![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность, понятие, предмет и задачи надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Закон о прокуратуре, определяя направления деятельности прокурорского надзора, указывает, что прокуратура в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Выделение надзора за исполнением законов указанными органами в одно из направлений по реализации правозащитной функции прокуратуры обусловлено прежде всего тем, что эти органы осуществляют борьбу с преступностью. Выполняя эти функции, прокуратура решает важнейшие задачи по борьбе с преступностью, особенно с ее организованными формами и коррупцией. Осуществляя правозащитную функцию, прокурор обязан принять меры к обеспечению того, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно виновное лицо не избежало установленной законом ответственности. Этим обеспечивается неотвратимость наказания за совершенное преступление. Задачами уголовно-процессуального закона, действующего на территории Республики Беларусь, является обеспечение строгого соблюдения порядка производства по уголовным делам и процессуальных норм, гарантирующих защиту личности, ее прав и свобод, интересов общества от преступлений путем быстрого и полного их раскрытия, изобличения и привлечения к ответственности лиц, справедливого судебного разбирательства и правильного применения уголовного закона. Исходя из названных требований сущностью прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве является: - осуществление его на таком уровне, чтобы обеспечить быстрое возбуждение уголовного дела, если в деянии имеются признаки преступления; - своевременное раскрытие и проведение полного, всестороннего и объективного расследования, которое обеспечило бы изобличение виновного, а также гарантировало невозможность привлечения к ответственности невиновного. Таким образом, задачами надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, являются: - обеспечение того, чтобы оперативно-розыскная деятельность, выполнение оперативных и оперативно-розыскных мероприятий проводились на основании, в порядке и в соответствии с законодательством; - обеспечение того, чтобы ни одно преступление не оставалось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности; - никто не должен подвергаться необоснованному привлечению к уголовной ответственности; - никто не должен подвергаться незаконному задержанию или аресту; - обеспечение неуклонного соблюдения порядка и сроков рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях и своевременное возбуждение в соответствии с законом уголовных дел; - обеспечение соблюдения при расследовании установленных законом сроков и прав участников уголовного процесса; - строжайшее соблюдение требования закона о полном, всестороннем и объективном расследовании, выявлении уличающих и оправдывающих доказательств, отягчающих и смягчающих обстоятельств; - выявление причин и условий, способствующих совершению преступления, своевременное внесение представления об их устранении и принятии мер к их устранению в соответствии с законом. В соответствии с Законом о прокуратуре предметом надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД) является соответствие законодательству правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД. Согласно Закону от 9 июля 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон о ОРД) ОРД является государственно-правовым средством защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом в пределах их компетенции. В предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД: 1) о заведении, приостановлении и прекращении дел оперативного учета; 2) о проведении и прекращении оперативно-розыскных мероприятий; 3) о предоставлении документов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания, следователю или в суд; 4) о рассекречивании сведений об использованных или используемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий средствах, источниках, методах, планах и документах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий; 5) об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно- розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения. В предмет прокурорского надзора не входит решение судьи об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего ОРД, об обследовании жилища, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции. Согласно ст. 4 Закона об ОРД оперативно-розыскная деятельность осуществляется на принципах законности, соблюдения прав и свобод личности, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Соблюдение перечисленных принципов также входит в предмет прокурорского надзора. Согласно Закону о прокуратуре предметом надзора за исполнением законодательства при производстве предварительного следствия и дознания является соответствие УПК правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц при производстве предварительного следствия и дознания. Наиболее важными решениями, принимаемыми в процессе предварительного расследования, относящимися к предмету надзора и подлежащими проверке прокурором, являются следующие: об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о приводе обвиняемого; об отстранении обвиняемого от должности; о розыске обвиняемого; о признании потерпевшим; о привлечении гражданским истцом; о привлечении лица в качестве гражданского ответчика; о производстве выемки; о производстве обыска; о наложении ареста на имущество; о назначении экспертизы; о продлении срока следствия; содержания под стражей; о соединении и выделении уголовных дел. Прокурорской проверке подлежат и такие важные, принимаемые на завершающем этапе расследования решения, как о приостановлении расследования и прекращении уголовных дел. К правовым средствам осуществления надзора за исполнением законов органами, выполняющими ОРД, дознание и предварительное следствие, относятся: Конституция Республики Беларусь, Закон о прокуратуре, Закон об ОРД, УПК, УК, Закон «О милиции», приказы Генерального прокурора Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты. Под правовой основой ОРД понимается содержащаяся в законах и подзаконных актах система правил и предписаний, создающих необходимые условия для осуществления ОРД, определяющих ее цели, место в структуре функций государственных органов, а также непосредственно регламентирующих осуществление этой деятельности. Актами прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, являются: 1) письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий; 2) письменные требования об отмене незаконного постановления, принятого при проведении оперативно-розыскной деятельности; 3) представление об устранении выявленных нарушений закона; 4) протест, принесенный в связи с признанием противоречащим закону нормативного акта, изданного в сфере ОРД; 5) возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц органов, осуществляющих ОРД или сотрудничающих с ними на конфиденциальной основе при обнаружении признаков совершения ими преступления в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
|