Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности личности. 3 страница






Волевая устойчивость как неподверженность «качества» волевых процессов личности отрицательному влиянию условий и содержания её деятельности. Волевая устойчивость в качестве предотвращения растерянности в делах, шаблонности действий. Волевая устойчивость как «способствование» творческому использованию опыта и знаний в сложных ситуациях. Проявление волевой устойчивости в планомерном достижении цели, несмотря на негативное воздействие жизненных обстоятельств и деятельностных ситуаций. Постоянство и совокупность волевых усилий личности во времени и направленность их на первоначальный объект, – как главные (основополагающие) характеристики волевой устойчивости. Эмоциональная и когнитивная оценка личностью глубины своего волевого усилия.

Осуществление личностью волевого поведения в ходе реализации волевых усилий. Признаки волевого поведения: сознательный выбор цели; наличие трудностей; мобилизация усилий; целевая направленность физической и психической активности; реальное решение практических «деятельностных» задач.

«Построение» волевого процесса «из» конкретных волевых актов. Выделение, согласно С.Л. Рубинштейну, простых и сложных волевых актов. Осуществление личностью волевых актов через волевые действия. Волевое действие в качестве предметно направленной психической операции, задачей которой является организация конкретного волевого усилия. Структура волевого действия. Элементарные и «многоступенчатые» волевые действия.

Структура простого волевого акта, состоящего из элементарных волевых действий. Простой волевой акт как законченное («завершённое»), не длительное по времени, конкретное сознательное волевое действие, направленное на решение, как правило, т.н. бытовых вопросов (простейших практических задач). Простой волевой акт как конкретное, «единичное», единовременное волевое усилие, направленное на преодоление незначительного, чисто ситуативного затруднения.

Структура сложного волевого акта по С.Л. Рубинштейну. «Подготовительный этап» сложного волевого акта. На основе потребностей, с помощью мотивации, через «опредмечивание» (термин А.Н. Леонтьева), – «осуществление» личностью осознания собственной цели. Определение личностью способа действий, реализация борьбы мотивов и принятие конкретного волевого решения. «Этап выполнения» сложного волевого акта. «Производство» личностью интрапсихических волевых усилий и осуществление экстрадеятельности для превращения, для воплощения осознанной личностной цели в конкретный результат деятельности. «Заключительный этап» сложного волевого акта. Анализ личностью полученных результатов деятельности, оценивание степени соответствия результатов планируемой цели.

Воля в качестве психологической предпосылки успешной деятельности, в частности, эффективной учебной деятельности школьников и студентов. Процесс формирования воли как высшей сознательной психической функции саморегуляции. Выполнение школьниками и студентами учебных, общественных и «саморазвивающих» задач, требующее умений определять цель, принимать решения, преодолевать трудности, мобилизовывать силы, управлять собой, т.е., – проявлять волевые качества.

Волевые качества личности: мужество, настойчивость, самостоятельность, решительность, инициативность, смелость, выдержка, самообладание, целеустремленность. Волевые качества как устойчивые психологические структуры, в состав которых входят опыт, привычки, мотивы, знания, умения управлять своим поведением в сложных ситуациях и навыки такого управления. Волевые качества как отражение активности личности, её способностей к волевой саморегуляции, к сознательному мобилизующему усилию и управлению своей деятельностью. Особенности отдельных базовых волевых качеств личности. Взаимосвязь и «взаимодополнение» волевых качеств. Высокое развитие волевых качеств как «предопределение» эмоционально-волевой устойчивости человека, т.е. «определение» неподверженности/подверженности его внешним и внутренним отрицательным, деструктивным влияниям. Высокое развитие волевых качеств личности как детерминация сохранения ею эффективности своей деятельности в трудных ситуациях. Развитие и закалка волевых качеств в процессе формирования и становления личности, под влиянием всей системы жизни и деятельности человека. Особая роль, в формировании волевых качеств человека, – активизации и закрепления положительных мотивов его деятельности и оптимальных способов преодоления индивидуальных и социальных трудностей.

Взгляды на волю, как на психическую волевую деятельность личности, известнейшего немецкого ученого, основателя экспериментальной психологии, – Вильгельма Вундта.

Отсутствие волевых усилий при психической непроизвольности внутренней (например, познавательной) деятельности личности. Осуществление личностью произвольности психики за счет совершения волевых действий (например, целенаправленное сосредоточение на решении мыслительной задачи, – осуществляемое посредством волевых усилий). «Совершение» личностью простых и сложных волевых актов через посредство волевых действий.

Концепция волевой регуляции личности известного советского учёного-психолога С.Л. Рубинштейна.

Волевые действия в качестве сознательно контролируемых психических действий, направленных на преодоление трудностей и препятствий при достижении (в ходе реализации) поставленной цели. Специфика волевых действий, «совершаемых» личностью во внутреннем плане (в интраплане) сознания. «Совершение» личностью волевых действий по собственной инициативе (например, – мотивационная причина) и по заданию других (например, – в учебном процессе). Особенности осознанности личностью волевых действий по А.Н. Леонтьеву.

Различение (выделение) в науке, по аналогии с простыми и сложными волевыми актами, простых и сложных волевых действий. Научная концепция отечественного учёного-психолога, исследователя волевого психического процесса, – В.И. Селиванова. Простые волевые действия, состоящие всего из двух основных компонентов: постановки т.н. «ситуативной» цели и её исполнения (выполнения). Характеристики простого волевого действия: кратковременность, лёгкость достижения, когнитивная простота организации волевого усилия, минимальное число промежуточных операций.

Концепция современного известного учёного В.А. Иванникова, изучающего структуру воли и различные аспекты волевых действий. Важнейшие компоненты (элементы, параметры) сложных волевых действий: 1) «возникновение» в сознании личности предварительной постановки цели, которая «ставится» самим человеком или другими людьми; 2) продумывание личностью способов и приёмов достижения цели, планирование деятельности; 3) волевое преодоление личностью отрицательных для выбранной деятельности мотивов; 4) принятие личностью волевого решения; 5) выполнение личностью принятого решения в деятельности; 6) оценка личностью сделанного и формирование ею «самоустановки» (самоприказа, самовнушения) на совершение волевых действий в будущем.

Теория установки Д.Н. Узнадзе. Связь воли и установки в психике личности.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 6 раздела № III

1. Дайте комплексное определение воле как психическому процессу, «производящемуся через» волевые усилия (волевые действия).

2. В чём заключается специфика волевого психического процесса?

3. «Из чего состоит» волевой психический процесс по С.Л. Рубинштейну?

4. В чём выражается т.н. прерывистый характер волевого психического процесса?

5. Как (посредством чего) осуществляется волевой психический процесс?

6. Какие бывают волевые усилия?

7. Какова зависимость качества волевых усилий от осознанности человеком цели его деятельности?

8. Опишите взаимосвязь воли и мотивации через психологическое целеполагание.

9. Каковы основные характеристики волевых усилий?

10. Расскажите о высшей психической волевой функции (непроизвольность/произвольность психики) в целом.

11. Какова взаимосвязь волевого процесса с психическими познавательными процессами?

12. Что представляет собой высшая психическая функция произвольности/непроизвольности в протекании (в осуществлении) психических познавательных процессов?

13. Какова взаимосвязь познавательной сферы психики и волевой сферы психики?

14. В чём проявляется связь волевого процесса с психологическими свойствами личности?

15. Опишите волевые качества характера. Приведите примеры.

16. В чём выражается взаимодействие волевой и эмоционально-чувственной психических сфер личности?

17. В чём выражается взаимодействие волевой и мотивационной психических сфер личности?

18. Раскройте содержательные аспекты силы и слабости воли.

19. Произведите определение силы воли через волевую устойчивость.

20. Что представляет собой волевая устойчивость?

21. Волевая устойчивость и целеполагание.

22. Приведите основополагающие характеристики волевой устойчивости.

23. Какая бывает оценка личностью глубины своего волевого усилия?

24. Осветите осуществление личностью волевого поведения в ходе реализации волевых усилий.

25. Каковы признаки волевого поведения?

26. Опишите «построение» волевого процесса из конкретных волевых актов.

27. Выделите, согласно С.Л. Рубинштейну, и охарактеризуйте простые и сложные волевые акты.

28. Расскажите об осуществлении личностью волевых актов через волевые действия.

29. Раскройте волевое действие в качестве предметно направленной психической операции.

30. Какова структура волевого действия и смысловая направленность волевого действия?

31. Охарактеризуйте элементарные и «многоступенчатые» волевые действия.

32. Подробно раскройте структуру и значение простого волевого акта.

33. Детально осветите структуру сложного волевого акта по С.Л. Рубинштейну.

34. Тщательно проанализируйте волю в качестве психологической предпосылки успешной деятельности, в частности, эффективной учебной деятельности школьников и студентов.

35. Осуществите анализ волевых качеств личности. Какова их психическая структура? В чём выражены особенности отдельных волевых качеств личности? Каким образом происходит формирование волевых качеств, на какие параметры личности они влияют?

36. Осветите особую роль в формировании волевых качеств человека активизации и закрепления положительных мотивов его деятельности.

37. Опишите взгляды Вильгельма Вундта на волю, как на психическую волевую деятельность личности.

38. Проанализируйте универсальную психическую функцию произвольности/непроизвольности относительно всех сфер психики.

39. Опишите «совершение» личностью простых и сложных волевых актов через посредство волевых действий.

40. Осветите концепцию С.Л. Рубинштейна относительно воли и волевых актов.

41. Проанализируйте волевые действия в качестве сознательно контролируемых психических действий.

42. Какова психическая специфика и каковы виды волевых действий?

43. Опишите особенности осознанности личностью волевых действий по А.Н. Леонтьеву.

44. Раскройте различение (выделение) в науке, по аналогии с простыми и сложными волевыми актами, простых и сложных волевых действий.

45. Расскажите о научной концепции исследователя волевого психического процесса В.И. Селиванова.

46. В чём специфика простых волевых действий? Охарактеризуйте их.

47. В чём выражается концепция В.А. Иванникова о структуре воли и об особенностях различных аспектов волевых действий?

48. Каковы важнейшие компоненты (элементы, параметры) сложных волевых действий?

49. В чём состоит смысл и сущность теории психологической установки Д.Н. Узнадзе? Глубоко психологически раскройте психическую взаимосвязь механизмов воли и установки.

Рекомендуемая по теме № 6 раздела № III литература

(жирным выделены основные учебно-методические источники)

1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

2. Ананьев Б.Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания // Избр. психол. труды. Т. 2. – М.: Наука, 1980.

3. Донцова М.В. Психология личности. Учебное методическое пособие. – Тула: ТГПУ, 2009.

4. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М., 2010.

5. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

6. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012.

7. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология: Избранные психологические труды. Под ред. М.Р. Гинзбурга. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006.

8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: МГУ, 1991.

9. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2002.

10. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2009.

11. Купер К. Индивидуальные различия. Пер. с англ. Т.М. Марютиной; под. ред. И.В. Равич-Щербо. – М.: Аспект Пресс, 2000.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд., стереотип. – М.: Смысл; Академия, 2005.

13. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999.

14. Методическое пособие по общей психологии. Под общей редакцией Е.С. Романовой. – М.: СГУ, 2006.

15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений. В 3-х кн. - 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. - Кн. 1: Общие основы психологии.

16. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 3-ий. Психология личности. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.

17. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002.

18. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб.: Питер, 2000.

19. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

20. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: АСТ; СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

21. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: ВЛАДОС, 2001.

22. Узнадзе Д.Н. Теория установки. Под редакцией Ш.А. Надирашвили, В.К. Цааева. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.

23. Шабельников В.К. Функциональная психология. – М.: Академический Проект, 2004.

Раздел № 3. Тема № 7. «Социализация личности»

Понятие «социум». Понятие «социальная действительность». Социальные страты (классы, слои, прослойки) по В.А. Ядову. Социальная интеграция и дезинтеграция в обществе. Просоциальная, социальная, асоциальная, антисоциальная позиция личности в социуме (по отношению к социуму). Социальное развитие личности.

Воспитательные силы общества. Понятие социального воспитания. Принципы социального воспитания. Ценности социального воспитания. Объекты и субъекты социального воспитания. Индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания. Взаимодействие субъектов социального воспитания. Человек как объект и как субъект («агент») социального воспитания (социализации). Понятие института воспитания. Жизнедеятельность институтов воспитания. Система социального воспитания. Методика социального воспитания. Методика организации взаимодействия институтов воспитания. Методика обучения субъектов социального воспитания взаимодействию между собой. Методика личностного подхода и индивидуальной помощи человеку в институтах воспитания. Понятие социальной установки (аттитюда). Социология воспитания.

Понятие «социализация». Социализация как явление (процесс) процесс интеграции («вхождения») личности в социум. Социализация как развитие личности в многоплановом процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом.[48] Стихийная («несфокусированная») социализация и целенаправленная социализация, т.е. социальное воспитание. Социализация как процесс самоизменения личности. Социализация как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Понимание социализации в качестве «социального научения» в необихевиоризме. Характеристика социализации человека как результата его социального взаимодействия с другими людьми в символическом интеракционизме. Определение социализации в качестве самоактуализации человеческого «Я» в гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.). Социализация как социально-педагогическое явление. Социализация как общественно-культурное явление. Процесс социализации личности. Возрастные этапы социализации личности. Взаимосвязь возраста и социального развития личности. Понятие социального института.[49]

