Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Надзор прокурора за обеспечение прав личности при расследовании преступлений, его пределы и формы.
Значение точного и неукоснительного соблюдения процессуальных норм при расследовании преступлений столь велико, что один из принципов получения доказательств зафиксирован в основном законе государства. Согласно ст. 27 Конституции доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы. В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания» надзор за соблюдением законности в досудебной стадии уголовного процесса является исключительно важным направлением деятельности органов прокуратуры и заключается в следующем: 1. Надзор за соблюдением органом, ведущим расследование, основных положений Конституции: - обеспечение прав, свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (ч. 1 ст. 21 Конституции); - государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (ч. 3 ст. 21); - все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22); - ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотрены (законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ч. 1 ст. 23); - никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (ч. 2 ст. 23); - государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 25); - лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста (ч. 3 ст. 25); - никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ч. 3 ст. 25); - никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою не виновность (ст. 26); - никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (ст. 27); - каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, В том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28); - неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли; - государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (ч. 2 ст. 59); - каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов (ст. 62); - осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законами (ст. 63). 2. Своевременное выявление и предупреждение нарушений законности, прав граждан на протяжении всего периода расследования путем: - проверки обоснованности применения мер процессуального принуждения, обысков; - реального обеспечения права на защиту, на неприкосновенность жилища; - пресечения применения незаконных методов ведения следствия и дознания, обвинительного уклона при сборе доказательств. 3.Обеспечение квалифицированного расследования и раскрытия преступлений путем: - создания следственно-оперативных групп, должного взаимодействия следователей и органов дознания; - обсуждения на оперативных совещаниях особо сложных уголовных дел, по которым преступники не установлены; - исключения формального подхода при решении вопроса об освобождении лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности; - повышения ответственности руководителей следственных подразделений органов внутренних дел за надлежащую реализацию своих полномочий по осуществлению контроля за своевременностью действий следователей по раскрытию и надлежащему расследованию преступлений, выполнения указаний прокуроров по конкретным делам; - исключения фактов приостановления и прекращения дел, пока не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников; - повышения роли структурных подразделений республиканской прокуратуры, областей по надзору за расследованием преступлений, предупреждения и пресечения нарушений законности при производстве следствия и дознания; - принятия своевременных мер по защите процессуальной самостоятельности следователей и пресечения незаконного воздействия на них с целью повлиять на ход расследования и принимаемых по делу решений; - систематического обобщения и распространения положительного опыта прокурорского надзора за расследованием преступлений.
|