Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средстсва прокурорского реагирования на нарушения законов.






Правовые средства реагирования прокурора на нарушения законов - это предусмотренные законодательством и совершаемые им в установленном порядке действия по устранению выявленных нарушений законов, а также причин и условий, им способствующих, и привлечению к ответственности виновных лиц.

Средства реагирования по своему внешнему выражению и порядку применения могут быть общими для всех отраслей прокурорского надзора и участков деятельности прокуратуры и специфическими, характерными для отдельных отраслей надзора и участков деятельности. К числу общих средств реагирования можно отнести опротестование противоречащих закону актов, внесение представлений об устранении нарушений законов. К специфическим средствам реагирования можно отнести такие, как дача заключений и заявление ходатайств прокурором в суде.

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:

- опротестовывает правовые акты министерств и других подчиненных Правительству Республики Беларусь республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнитель­ных и распорядительных органов, решения юридических лиц, реше­ния и действия должностных лиц;

- освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;

- отменяет своим постановлением противоречащие закону постанов­ления (решения) государственных органов или должностных лиц по делам об административных правонарушениях, за исключением постановлений, вынесенных судьей;

- в установленном порядке вносит представления, выносит предписа­ния и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими органами, должностными лицами;

- ставит вопрос о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства;

- обращается в суд с заявлениями (исками) в защиту общественных и государственных интересов, а также прав и интересов юридических

лиц и граждан в случаях, предусмотренных законодательством;

- выносит постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного производства, привлечении к материальной ответственности;

- выносит постановления о возбуждении уголовного дела.

Средства реагирования реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых являются протесты, представления и постановления. Закон не устанавливает едино­го письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзора. Для некоторых из них, например для протестов, вносимых в порядке уго­ловного судопроизводства, установлена письменная форма, для других, таких как заключения, даваемые прокурором в суде, - устная и письмен­ная формы.

­

2.Протест прокурора: основания и порядок принесения. Правовые последствия принесения прокурорам протеста.

По своему правовому содержанию протест прокурора означает требование об устранении имеющихся в правовом акте положений, противоречащих закону, приведении акта в соответствие с действующим законо­дательством либо его отмене. Правом принесения протеста наделены толь­ко прокурор и его заместитель. Помощники прокурора, прокуроры отде­лов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить их от своего имени они не вправе.

Протест прокурора в порядке общего надзора - это документ прокурорского реагирования на издание противоречащего закону правового акта. Закон придает этому документу особое значение и поэтому устанавливает предельный (не более 10 дней) срок рассмотрения протеста, делая исключение лишь для представительных (законодательных) органов или органов местного самоуправления, которые должны рассмотреть протест на ближайшем заседании.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения, прокурор вправе установить и сокращенный срок рассмотрения протеста.

Протест должен быть принесен в определенной форме. Должно быть указано, какой акт признается прокурором противоречащим закону. В протесте должны быть приведены аргументация с указанием, какому законодательству противоречит рассматриваемый акт, и правовое обосно­вание принесения протеста (т.е. соответствующая статья Закона о проку­ратуре), а также должность и классный чин прокурора. В протесте указы­вается на обязательность рассмотрения протеста и срок его рассмотрения.

Ответ в любом случае должен быть направлен прокурору в письменной форме. Принесение протеста приостанавливает исполнение опротестованного правового акта, решения или действия должностного лица.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом прокурору или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении протеста.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его прокурором (его заместителем) либо вышестоящим прокурором. В случае от­клонения протеста прокурора или его заместителя, принесенного в порядке, предусмотренном Законом о прокуратуре (за исключением протеста на судебные решения), либо не рассмотрения его в установленный срок прокурор или его заместитель могут принести протест в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу).

Если вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо) не отменит опротестованный правовой акт, решение или действие в десятиднев­ный срок, то прокурор или его заместитель, принесшие такой протест, вправе обратиться с заявлением в суд об отмене противоречащего законо­дательству правового акта или решения.

Подача прокурором или его заместителем заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта или решения.

Рассмотрение и разрешение заявления прокурора или его заместите­ля в суде осуществляются в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

 

3.Представления прокурора: основания и порядок представления. Правовые последствия принесения прокурорам представления.

 

Представление - акт прокурорского надзора, содержащий требова­ние об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям.

Представление прокурора, как правило, вносится в случаях, когда прокурор, проводя проверки соблюдения законности либо обобщение и анализ имеющихся материалов, устанавливает неоднократность наруше­ния закона, незаконных действий или бездействия со стороны тех или иных должностных лиц, организаций и считает необходимым рассматривать эти вопросы в комплексе с тем или иным органом или должностным лицом. Это может быть орган или руководитель, в деятельности которого выявле­ны нарушения, или вышестоящий орган. Куда направить представление, решает прокурор в зависимости от имеющихся материалов, характера на­рушений.

В представлении прокурор вправе ставить вопрос об отмене конкретных правовых актов, а также о привлечении определенных лиц к дисцип­линарной, материальной или административной ответственности.

При подготовке представления могут быть использованы материалы общенадзорных проверок, а также данные, полученные в ходе прокурор­ской деятельности по другим отраслям надзора.

Представление вносится на основе обстоятельно проведенной прокурорской проверки или нескольких проверок, глубокого анализа выявлен­ных нарушений законов и способствовавших им обстоятельств. В описа­тельной части представления указываются выявленные прокурором и спе­циалистами нарушения закона, обстоятельства, способствующие этим нарушениям, называются должностные и иные лица, виновные в их совершении или потворствующие этому.

Особое внимание при подготовке представлений обращается на их юридическую обоснованность, достоверность, грамотность, краткое, но исчерпывающее изложение всех обстоятельств. Все данные, приводимые в представлении, должны быть тщательно проверены. Предложения, включенные в представление, должны быть конкретными, предусматривать наи­более результативные мероприятия по устранению нарушений закона и их предупреждению.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть приняты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требований. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сооб­щено в письменной форме о мерах, принятых по представлению.

Про­куроры вносят обобщенные представления в органы представительной и исполнительной власти, а также в вышестоящие органы. В этих представ­лениях прокурором обычно предлагаются меры, направленные на преду­преждение нарушений законов в решениях либо на подведомственных пред­приятиях. В них может ставиться вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов.

Представление составляется в установленной форме, с указанием тех же положений, которые необходимо учитывать при принесении протеста. Оно может быть направлено и параллельно внесению протеста на конкретный акт.

 

4.Постановление прокурора: основания и порядок постановления. Правовые последствия принесения прокурорам постановления.

 

Постановление - акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости характера нарушения закона мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного про­изводства либо о привлечении лица к материальной ответственности.

Постановление о возбуждении производства об адми­нистративном правонарушении имеет определенное целевое назначение­ поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответ­ственности. Тем самым прокурор привлекает внимание соответствующего органа или должностного лица к допущенному нарушению закона, степе­ни общественной опасности нарушения и к необходимости привлечения к административной ответственности виновного в целях пресечения и предупреждения в будущем противоправных действий.

Постановление содержит следующие реквизиты: наименование акта (постановление), дату и место его вынесения, должность и фамилию прокурора, описание обстоятельств нарушения со ссылкой на закон, который нарушен, указание конкретного лица или лиц, которыми нарушен закон, предложение прокурора о наложении административного взыскания в соответствии со ст. 37 Закона о прокуратуре, наименование органа, куда направляется постановление для исполнения, разъяснение о праве обжалования постановления вышестоящему прокурору, указание на сроки рас­смотрения постановления и сообщения о его рассмотрении прокурору, должность, классный чин, фамилию прокурора, его подпись.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении рассматривается в сроки, установленные КоАП для конкретных составов административных правонарушений.

Постановление о возбуждении административного производства подлежит исполнению органом (должностным лицом), правомочным составлять протоколы об административном правонарушении.

В случаях обнаружения в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов признаков преступления, предусмотренного УК, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела, кото­рое оформляется по правилам, установленным УПК. При обнаружении в ходе проверки лиц, незаконно подвергнутых административному задер­жанию или аресту несудебными органами, прокурор принимает незамед­лительные меры к их освобождению путем вынесения мотивированного постановления.

В случаях выявления военнослужащих, незаконно содержащихся на гауптвахтах, которые были арестованы в дисциплинарном порядке, во­енные прокуроры принимают незамедлительные меры к их освобожде­нию, вынося мотивированное постановление об освобождении из-под стра­жи военнослужащего, незаконно содержащегося на гауптвахте.

Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или привлечении к материальной ответственности подлежит исполнению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок со дня его поступления. Иные постановления подлежат рассмотрению в срок, установленный прокурором.

О результатах рассмотрения постановления письменно сообщается прокурору или его заместителю.

Постановление прокурора или его заместителя до его исполнения может быть отозвано вынесшим его прокурором или вышестоящим прокурором.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал