Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Надзор прокурора за обеспечение прав личности при расследовании преступлений, его пределы и формы.






Значение точного и неукоснительного соблюдения процессуальных норм при расследовании преступлений столь велико, что один из принци­пов получения доказательств зафиксирован в основном законе государ­ства. Согласно ст. 27 Конституции доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительно­го следствия и дознания» надзор за соблюдением законности в досудебной стадии уголовного процесса является исключительно важным направлени­ем деятельности органов прокуратуры и заключается в следующем:

1. Надзор за соблюдением органом, ведущим расследование, основных положений Конституции:

- обеспечение прав, свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (ч. 1 ст. 21 Конституции);

- государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, за­крепленные в Конституции, законах и предусмотренные между­народными обязательствами государства (ч. 3 ст. 21);

- все равны перед законом и имеют право без всякой дискримина­ции на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22);

- ограничение прав и свобод личности допускается только в случа­ях, предусмотрены (законом, в интересах национальной безо­пасности, общественного порядка, защиты нравственности, здо­ровья населения, прав и свобод других лиц (ч. 1 ст. 23);

- никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (ч. 2 ст. 23);

- государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и досто­инство личности. Ограничение или лишение личной свободы воз­можно в случаях и порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 25);

- лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную провер­ку законности его задержания или ареста (ч. 3 ст. 25);

- никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловеч­ному либо унижающему его достоинство обращению или наказа­нию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ч. 3 ст. 25);

- никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Об­виняемый не обязан доказывать свою не виновность (ст. 26);

- никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юри­дической силы (ст. 27);

- каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, В том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28);

- неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания вой­ти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли;

- государственные органы, должностные и иные лица, которым до­верено исполнение государственных функций, обязаны в преде­лах своей компетенции принимать необходимые меры для осуще­ствления и защиты прав и свобод личности (ч. 2 ст. 59);

- каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов (ст. 62);

- осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвы­чайного или военного положения в порядке и пределах, опреде­ленных Конституцией и законами (ст. 63).

2. Своевременное выявление и предупреждение нарушений законнос­ти, прав граждан на протяжении всего периода расследования путем:

- проверки обоснованности применения мер процессуального при­нуждения, обысков;

- реального обеспечения права на защиту, на неприкосновенность жилища;

- пресечения применения незаконных методов ведения следствия и дознания, обвинительного уклона при сборе доказательств.

3.Обеспечение квалифицированного расследования и раскрытия преступлений путем:

- создания следственно-оперативных групп, должного взаимодей­ствия следователей и органов дознания;

- обсуждения на оперативных совещаниях особо сложных уголов­ных дел, по которым преступники не установлены;

- исключения формального подхода при решении вопроса об ос­вобождении лиц, совершивших преступления, от уголовной от­ветственности;

- повышения ответственности руководителей следственных подраз­делений органов внутренних дел за надлежащую реализацию сво­их полномочий по осуществлению контроля за своевременнос­тью действий следователей по раскрытию и надлежащему рассле­дованию преступлений, выполнения указаний прокуроров по кон­кретным делам;

- исключения фактов приостановления и прекращения дел, пока не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобли­чения преступников;

- повышения роли структурных подразделений республиканской прокуратуры, областей по надзору за расследованием преступле­ний, предупреждения и пресечения нарушений законности при производстве следствия и дознания;

- принятия своевременных мер по защите процессуальной само­стоятельности следователей и пресечения незаконного воздействия на них с целью повлиять на ход расследования и принимаемых по делу решений;

- систематического обобщения и распространения положительно­го опыта прокурорского надзора за расследованием преступле­ний.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал