Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Детинец
Тут, на высоком, обнесенном глубоким рвом и валом детинце, некогда стоял большой, могучий, неприступный каменный замок, строительство которого начинал еще Миндовг. Так уж случилось, что Новогрудок одним из первых наших городов столкнулся с крестоносцами. Штурмовали его и магистр Генрих фон Плотке в 1314-ом, и Конрад Валленрод в 1391-ом, и Конрад фон Юнгинген в 1394 году, но замок так и не был покорен. Новогрудский замок был возведен с учетом достижений европейского зодчества как оборонительного, так и репрезентативного характера. Его облик менялся от века к веку. Судя по раскопкам, в начале ХІ века здесь появились деревянные постройки, а уже к середине того же столетия эта гора становится детинцем города ¾ местом пребывания князя, княжеской челяди и войска. Число деревянных построек ¾ жилых и хозяйственных ¾ возрастает в ХІІ ¾ ХІІІ столетиях. Это период экономического и культурного взлета Новогрудской земли, бурного развития ремесел. Тут выплавлялось железо и было налажено производство различных изделий из него, обрабатывались цветные и драгоценные металлы. Существовало гончарное, косторезное и другие ремесла. Расширялись связи города с внешним миром. Хотя по размерам укрепленной части ¾ детинца (2, 5 га) Новогрудок принадлежит к числу небольших городов, но по находкам импортных предметов роскоши он соперничает со всеми древнерусскими городами, располагая и совершенно уникальными вещами, о чем мы еще скажем подробнее. В начале ХІV века на детинце появляется, очевидно на месте прежней деревянной, каменная церковь Богородицы[9]. Ее фундамент был сложен из валунов, а стены толщиной 1, 2 м ¾ из большемерного кирпича с гладкой и бороздчатой поверхностью. Первоначально церковь была почти квадратной (12, 2× 13 м) и бесстолпной, затем в ней поставили четыре крестообразных столба, а церковь увеличили в восточном направлении и заменили круглую апсиду на прямоугольную. В таком виде памятник представлял собой синтез восточнославянского зодчества с романским и готическим стилями. Одновременно с церковью в южной части детинца возводится мастерская ¾ большое прямоугольное здание со скругленными углами, ориентированными по сторонам света. Над развалом кладки археологи нашли образок сцены Рождества Христова, представляющий исключительный интерес, ибо сотрудники Эрмитажа утверждают, что второй такой же образок, отлитый в одной форме с новогрудским, хранится в Ватиканском музее. А между башнями ставят дворец, двухэтажный, квадратный в плане, с массивным центральным столбом посередине и внутренними перегородками, которые членят постройку на три неравные части. Каждое помещение было перекрыто крестовыми сводами, пол настлан из досок. Стены дворца толщиной 1 ¾ 1, 2 м были сложены из булыжника, а с внутренней стороны облицованы кирпичом. Из кирпича же сделаны столб и перегородки. Как церковь, так и дворец были покрыты черепицей, а окна застеклены. В 1415 году здесь, в замке, вероятнее всего в описанной нами церкви, по инициативе Витовта собралось высшее духовенство ВКЛ на выборы литовско-русского митрополита, с тем чтобы создать в державе автокефальную православную церковь, независимую от Московской митрополии. 15 ноября собор торжественно объявляет митрополитом Киевским и всей Литовской Руси Григория Цамблака, болгарина по происхождению, но из семьи, которая осела на землях княжества. Витовт выделяет под усадьбу митрополита земли, лежащие к западу от города. До сих пор это село называют Митрополь. Однако пробыл Цамблак в Новогрудке недолго: его благословил болгарский патриарх, но не признал вселенский константинопольский, назвав московского митрополита Фотия митрополитом «всея Руси». И Григорий Цамблак удалился сначала в Сербию, где он был игуменом монастыря Св. Панкратия, а затем вернулся в Литву. С целью достижения церковной унии, о чем уже в то время мечтал Витовт, Цамблак был послан в 1418 году в Констанцу (ныне в Швейцарии), где проходил ХVІ Вселенский собор католической церкви, на котором предполагалось поднять вопрос об объединении православия и католицизма в глобальном масштабе. Но предложенная Цамблаком идея унии как равноправного союза между католической и православной церквами не нашла тогда поддержки ни у папы, ни у большинства православных епископов, и Цамблак вернулся в Вильню, а вскоре, в 1419 г., умер (по другим сведениям, он переселился в православную Молдавию, где под именем схимника Гаврилы занимался просветительской деятельностью, скончавшись в 1452 году в возрасте 88 лет). Витовт не назначил ему преемника, ибо в то время началось примирение с Москвой. Но за короткий срок пребывания в Новогрудке Цамблак, высокообразованный человек, автор двух десятков широко известных церковных произведений на славянском языке, пишет житие своего учителя, болгарского патриарха Евфимия Тырновского, которое стало одним из лучших произведений церковного житийного жанра в славянских литературах ХV века. Однако вернемся на Замчише, к упомянутой нами церкви. Во второй половине ХVІІ столетияее увеличиваютв два с половиной раза в западном направлении и целиком перестраивают в стиле барокко, щедро украшая стены карнизами, тягами и нишами. В центре южной стены возводят высокую стройную башню. Храм перестраивают для Трибунала ¾ высшего апелляционногосуда ВКЛ, заседавшего в церкви до 1775 года каждые два года, попеременно с Минском. Этот храм просуществовал до середины ХІХ столетия. Так от века к веку менялся облик детинца, который с постройкой замка стали именовать замчищем или замком. Строительство каменного замка растянулось на несколько столетий. И отсчет им был положен возведением Центральной башни, или Щитовки, к которой мы подойдем поближе.
Башня Щитовка, вал
Первым укрепленим деревянного детинца, расположившегося на крутой горе, был опоясавший его в середине ХІІ века вал высотой около 6 м и шириной у основания 25 ¾ 27 м, а на гребне 4 ¾ 5 м. С тыльной стороны и отчасти снаружи он был облицован камнем. Неприступность детинца усиливал ров глубиной 10 м и шириной 10 ¾ 12 м. Ров в случае опасности заполнялся водой ¾ об этом, в частности, рассказывает Ипатьевская летопись. Описывая поход галицко-волынских князей и татарских войск на Новогрудок в конце зимы 1274 года, летописец говорит, что войска союзников остановились, не дойдя до города. Огромные клубы пара, которые поднимались над Замковой горой, враги ошибочно приняли за конницу новогрудцев. И только татарские разведчики выяснили, что это была не конница, а пар от огромной массы вод, стекавших в ров. Вал и ров дополняли острокол и деревянные срубы-городни, что встали по кромке горы 20-метровой высоты с уклоном откосов почти в 60 градусов. В ХІІІ веке дерево заменяют кирпичом и камнем. Так появляются на Замковой горе башни-донжоны. Первая из них была та, у которой мы остановились. Однако перед нами лишь видимая часть башни, подобно видимой части айсберга. На семь с половиной метров стены этой башни уходят под землю и служат надежным и прочным фундаментом башне ХІV века, известной под названием Щитовка. Ее же предшественница ¾ башня-донжон была поставлена на этом месте в середине ХІІІ века, возможно при Миндовге и Войшелке, или чуть позже. Не исключено, что строили ее мастера с Волыни, когда город принадлежал галицко-волынскому княжеству. Башня была пятиярусная, квадратная в плане со стороной 12 м и стенами толщиной почти 3 м. Она замыкала кольцо земляного вала, выступая немного вперед. Немалая заслуга башни в том, что в конце ХІІІ ¾ ХІV веков новогрудский замок так и не был взят врагами, хотя нападали на город часто и галицко-волынские князья, и татары, и крестоносцы: Воззвала булла – и неудержимо, Крестом украсясь... Князей, вассалов ринулись дружины, Чтоб на Литву святой удар обрушить
К концу ХІV века башня-донжон была повреждена, и тогда же ее отстраивают, но не из камня, а из кирпича. В ту пору пятиярусная кирпичная башня имела въездные ворота, к которым спиралью поднималась проезжая дорога. Сейчас ворота замурованы. В высоту она достигала 25 м. Сначала была покрыта гонтом, а с ХV века ¾ черепицей. Башня Щитовка по форме четырехгранная призма, которая постепенно суживалась по высоте. Толщу стен прорезали бойницы стрельчатого очертания. В толще южной стены шла каменная лестница. Ярусы между собой соединялись деревянными лестницами. На восточной стене на уровне четвертого этажа видны остатки эркера[10], где, возможно, висел набатный колокол, созывавший население города в случае опасности. До конца ХІV века Щитовка оставалась единственным каменным сооружением замковых укреплений. С конца ХІV столетия, уже при Витовте, в Новогрудке начинаются большие строительные работы, совпавшие с подготовкой государства к решающему разгрому рыцарей Тевтонского ордена. В этой битве под Грюнвальдом принимала участие и Новогрудская хоругвь. Таким образом, вслед за Щитовкой поднимаются три 3-ярусные башни ¾ Костельная (по соседству со Щитовкой), Малая брама (еще один въезд в замок, она частично воспроизведена в последнее время) и Посадская, обращенная к древнему торгово-ремесленному посаду города ¾ так называемому Малому замку, где мы еще побываем. Тогда же у основания Замковой горы, где били ключи, возводится Колодезная башня (в замке не было колодца). В прясле стены, соединившей эту башню с колодцем, шел тайный проход к воде. Наконец, в конце ХV ¾ начале ХVІ века встает самая мощная башня ¾ Дозорца, а Малую браму прикрывает Меская, образуя перед входом в замок так называемый форбург. Семь башен соединялись между собой стенами восьмиметровой высоты и толщиной в 2, 6 м. Нижняя часть их была выложена комбинированной кладкой ¾ из кирпича и камня, а вверху шла кирпичная облицовка. Монолитный, суровый и одновременно неповторимо живописный облик новогрудского замка, каким стал он к началу ХVІ столетия, передает эта графическая реконструкция (показ фото). Таким образом, в свое время это была мощнейшая в Беларуси цитадель, которая впитала в себя лучшие достижения западноевропейского фортификационного искусства, органично соединенные с местными строительными традициями. Европейская готика на национальной почве дала всходы, удивляющие монументальностью и лаконизмом форм. К величайшему сожалению, судить об этом приходится лишь по реконструкциям археологов и описаниям историков архитектуры, ибо непоправимые разрушения, нанесенные замку войнами середины ХVІІ ¾ начала ХVІІІ столетия, сыграли свою роковую роль ¾ замок неуклонно разрушался с той поры и до наших дней, теряя одну за другой свои грозные башни, пока от них уже в прошлом веке не остались руины только двух башен ¾ Щитовки и Костельной. В проеме Костельной башни, словно специально созданном неумолимым временем в качестве декоративного обрамления для эффектных фотоснимков, мы с вами видим еще одну достопримечательность Новогрудка ¾ Фарный (приходский) костел Преображения Господня, или просто Фару, как называют костел новогрудцы. Фарный костел
Фарный костел ¾ одно из старейших зданий Новогрудка. Стоит он на месте готического храма, основанного в 1395 году при Витовте. Полагают, что костел был заложен на месте языческого капища бога Перуна, там, где стояли три огромных дуба. Предание гласит, что это капище устроили здесь кузнецы Миндовга, ковавшие оружие для его войска. Рядом с капищем на этом же пригорке, который именовали Священной горой, была и сама кузница, а огибавшая Замковую гору улица в прошлом не случайно носила название Ковальской. Костел долгое время был деревянным, только в первой половине ХVІІ века при нем появились две каменные граненые каплицы, которые были впоследствии искусно включены в новый храм, освященный в 1723 году. Чтобы соединить их в один объем, стену главного фасада и башни слегка сдвинули относительно продольной оси здания, что придает ему замаскированную асимметричную композицию. Стены по периметру завершены единой тягой карниза, которая делит фасад на высокую нижнюю часть и треугольный аттиковый фронтон между четвериковыми башнями, накрытыми черепичными шатрами. Оконные проемы и ниши имеют полуциркульное завершение. В интерьере однонефного храма ¾ цилиндрический свод. Костел завершен полукруглой апсидой и накрыт высокой черепичной крышей, подчеркивающей стройную стать памятника. Хотя Фара и возводилась в пору господства зрелого барокко, фасад был решен в архаично-ренессансной манере: арсенал архитектурной пластики очень сдержан. Закладывая новогрудскую Фару, вряд ли мог предполагать великий князь литовский Витовт, что спустя 27 лет он окажется здесь в качестве свата польского короля Ягайло, но именно такой сюрприз и преподнесла ему история. В 1422 году тут состоялось торжественное бракосочетание 74-летнего короля польского Ягайлы с его четвертой женой 17-летней Софьей Гольшанской, которая положила начало династии Ягеллонов, правивших Литвой, Польшей, Чехией, Венгрией и Швецией почти 200 лет. Венчание состоялось не в Кракове или Вильне, а в древней столице Великого княжества Литовского ¾ Новогрудке. Такова была дань традиции, которую отдал Новогрудку Ягайло. Интересны своими историческими достопримечательностями каплицы костела. В каплице Божией Матери хранится чудотворная икона Божией Матери Новогрудской, которой в детстве был излечен от болезни Адам Мицкевич, вспомнивший эту икону в поэме «Пан Тадеуш»:
Ты град Новогрудский от зла И бед охраняешь...
И к ней же обращался он из своего изгнания со словами:
О Матерь Божия... Позволь душе моей перелелеть отсюда К лесам задумчивым, к зеленым луговинам, Бегущим к Неману по склонам и долинам.
Чуть позже мы скажем об этой иконе подробнее, а тут вспомним о том, что в древней каплице Божиего Тела помещен большой мраморный барельеф, посвященный участникам битвы с турками под Хотином[11] в 1621 году. Памятник поставлен новогрудским каштеляном Иоанном Рудоминой спустя 20 лет после сражения. Из хроники хотинского сражения известно, что в резерве стоял только один конный полк под командованием упомянутого каштеляна. В решительный момент удар 720 отборных всадников и решил исход битвы. Современники сравнивали борцов за отчизну со спартанцами, защищавшими Фермопилы. Поскольку памятник сооружен в Новогрудке, надо думать, что основной костяк этого полка составляли наши земляки. Благодаря этому барельефу мы знаем имена тех, кто погиб во время решающей атаки. Девять обезглавленных, но с оружием в руках фигур и десятый воин, выдвинутый вперед, у которого голова не отрублена, ¾ это и есть начальник хоругви Иоанн Рудомина, раненный в бою, но оставшийся в живых, на чью долю выпала честь увековечить память своих соратников. Так прочитывается композиция памятника. Память о погибших под Хотином новогрудских рыцарях соседствует здесь, в Фаре, со светлой памятью о жертвенной смерти монахинь-назаретянок в 1943 году в окрестностях Новогрудка. Останки 11 блаженных сестер хранятся в каплице. 5 марта юбилейного 2000 года на площади Св. Петра в Риме Папа Иоанн Павел ІІ провел беатификацию сестер-назаретянок из Новогрудка, на которой присутствовало 45 тысяч пилигримов. Беатификация ¾ это признание духовного величия одиннадцати мучениц, расстрелянных немецкими карателями 1 августа 1943 года. Своей смертью сестры из ордена Пресвятой Семьи из Назарета спасли жизнь 120 арестованным гитлеровцами мирным гражданам Новогрудка. Их жертва не была забыта. 14 лет шла подготовка к беатификации. И вот теперь, причисленные к лику блаженных, сестры могут просить у Бога милости для новогрудской земли и ее жителей. Своими именами они пополнили золотую сокровищницу памяти Новогрудка. В этой сокровищнице и имя гениального Адама Мицкевича, который в этом костеле 22 февраля 1799 был крещен, о чем свидетельствуют слова, высеченные на мраморной плите, прикрепленной у входа внутри храма. Памятник поэту ¾ Курган Бессмертия насыпан на соседней возвышенности, так называемом Малом замке, бывшем окольном граде Новогрудка, куда мы сейчас пройдем.
|