Социально-психологические, политико-экономические и территориально-географические факторы, влияющие на продуктивность социализации личности (по А.В. Мудрику). Концепция А.В. Мудрика об основополагающих факторах, определяющих собою процесс и результат социализации личности. Типология факторов социализации. Микрофакторы социализации: семья и домашний очаг, соседство и микросоциум, группы сверстников и субкультура, институты воспитания, другие организации (общественные, государственные, частные, религиозные). Мезофакторы социализации: СМК (СМИ), тип поселения, регион. Макрофакторы социализации: страна, этнос, общество, государство. Мегафакторы социализации: космос, планета, мир. Условия социализации. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Характеристика виктимного (от лат. victima - жертва) поведения личности. Объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. Средства и агенты социализации. Профессиональная специфика агентов социализации (воспитатели, педагоги, милиционеры, политики и т.д.). Общественные способы социализации личности (по А.В. Мудрику): традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Разнообразные подходы к проблеме социализированности человека.

Понятия социализации, десоциализации и ресоциализации. Механизмы (социальные и психические формы) социализации личности: внешняя/внутренняя мотивация по С.Л. Рубинштейну; интериоризация/экстериоризация по Л.С. Выготскому; идентификация/отчуждение по В.С. Мухиной; адаптация/дезадаптация, реадаптация; конформизм/нонконформизм и пр.

Характеристики личностного развития как характеристики среды развития личности, т.е. как характеристики общества, социума. Понятие социальной ситуации развития личности. Социальная ситуация развития личности как явление, относящееся не только к ребенку, но и ко взрослому. Социальная ситуация развития личности в качестве сущностной понятийной характеристики любого возрастного периода развития ребенка и взрослого, введенная в психологический тезаурус[50] Л.С. Выготским. Социальная ситуация развития личности, по Л.С. Выготскому, как единственное и неповторимое, специфическое для данного конкретного возраста, отношение между человеком и средой, которое определяет две основные социальные характеристики развития личности. Первое: объективное место ребенка и взрослого в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом. Второе: особенности понимания (осознания) ребенком и взрослым занимаемой социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми. «Социальная ситуация развития ставит перед любым субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте», – Л.С. Выготский.

Обоснование того, что психическое развитие человека детерминировано, предопределено влиянием на него двух основных групп факторов, – факторов среды и факторов наследственности. Совместная деятельность и общение в качестве оснований и движущих сил развития человека (А.Н. Леонтьев).

Основные, базовые социально-психологические механизмы социализации: интериоризация и экстериоризация. Интериоризация (от лат. interior – внутренний) – буквально: переход извне внутрь. Интериоризация в качестве усвоения, «присвоения» субъектом своего социального опыта взаимодействия с обществом (с большими и малыми социальными группами). Интериоризация как некая объективация человека в социальной среде. Интериоризация как психологическое научное понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и через овладение внешними знаковыми средствами. Результат процесса интериоризации: формирование социального опыта личности и «построение» её психических процессов, происходящее на основе взаимодействия с другими людьми (например, формирование внутренней речи на основе внешней речи). Интериоризация в смысле любого усвоения и присвоения какой-либо информации, каких-то знаний, социальных ролей, ценностных предпочтений и т.п. Теория Л.С. Выготского: формирование внутренних средств общения (например, внутренней речи) «овеществляющееся» в рамках совместных видов деятельности людей и коммуникации между ними. Отнесение Л.С. Выготским понятия интериоризации (синонимы Л.С. Выготского: «вращивание», «овнутривание») к формированию т.н. системного строения сознания, понятийно в науке противопоставляемого т.н. смысловому строению сознания.

Экстериоризация (от лат. eхterior – внешний, наружный) как «вынесение вовне» результатов умственных и эмоциональных психических действий, осуществляемых во внутреннем плане, воплощение их в идеальном и/или материальном продукте, являющимся результатом психической и внешней деятельности субъекта (например, реализация изобретателем своего замысла в той или иной конструкции, выраженной, сделанной графически или предметно; воспроизведение художником в виде рисунка, в виде картины тех образов, которые создаются первоначально т.н. внутренним взором, т.е. – в интраплане). «Осуществление» экстериоризации в процессе творчества. Экстериоризация в качестве этапа, завершающего творческий процесс. Экстериоризация и творческое мышление (концепция Я.А. Пономарёва). Утверждение того, что при решении любой научной или учебной задачи, при деятельности по разрешению фактически любой практической задачи, можно обнаружить тесную связь и чередование внутреннего и внешнего (интериоризации и экстериоризации), – по С.Л. Рубинштейну. «Продукты» (результаты) экстериоризации. Обоснование того, что результаты умственных действий, совершаемых человеком в процессе решения задачи в уме, записываются, словесно выражаются или изображаются им в виде графических схем, цифр, а также реализуются им в тех или иных вербальных и практических действиях (подход С.Л. Рубинштейна). Подчёркивание того, что как направление умственной, эмоциональной, волевой и мотивационной психической деятельности, экстериоризация противоположна интериоризации, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме. Раскрытие того, что в ходе психического развития ребенка и взрослого формируются и совершенствуются оба данных процесса. Экстериоризация в качестве некоей субъективации человеком социального опыта, приобретенного им в процессе жизнедеятельности и возврат этого социального опыта в социум в переделанном, трансформированном и творчески переработанном виде. Рассуждение о том, что именно так, за счет этого процесса и происходит социально-культурное развитие общества.

Социально-психологическое выявление В.С. Мухиной, на основе механизмов интериоризации и экстериоризации, следующих социализационных механизмов: «идентификация» и «отчуждение». Идентификация в качестве социально-психологического соотнесения субъектом себя самого с другими людьми, с какой-либо социальной и/или профессиональной, культурной группой. Отчуждение в качестве социально-психологического обособления субъекта от социума и/или от какой-либо социальной (профессиональной, культурной) группы. Описание того, что такие механизмы социализации человека как идентификация и отчуждение очень важны для общественного становления (социализации) каждой личности.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 7 раздела № III

1. Охарактеризуйте понятие «социум» и понятие «социальная действительность».

2. Опишите социальные страты (классы, слои, прослойки) по В.А. Ядову.

3. В чём заключается (выражается, проявляется) социальная интеграция и дезинтеграция личности в обществе?

4. Оцените просоциальную, социальную, асоциальную и антисоциальную позицию личности в обществе (по отношению к обществу).

5. Осветите основные параметры социального развития личности.

6. Что представляют собой воспитательные силы общества? Обоснуйте понятие социального воспитания. Каковы базовые принципы социального воспитания? Расскажите о ценностях социального воспитания.

7. Кто является субъектами и объектами социального воспитания? Опишите индивидуальных, групповых и социальных субъектов социального воспитания. В чём заключается взаимодействие субъектов социального воспитания?

8. Что такое «социализация» (как явление и как процесс)?

9. Может ли человек выступать и как объект и как субъект (агент) социального воспитания (социализации)? Проанализируйте человека в этих качествах. Какова «профессиональная специфика» агентов социализации в обществе?

10. Раскройте понятие института воспитания. Отразите жизнедеятельность институтов воспитания. Охарактеризуйте общественную система социального воспитания. В чём в принципе состоит методика социального воспитания?

11. Проанализируйте методику организации взаимодействия (совместной деятельности) институтов воспитания. Какова методика обучения субъектов социального воспитания взаимодействию между собой? Опишите методику личностного подхода и индивидуальной помощи человеку в институтах воспитания.

12. Охарактеризуйте понятие социальной установки. В чём состоит социология воспитания?

13. Подробнейшим образом осветите понятие «социализация». В чём выражается (проявляется, заключается) стихийная и целенаправленная социализация? Каково значение социализации для личности?

14. Проанализируйте социализацию как социально-педагогическое и как общественно-культурное явление.

15. В общих чертах обрисуйте процесс социализации личности. Как проходят (должны проходить) возрастные этапы социализации личности. Какова взаимосвязь возраста человека и степени его социализированности?

16. Раскройте понятие «социальный институт».

17. Детально проанализируйте все основные группы социально-психологических и политико-экономических факторов, влияющих на продуктивность социализации личности (по А.В. Мудрику).

18. Какова специфика микрофакторов социализации личности?

19. Мезофакторы социализации личности и их специфика.

20. Макрофакторы социализации личности и их особенности.

21. Мегафакторы социализации личности как непреложные параметры социализации личности.

22. Каково значение условий социализации для развития личности? В каких социальных условиях человек становится социальной жертвой? В чём проявляется «виктимное» поведение личности?

23. Объясните объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

24. Опишите средства социальзации и агентов социализации. Каковы основные подходы к проблеме социализированности человека?

25. Проведите сравнительный анализ понятий «социализация», «десоциализация» и «ресоциализация».

26. Тщательно обрисуйте механизмы (социальные и психические формы) социализации личности: внешняя/внутренняя мотивация по С.Л. Рубинштейну, интериоризация/экстериоризация по Л.С. Выготскому, идентификация/отчуждение по В.С. Мухиной.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал