Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Указатель на Руту
Слева от дороги мы видим указатель на Руту. Сел с таким именем тут несколько: Дольная, Горная Рута и две просто Руты. О том, что из Руты родом известный религиозный деятель Иосиф Рутский, униатский митрополит, мы еще скажем, будучи в Новогрудке. Но эти наикрасивейшие места связаны и с семьей Мицкевичей. Тут находилась усадьба новогрудского юриста, лучшего друга Миколая Мицкевича — Медарда Ростоцкого, ставшего опекуном Адама после смерти его отца. Здесь часто бывал молодой Мицкевич в 1813 – 1815 и в 1819 – 1821 годах, сюда постоянно наезжали его братья, для которых Ростоцкий стал почти что отцом. Своего «любимого опекуна» Адам сделал одним из главных героев поэмы «Пан Тадеуш» — судьей Соплицей. В самом начале поэмы есть трогательная сцена встречи Судьи с Тадеушем, когда тот приехал после учебы на побывку в Соплицово: Вiталiся пры людзях неяк сарамлiва: Юнак пацалаваў Суддзю ў руку пачцiва... І ўсiм, хто там прысутнiчаў, была прычына Сцвярджаць, што любiць пан Тадэвуша, як сына.
О Руте упомянул Мицкевич в своей наполненной мистикой балладе «Люблю я». По его словам, эта баллада — пересказ сельской песни. Написана она была в ту пору, когда разгоралась любовь поэта к Марыле Верещака. Посылая из Ковны балладу своим друзьям, Адам прилагает к ней стихотворение «Друзьям», в котором есть такие строки:
Той, хто праславiцца пэндзлем захоча, Хай з яе пiша партрэты, Рыфмай бяссмертнай звiнiце ахвоча, Слаўце Марылю, паэты.
И далее: Вось чаму ў Руце, сябрам апаўночы, Я, дзеля добрай парады, Мiлай Марылi чытаў неаднойчы Словы страшлiвай балады.
Уже находясь в эмиграции, поэт не раз припоминал этот уголок Новогрудчины, сравнивая его с пейзажами французского Фонтенбло[6] и отдавая свое предпочтение Руте. Как знать, может быть, именно эту воистину прекрасную Руту избрал в ХІІІ веке своей резиденцией князь Миндовг. Историки давно спорят, где находилась упомянутая в летописи Ворута, в которой Миндовг нашел защиту от своих врагов. Не является ли это название в летописном тексте соединением предлога «во» с именем Руты? Такую гипотезу высказал Микола Ермолович в ряде своих работ, и его доводы звучат вполне убедительно. НОВОГРУДОК
Новогрудок виден издалека. Он подобен стародавней чаше, которую подняли к небу боги. Новогородок, Новгородок, Новгородец, Новогород ¾ как только не называли его в прошлом! А местные жители и сегодня именуют его Наваградком, вопреки тому полонизированному имени Новогрудок, которое закрепилось за ним официально. Десять веков тому назад поднялся этот город в центре возвышенности, которая тут резко спадает к Неману и посечена ярами. Новогрудские холмы ¾ одни из самых высоких в Беларуси. Этот волшебный пейзаж будто изначально был помечен перстом истории. И эту печать избранничества Новогрудок пронес через столетия. Века приходили и уходили, но не прошли без следа. Они в летописях, памятниках города, в его домах и улицах. Многое уцелело, но еще больше потеряно. Вот почему так неразделимы здесь явь и легенды, строки летописи и предания. Вот почему и историки, и археологи, и архитекторы в своих работах о Новогрудке повторяют слова «возможно», «вероятно». Летописная история Новогрудка полна неясностей. Какое из многочисленных летописных упоминаний Нового города ¾ а именно это словосочетание и лежит в основе названия Новогрудка ¾ отнести именно к нему? Вопрос не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Тут можно выстроить целый ряд дат, но, очевидно, самой близкой к истине будет 1044 год. Под этим годом в Софийской І и Новгородской ІV летописях говорится: «Ходи Ярослав на Литву, а на весну заложил Новогород и сделал и». Тут имя Новогорода стоит рядом с именем Литвы, и в дальнейшем эта связь окрепнет настолько, что именно Новогрудок станет столицей Литовской Руси — предвестницы Великого княжества Литовского. В пользу этой даты свидетельствуют и находки археологов: люди, судя по всему, начали обживать эти места уже в Х веке, и Ярослав Мудрый заложил Новогрудок не на пустом месте. Уже к 50 ¾ 60-ым годам ХІІІ столетия вокруг Новогрудка сложилась целая историческая область ¾ Новогородская земля, которая достигла высокого экономического и культурного развития. Это был край развитых ремесел. Здесь складывалась своя правящая элита, к которой и перешла от Полоцка инициатива в создании белорусской государственности. Так пробил звездный час человека, имя которого значится и на скрижалях истории, и в памяти десятков поколений новогрудцев. Имя его восславлено поэтами и прозаиками, художниками и скульпторами. Дано оно и этому холму, под которым он, по преданию, был похоронен, но и сегодня, спустя почти семь с половиной веков со дня своей смерти, с золотого трона взирает на всякого, кто въезжает в Новогрудок. Это имя ¾ Миндовг.
|