![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Участие прокурора в правотворческой деятельности.
Участие прокуратуры в правотворческой деятельности осуществляется в следующих формах: - участие в подготовке проектов нормативных правовых актов; - проведение правовой экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов; - участие в обсуждении проектов законов и других нормативных актов на заседаниях представительных и исполнительных органов; - принесение протестов об отмене незаконных актов; - участие прокурора в рассмотрении представительными и исполнительными органами внесенных им протестов на незаконные правовые акты; - внесение предложений Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству Республики Беларусь о принятии новых актов, об отмене действующих актов или о внесении в них дополнений и изменений (поправок). По просьбам (предложениям) Президента и Правительства Республики Беларусь, областных, районных распорядительных и исполнительных органов прокуроры совместно с другими правоохранительными и иными органами участвуют в разработке наиболее важных правовых актов, государственных и региональных программ, направленных на укрепление законности, правопорядка и борьбу с преступностью, в особенности организованной. К разработке таких документов и экспертизе проектов нормативных правовых актов, как правило, привлекается значительное число прокуроров. В республиканской прокуратуре создана группа по законотворческой работе из числа наиболее опытных и грамотных работников. Закон не запрещает прокурорам и по собственной инициативе разрабатывать проекты законов и других нормативных правовых актов, проектов программ, направленных на укрепление законности, правопорядка и борьбу с правонарушениями. Сложилась многолетняя практика, когда по взаимной договоренности Палата представителей Национального собрания и Правительство Республики Беларусь направляют в республиканскую прокуратуру проекты наиболее важных законов и других нормативных правовых актов для изучения и дачи заключения на предмет их соответствия законодательству Республики Беларусь. Органы исполнительной власти также направляют проекты своих нормативных решений и постановлений в органы прокуратуры. Тщательное изучение прокурорами проектов нормативных актов, оценка их с точки зрения соответствия актам более высокой юридической силы и подготовка письменных мотивированных заключений по каждому акту нередко предупреждают принятие актов, противоречащих действующему законодательству. При этом прокуроры имеют возможность предложить более совершенную редакцию отдельных статей акта, внести соответствующее дополнение в виде новых статей или пунктов, указать на неполноту регулирования актами общественных отношений в регулируемой сфере и высказаться о возможных негативных последствиях в случае, если акт будет принят в представленном виде. Прокурор может выразить мнение о невозможности принятия акта ввиду его явного несоответствия актам более высокой юридической силы. Согласно Закону о прокуратуре Генеральный прокурор, его заместители имеют право принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, их комитетов и комиссий. При обсуждении проектов нормативных правовых актов, в особенности актов, рассчитанных на длительное применение и распространяющих свое действие на всех или на многих граждан, прокурор имеет право высказать свое мнение о законности принимаемого акта. Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры территориальных и специализированных прокуратур, их заместители, а также по их поручению помощники прокуроров вправе участвовать в заседаниях коллегиальных органов государственного управления и местных Советов. Участие прокуроров в заседаниях представительных и исполнительных органов позволяет им быть в курсе законотворческой практики, обсуждаемых вопросов, оказывать правовую помощь депутатам. При установлении нарушений закона в зависимости от их характера прокурор или его заместители в пределах своей компетенции опротестовывают незаконные акты. Закон о прокуратуре наделил прокуроров, их заместителей и по их поручению других прокуроров правом участия в рассмотрении внесенных ими протестов и представлений органами представительной власти, которое широко используется прокурорами всех уровней. Участвуя в этой работе, прокуроры имеют возможность выступить в обоснование внесения акта прокурорского надзора (реагирования) со ссылками на соответствующие законы, убедить депутатов и других лиц вне законности принятого ими акта или части его, напомнить о возможных последствиях, которые могут наступить при исполнении незаконных предписаний. Прокуроры могли бы более весомо влиять на законотворческий процесс, если бы обладали правом законодательной инициативы. Но, к сожалению, Конституция Республики Беларусь не наделила Генерального прокурора таким правом. В связи с этим в ст. 99 Конституции следовало бы внести соответствующие дополнения, включив в перечень органов и должностных лиц, обладающих правом законодательной инициативы, Генерального прокурора Республики Беларусь. В настоящее время Прокуратура Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством, принимает участие в подготовке проектов законов и иных нормативных актов. Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур и их заместители вправе в установленном порядке в пределах своей компетенции направлять в правотворческие органы (должностному лицу) предложения о принятии (издании), изменении, дополнении, толковании и признании утратившими силу нормативных правовых актов. Генеральный прокурор вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в форме приказов, а также вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда предложения о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства.
|