Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культурная ситуация «рубежа веков» в зарубежной литературе. Основные художественные течения в зарубежной литературе начала XX века.Стр 1 из 24Следующая ⇒
Эпоха на стыке веков - " конец века" - ощущение глобальной катастрофы Основые черты: 1) депрессия и пессимизм (начало 18 в. - сила технического прогресса, конец 19 в. - все изобретено. Счастье не наступило, ощущение полного провала; Ницше " Бог умер", скоро конец света) 2) негативное отрицание (в особенности Англия) 3) обращение к тайному, неизведанному, иррациональному, духовному ---> символизм, поиск новых духовных путей смысла жизни. Стремление полагаться только на творчество. Лозунг: крушение бывших рамок, канонов, произрастание нового " Творчество не ниже и не выше жизни. Творчество есть жизнь" Искусство синкретично - смешение различных видов искусств. Хронологические рамки эпохи: Франция: 2 половина 19 века (1860-1890) Бодлер, Мопассан Германия, Англия, Италия: конец 80-ых- начало 90-ых г. США, Испания – начало 20 в. 10-20-ые гг. Конец эпохи: 20-ые гг. в Европе – истощение субъективности в творчестве, возвращение к нормативности 1880-1890гг – конец первого 10летия 20 в. – Fin de Seiecle - одновременное существование на протяжении четверти столетия ряда самостоятельных направлений: декаданс, чистое искусство, символизм, натурализм, импрессионизм, эстетизм и другие Потом эти течения либо эволюционировали, либо исчезли. Новая эпоха: Авангард («то, что идет впереди») – к. 10ых – нач. 20ых гг. 20 в. Эксперименты с формами. 1) дадаизм à сюрреализм 2) экспрессионизм 3) футуризм Модернизм - новое мышление, этап человеческого развития. Пруст, Джойс, Кафка. 20-ые – 40ые гг. 20 века. 1) «поток сознания» (узкий смысл: модернизм) 2) «интеллектуальный роман». Гессе, Манн, Булгаков 3) «эпический театр» - неаристотилиевский 4) Экзистенциализм 50-ы гг. Модернизм и постмодернизм – затишье «новый роман» - эксперименты с формой «театр абсурда» - мысли экзистенциалистов Новый всплеск: 60-80ые гг. – Постмодернизм – глобальные, разрушительные перемены Конец 20 в. – возвращение к реалистическому роману во Франции. Литература обращается к человеку. Реализм всегда верит в человека. Реализм в течение 20 в. существовал. Всегда находились писатели, которые творили в этом стиле. Эпоха «потерянного поколения» - реализм более лиричен, интуитивен. Декаданс («упадок») – любой период упадка какой-либо структуры, направления. Литературный процесс конца 19 – нач 20 в., несущая печать кризиса, снижения эстетических, художественных критериев в творчестве. У художников: процесс увядания, смерти, разложения Большое значение придают ФОРМЕ. Культ форм, стремление к интенсивной чувственности, внешней аффектации Декаданс отрицал моральные нормы (эпатаж, аморализм) К литературе декаданса относят: Стефан Маларме «Весеннее обновление», О. Уайльд «Саламея», Метерлинк ранние произведения, философские работы Ницше Символизм (от греч. «символ», «знак») – художественное, неоромантическое направление, возникло во Франции в середине 80-ых гг. 19 в., и ярче всего проявилось в творчестве Рембо, Верлена, Маларме. Сонет Бодлера (эстетический родоначальник символизма) «Соответствие» Символизм: постижение иррационального, интуиция, ощущения. Символизм наследует романтический принцип двоемирия, но трансформирует его. Философия: Анри Берксон «Интуиция важнее разума» Мир вещей – иллюзия Изначален и истинен мир идей (для нас не постижим) Принцип соответствия. Символ не имеет однозначной трактовки. Субъестивность – художественный способ- отказ от прямого называния предметной реальности и поиск выражения е внутренней сущности путем внушения. (искусство намека). Импрессионизм – направление в искусстве 19 в., достижение расцвета в эпоху рубежа веков. Цель: остановить мгновение. Лозунг: все существует только здесь и сейчас. Внимание: детали, техника мазка. Модернизм – философско-эстетический принцип мышления, способ ориентации человека в современном ему мире от начала до середины 20 в. Модернизм - направление в искусстве, включавшее в себя ряд течений, развивающихся в 20-40 гг. 20 века и характеризовавшееся неверием в возможность искусства повлиять на жизнь, что заставляло писателей принимать «пассивную» роль. Писатели-модернисты называли свое искусство «камерным». Создавали свой замкнутый камерный мирок. Основной объект изображения: сознание (не изображает мир, а заново создает). Оппозиция неподлинности мира и подлинности художника. Игровой принцип искусства. Реальность: незавершенная, находящаяся в вечном поиске. Авангард – ломка старого, языковые эксперименты, эпатаж, главное –разрушить традиционное языковое оформление текста. Дадаизм – первоначальная форма существования сюрреализма (от фр. «дада» - детский лепет) – писатели интернационального происхождения. Бессмыслица – главный принцип существования – вызов общественному сознанию, стремление шокировать публику. Монтаж, коллаж. 1919 – дадаизм перестает существовать. Сюрреализм - искусство бунта, негативное отрицание классической культуры. Принципы: 1) принцип суггестивности 2) принцип соответствия 3) принцип ассоциативности (заменяет логику) 4) сочетание несочетаемого Поль Элюар, Жак Риго, А. Бритон, Арагон 1924 г. – манифест сюрреалистов – поиск высшей реальности, недостижимой простыми логическими методами. Глубины подсознания рождают образы и ассоциации в процессе поэтического творчества без контроля разума (бессонница, гипноз, алкоголь) Экспрессионизм – особняк среди модернистских направлений. Художник-экспрессионист занимает активную позицию. Художник сам легко участвует в переделке мира. Возник в Германии в конце 19 в. – начале 20 в. как философское направление, а затем эстетическое. Выдавливание, извлечение, суть à «экспрессионизм» Лев Копилев выделял потаенные скрытные сущности и свое отношение к действительности. Он изучал экспрессионистов. Художник должен побуждать. Группа «Мост» в Германии – упрощенная форма, новые ритмы, разные цвета (интенсивность цвета). Философия экспрессионизма – субъективна (ограниченная, узкая). К природе у экспрессионистов было враждебное отношение à превосходство над человеком. Футуризм – развитие в Италии, авангардийское течение, воспевает урбанизацию жизни. Футуризм – основа деспотической власти. Для футуристов характерно антифилософичность, антиэстетичность, антиморальность, агрессивность, отказ от культурных традиций, отказ от словесных форм выражения. Человек – винтик в механизме вещей.
|