление личностью волевого психического процесса посредством волевых усилий.

Кратковременные и длительные волевые усилия. Зависимость качества волевых усилий от осознанности человеком цели его деятельности. Взаимосвязь воли и мотивации через целеполагание. Такие характеристики волевых усилий как: длительность, глубина, прочность, устойчивость овладения человеком объектами его деятельности.

Выделение, в системе высших психических функций личности, психической волевой функции, выражающей, проявляющей себя в произвольности и непроизвольности психики.

Взаимосвязь волевого процесса с психическими познавательными процессами, – восприятием, вниманием, памятью, воображением, мышлением, речью. Высшая психическая функция произвольности/непроизвольности протекания психических познавательных процессов. Развитие познавательной сферы психики через организацию произвольности психической познавательной деятельности личности.

Связь волевого процесса с психологическими свойствами личности, - с темпераментом, характером, способностями, с эмоциями и чувствами. Волевые качества характера. Психология эмоций, воли и мотивации. Взаимодействие волевой и эмоционально-чувственной психических сфер личности.

Преодоление человеком трудностей и препятствий не только благодаря воле, но и под влиянием своих потребностей, чувств, опыта, знаний, установок. Осуществление личностью «преодоления себя». Детерминация («обусловливание») силы или слабости воли мотивами поведения, опытом человека, его привычками и убеждениями. Проявление силы воли при выполнении сложных задач. Настойчивость в достижении цели, ответственность в делах, самостоятельность, – как характеристики человека с сильной волей. Проявление слабости воли в противоречивом поведении человека, в излишней зависимости его от обстоятельств, в расхождении слов с делами. Определение силы воли через волевую устойчивость.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал